Слово.ру: Балтийский акцент

2021 Том 12 №3

Назад к списку Скачать статью Download the article

Режиссерская интерпретация драматургического произве­дения с позиций семиотической креативности

Theatrical interpretation of a literary work from the standpoint of semiotic creativity
DOI
10.5922/2225-5346-2021-3-8
Страницы / Pages
125-141

Аннотация

Представлен анализ семиотического аспекта поэтики драмы как художественной коммуникативной системы. Включив столетие назад в научный обиход понятие поэ­тической функции, Р. Якобсон заложил основы актуального на сегодняшний день под­хода к изучению разных типов дискурса с позиций лингвопоэтичности и лингвокреа­тивности как непременных условий художественной выразительности. В статье кре­ативность рассмотрена применительно к дискурсивному пространству драмы, объ­единяющему драматургическое произведение и его режиссерские интерпретации. По­ставив задачу выявить уровни креативности при трансформации пьесы в спектакль, автор предлагает подход, основанный на понятии семиотического резонанса — «со­звучия» знаков одной или разных знаковых систем, возникающего при рекуррентном кодировании исходного содержания. Исследовательский корпус включает 22 режиссер­ские интерпретации пьесы А. Вампилова «Старший сын», вошедшие в программу Меж­дународного онлайн-фестиваля одной пьесы «Старший сын — 55» (ноябрь 2020 го­да). Сопоставительный анализ разных сценических постановок позволил выде­лить не­сколько уровней креативности, соотносимых, с одной стороны, со степенью прагма­тической тождественности пьесы и спектакля, а с другой — с прагматиче­скими эф­фектами, результирующими семиотический резонанс, который неизбежно возникает при корреляциях исходного содержания и содержания, созданного в процессе моно- и полимодальных трансформаций.

Abstract

The study presents the results of linguosemiotic analysis of sign correlations between the play “The Elder Son” by Vampilov and 22 theatrical performances based on it (The Interna­tional on-line Festival “The Elder Son — 55”, November, 2020). The play and its multimodal interpretations are viewed as parts of a unique communicative space. These parts may be specified as the original communicative situation and the ‘derivatives’ characterized by semi­otic creativity of their authors — the playwright and the directors. The concept of semiotic resonance is used as a tool that can help to deepen the analysis of the meaning construction in the heterogeneous discourse of drama. Semiotic resonance is understood as the correlations of recurrently used signs accompanied by the amplification of meaning and emergence of new semantic projections. The investigation of the play — theatrical performance transformations made it possible to identify the specific levels of semiotic creativity, which correspond to the degree of pragmatic identity of the original content and its modulations. The author singled out the level of pragmatic equivalence and the level of pragmatic modulation, which account for different pragmatic effects produced and illustrated the realization of the poetic function of a sign in a multimodal discourse.

Список литературы

Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством. М., 2009.

Заботкина В. И. К вопросу о соотношении семиотики и когнитивной линг­вистики // Языковые параметры современной цивилизации : сб. тр. / под ред. В. З. Демьянкова, Н. М. Азаровой, В. В. Фещенко, С. Ю. Бочавер. М., 2013. С. 278—285.

Золян С. Т. О взаимодействии лексических значений: контекстная зависи­мость и семантическое принуждение // Иностранные языки в высшей школе. 2019. Вып. 4. С. 20—29.

Зыкова И. В. Лингвокреативность с позиции лингвокультурологии: теория, метод, анализ // Язык. Сознание. Коммуникация. М., 2016. Вып. 53. С. 136—151.

Ирисханова О. К. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные име­на. М., 2004.

Ирисханова О. К. Когнитивный резонанс и его вербальные и невербальные проявления // Когнитивные исследования языка. М., 2018. Вып. 32. С. 334—344.

Киосе М. И. Когнитивно-семиотические основания лингвокреативности дискурса: методика анализа // Уральский филологический вестник. 2020. № 2. С. 37—47.

Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984.

Логинова Е. Г. Когнитивные механизмы семиотического резонанса в тексте пьесы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 4. С. 78—87.

Логинова Е. Г. Семиотический резонанс при трансформации пьесы в спек­такль // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 4. С. 54—65.

Лотман М. Ю. Об искусстве. СПб., 1998.

Соколова О. В. Дискурс-«логофаг»: границы лингвокреативности и стерео­типности в рекламе // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 114—142.

Степанов Ю. С. В мире семиотики // Семиотика : антология / сост. Ю. С. Сте­панов. М., 2001. С. 5—42.

Фатеева Н. А. Языковая креативность: подступы к теме // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2016. Вып. 7. С. 13—28.

Фещенко В. В. От лингвоэстетики к лингвоэвристике: словотворчество в ху­до­же­ственном и научном дискурсах // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 92—113.

Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. / под ред. Е. Я. Басина и М. Я. Полякова. М., 1975. С. 193—230.

Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлеб­никову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 272—316.

Barthes R. The Theory of the Text // Untying the Text: A Post-Structural Reader. L., 1981. P. 31—47.

Carter R. Language and creativity: the art of common talk. L., 2004.

Du Bois J. W. Towards a dialogic syntax // Cognitive Linguistics. 2014. Vol. 25, iss. 3. P. 359—410.

Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. L. ; N. Y., 2002.

Garrod S., Pickering M. Interactive alignment and prediction in dialogue // Ad­vances in Interaction Studies. 2013. Vol. 6. P. 193—204.

Gibbs R. W. The poetics of mind: Figurative thought, language and understand­ding. Cambridge, 1994.

Kecskes I. A Dialogic Approach to Pragmatics // Russian Journal of Linguistics. 2016. Vol. 20, iss. 4. P. 26—42.

Langacker R. W. Consciousness and Subjectivity // Language, Structure, Dis­course and the Access to Consciousness / ed. by M. Stamenov. Amsterdam, 1997. P. 49—76.

Langlotz A. Language, creativity, and cognition // The Routledge Handbook of Language and Creativity. L., 2015. P. 40—60.

Morris Ch. Writings on the general theory of signs. The Hague ; P., 1971.

Performance and Cognition: Theatre studies and the cognitive turn / ed. by B. McConachie, F. E. Hart. N. Y. ; L., 2011.

Reference

Barthes, R., 1981. The Theory of the Text. In: Untying the Text: A Post-Structural Reader. London: Routledge, pp. 31—47.

Carter, R., 2004. Language and creativity: the art of common talk. London: Routledge.

Dem'yankov, V. Z., 2009. Language and speech creativity. In: Yazyk kak mediator mezhdu znaniem i iskusstvom [Language as a mediator between knowledge and art]. Moscow, pp. 11—19 (in Russ.).

Du Bois, J. W., 2014. Towards a dialogic syntax. Cognitive Linguistics, 25 (3), pp. 359—410.

Elam, K., 2002. The Semiotics of Theatre and Drama. 2nd ed. London; New York: Routledge.

Fateeva, N. A., 2016. Language creativity: approaches to the topic. In: Trudy Insti­tuta russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova [Proceedings of the Institute of the Russian Language named for V. V. Vinogradov], 7, pp. 13—28 (in Russ.).

Feshchenko, V. V., 2020. From Linguistic Aesthetics to Linguistic Heuristics: Ver­bal Creativity in Literary and Academic Discourses. Kritika i semiotika [Critique and Semiotics], 1, pp. 92—113 (in Russ.).

Garrod, S., Pickering M., 2013. Interactive alignment and prediction in dialogue. Advances in Interaction Studies (AIS). Vol. 6, pp. 193—204.

Gibbs, R. W., 1994. The poetics of mind: Figurative thought, language and understan­ding. Cambridge: Cambridge University Press.

Iriskhanova, O. K., 2004. O lingvokreativnoi deyatel'nosti cheloveka: otglagol'nye ime­na [About linguocreative human activity: verbal names]. Moscow (in Russ.).

Iriskhanova, O. K., 2018. Cognitive resonance: verbal and non-verbal dimensions. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive Studies of Language], 32, pp. 334—344 (in Russ.).

Jakobson, R. O., 1975. Linguistics and poetics. In: Strukturalizm: “za” i “protiv” [Struc­turalism: “pro” and “contra”]. Moscow, pp. 193—230 (in Russ.).

Jakobson, R., 1985. Izbrannye raboty [Selected works]. Moscow (in Russ.).

Jakobson, R., 1987. The latest Russian poetry. First sketch: Approaches to Khleb­nikov. In: Raboty po poetike [Works on poetics]. Moscow, pp. 272—316 (in Russ.).

Kecskes, I., 2016. A Dialogic Approach to Pragmatics. Russian Journal of Linguis­tics, 20 (4), pp. 26—42.

Kiose, M. I., 2020. Linguistic creativity in discourse: the research perspective of cognitive semiotics. Ural’skiy filologicheskiy vestnik [Ural Philological Bulletin], 2, pp. 37—47 (in Russ.).

Kolshanskiy, G. V., 1984. Kommunikativnaya funktsiya i struktura yazyka [The com­mu­nicative function and the structure of language]. Moscow (in Russ.).

Langacker, R. W., 1997. Consciousness and Subjectivity. In: M. Stamenov ed. Lan­guage, Structure, Discourse and the Access to Consciousness. Amsterdam: John Benja­mins, pp. 49—76.

Langlotz, A., 2015. Language, creativity, and cognition. In: The Routledge Hand­book of Language and Creativity. London: Routledge, pp. 40—60.

Loginova, E. G., 2018. Cognitive mechanisms of semiotic resonance in plays. Vo­prosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 4, pp. 78—87 (in Russ.).

Loginova, E. G., 2019. Semiotic resonance between a play and its theatrical perfor­mance. Voprosy kognitivnoy lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 4, pp. 54—65 (in Russ.).

Lotman, M. Yu., 1998. Ob iskusstve [About art]. St. Petersburg (in Russ.).

McConachie, B., Hart F. E. eds., 2011. Performance and Cognition: Theatre studies and the cognitive turn. London; New York: Routledge.

Morris, Ch., 1971. Writings on the general theory of signs. The Hague, Paris: Mou­ton de Gruyter.

Sokolova, O. V., 2020. Discourse-“Logophagus”: The Boundaries of Linguistic Creativity and Stereotypy in Advertising. Kritika i semiotika [Critique and Semiotics], 1, pp. 114—142 (in Russ.).

Stepanov, Yu. S., 2001. In the world of semiotics. In: Semiotika: Antologiya [Semio­tics: Anthology]. 2nd ed. Moscow, pp. 5—42 (in Russ.).

Zabotkina, V. I., 2013. On the relationship between semiotics and cognitive lin­guistics. In: V. Z. Dem’yankov, N. M. Azarova, V. V. Feshchenko, et al. eds. Yazykovye parametry sovremennoy tsivilizatsii. Sbornik trudov [Language parameters of modern ci­vilization. Collection of works]. Moscow; Kaluga, pp. 278—285 (in Russ.).

Zolyan, S. T., 2019. On interaction of lexical meanings: context-dependence and semantic coercion. Inostrannye yazyki v vysshej shkole [Foreign Languages in Tertiary Education], 4, pp. 20—29 (in Russ.).

Zykova, I. V., 2016. Linguistic creativity in a linquoculturological perspective: the­ory, method, research findings. In Yazyk. Soznanie. Kommunikatsiya [Language. Mind. Communication], 53. Moscow, pp. 136—151 (in Russ.).