Кантовский сборник

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Возвращая «культурный мандат»: Идея устойчивого развития в кантианской перспективе

Reclaiming the “Cultural Mandate”: The Idea of Sustainable Development in the Kantian Perspective
DOI
10.5922/0207-6918-2023-2-4
Страницы / Pages
68-94

Аннотация

В докладе Римскому клубу «Come on! Капитализм, недальновидность, население и разрушение планеты» (2018) Кант наряду с другими «старыми» просветителями представлен вдохновителем мировоззрения, приведшего к дестабилизации условий существования человечества. Авторы доклада призывают отказаться от «старого Просвещения» с его индивидуализмом, верой в рынок и потребительским отношением к природе. Я утверждаю, что такая оценка философии Канта является безосновательной и что его идеи позволяют как провести более глубокую диагностику кризиса, так и предложить более основательную стратегию его преодоления. Сначала излагается позиция авторов доклада в отношении утраты устойчивости в развитии и их видение его причин в философии Просвещения. Далее дается очерк истории и содержания понятия «устойчивое развитие» и предлагается анализ истоков прогрессистской установки на покорение природы, лежащих за пределами Нового времени в идее «культурного мандата». Затем представлен кантианский диагноз причин кризиса в несостоявшемся «совершеннолетии». Сформулированная авторами доклада идея «наполненного мира» сопоставлена с идеей «совершеннолетнего мира», а их диагноз «капитализм — недальновидность — истощение ресурсов» — с кантовскими оценками попыток бегства от трудностей настоящего в прошлое и в будущее. Указаны предложенные Кантом решения некоторых конкретных проблем, перечисленных в докладе. Вместо фактически предлагаемой авторами доклада стратегии «возвращения культурного мандата», то есть сокращения использования человечеством природных ресурсов, кантовский ответ на кризис — «коперниканский переворот» и обращение культурного усилия на внутреннее нравственное развитие человека.

Abstract

In the Club of Rome report Come on! Capitalism, Short-Termism, Population and the Destruction of the Planet (2018) Kant, along with other “old” Enlighteners, is presented as the father of a world-view which led to the destabilisation of the environment in which humanity exists. The authors of the report argue that the “old Enlightenment” with its individualism, faith in the market and a consumerist attitude to nature should be scrapped. I maintain that this assessment of Kant’s philosophy is groundless and that his ideas allow us both to conduct a more profound diagnosis of the crisis and to propose a more solidly founded strategy of overcoming it. First, I sum up the position of the authors concerning the loss of sustainability of development which they attribute to the philosophy of Enlightenment. Next, I outline the history and content of the notion of “sustainable development” and offer an analysis of the sources of progressivist commitment to the conquest of nature which lie outside Modern Times in the idea of the “cultural mandate”. Then I present the Kantian diagnosis of the causes of the crisis which attributes it to humankind’s failure to “mature”. I compare the idea of “the full world” formulated by the authors of the report with the idea of the “the world come of age” and their diagnosis of “capitalism — short-termism — depletion of resources” with the Kantian assessment of the attempts to escape from the predicaments of the present into the past or the future. I draw attention to Kant’s solutions to some of the specific problems indicated in the report. Instead of the strategy of “return of the cultural mandate”, proposed at this time by the authors of the report, the Kant­ian answer to the crisis is a “Copernican turn” and re-direction of the cultivating effort to the inner moral development of the human being.

Список литературы

Бонхёффер Д. Письма другу // Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность / пер. А. Б. Григорьева. М. : Прогресс, 1994. С. 110—295.

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1978. Т. 2. С. 5—214.

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / пер. Г. Г. Слюсарева // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1989. Т. 1. С. 250—296.

Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М. : Наука, 1980а. С. 78—277.

Кант И. Конец всего сущего // Трактаты и письма. М. : Наука, 1980б. С. 279—291.

Кант И. Логика // Трактаты и письма. М. : Наука, 1980в. С. 319—444.

Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994a. Т. 2. С. 203—265.

Кант И. О недавно возникшем барском тоне в философии // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994б. Т. 1. С. 479—527.

Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994в. Т. 1. С. 125—147.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994г. Т. 1. С. 149—194.

Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994д. Т. 1. С. 195—237.

Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994е. Т. 1. С. 239—351.

Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, 1997. Т. 3. С. 39—275.

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Ю., Беренс III В. Пределы роста / пер. с англ. ; предисл. Г. А. Ягодина. М. : Изд-во Московского университета, 1991.

Паскаль Б. Мысли / пер. Ю. А. Гинзбург. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1995.

Сахаров А. Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе [1968]. URL: https://www.sakharov-archive.ru/sakharov/works/razmyshleniya/ (дата обращения: 01.12.2022).

Старцева А., Сабанов А. О. Иммануил Кант и «новое Просвещение». Обзор международной научной конференции // Кантовский сборник. 2023. Т. 42, № 1. С. 132—145. doi: 10.5922/0207-6918-2023-1-7.

Фёгелин Э. Новая наука политики. Введение / пер. Н. Селиверстова. СПб. : Владимир Даль, 2021.

Чернов С. А., Шевченко И. В. Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М. : Прогресс-Традиция, 2010.

Bacon F. Valerius Terminus: of the Interpretation of Nature // The Works of Francis Bacon. Cambridge : Cambridge University Press, 2011. Vol. 3. Р. 215—253.

Betz J. After Enlightenment: The Post-Secular Vision of J. G. Hamann. Oxford : John Wiley & Sons, 2012.

Crowe B. Jacobi and Philosophy : Rationalism and Skepticism // Friedrich Jacobi and the End of the Enlightenment: Religion, Philosophy, and Reason at the Crux of Modernity / ed. by A. J. B. Hampton. Cambridge : Cambridge University Press, 2023. Р. 9—33.

Harrison P. Subduing the Earth: Genesis 1, Early Modern Science, and the Exploitation of Nature // The Journal of Religion. 1999. Vol. 79, № 1. Р. 86—109.

Harrison P. The Fall of Man and the Foundations of Science. Cambridge : Cambridge University Press, 2007.

Howarth R. Sustainability under Uncertainty: A Deontological Approach // Land Economics. 1995. Vol. 71, № 4. Р. 417—427. https://doi.org/10.2307/3146707.

Kant and the Possibility of Progress: From Modern Hopes to Postmodern Anxieties / ed. by P. Т. Wilford, S. А. Stoner. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 2021.

Lahat G. М. The Political Implications of Kant’s Theory of Knowledge: Rethinking Progress. Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2013.

Moran K. Community and Progress in Kant’s Moral Philosophy. Washington : Catholic University of America Press, 2012.

Mulia P., Behura A., Kar S. The Moral Imperatives of Sustainable Development: A Kantian Overview // Problemy Ekorozwoju — Problems of Sustainable Development. 2018. Vol. 13, № 2. P. 77—82.

Our Common Future (Brundtland Report) / UN World Commission on Environment and Development, Brundtland G. H. Oxford : Oxford University Press, 1987.

Pascal B. Les pensées de Pascal disposées suivant l’ordre du cahier autographe / intr. et notes par G. Michaut. Fribourg : Librairie de l’Université, 1896.

Rawls J. A Theory of Justice. Revised edition. Cambridge, MA : Harvard University Press, 1999.

Schönfeld M. Green Kant: Environmental Dynamics and Sustainable Policies // Environmental Ethics / ed. by L. P. Pojman, P. Pojman. Belmont : Thomson-Wadsworth, 2008. Р. 49—60.

Weizsäcker E. Science and Long-Term Thinking — The Club of Rome, a Club of Long-Term Thinkers // Europhysics News. 2019. Vol. 50, № 2. Р. 29—31.

Weizsäcker E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-Termism, Population and the Destruction of the Planet. N. Y. : Springer, 2018.

White L. The Historical Roots of Our Ecologic Crisis // Science. 1967. Vol. 155, № 3767. Р. 1203—1207.