Кантовский сборник

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Анджолини vs Кант: к философскому наследию Полоцкой иезуитской академии

Angiolini vs Kant: Philosophical Endeavour at the Polotsk Jesuit Academy
DOI
10.5922/0207-6918-2023-1-6
Страницы / Pages
107-131

Аннотация

Движение за возрождение схоластической традиции (неосхоластика) стало ответом на ее сокрушительную критику представителями эпохи Просвещения, приведшую к разрушению традиционной метафизики и гносеологического оптимизма — двух основных столпов европейской религиозной философии. Варианты рецепции идей кантовского наследия в неосхоластике многогранны — от полного неприятия до использования для обновления философского фундамента религиозной философии. Творческое наследие Полоцкой иезуитской академии является в этом отношении одной из первых попыток осмысления идей Канта и противостояния им в рамках схоластической традиции. В связи с этим представляется актуальным определить, каким образом воспринимались программные установки учения Канта в одном из немногих сохранявшихся в начале XIX в. центров иезуитской философии, располагавшихся на территории Российской империи, — в Полоцкой иезуитской академии. Предметом исследования стала попытка критического анализа идей немецкого мыслителя, предпринятая в работе «Философские наставления для учащихся Полоцкой академии» преподавателя этой академии Джузеппе Анджолини. Анджолини постоянно обращается к фигуре Канта в своих рассуждениях, усматривая в нем основного идеологического соперника. Идеи, артикулированные в «Философских наставлениях», оказали влияние на формирование философской позиции выпускников академии, которые, в свою очередь, внесли весомый вклад в становление белорусской интеллектуальной традиции. Соотношение кантовских идей и идей, воспринятых Анджолини из схоластической традиции, анализируется через осмысление использования таких общих для обоих направлений понятий, как трансцендентальное, эмпирическое и чувственное, самоочевидные истины, общее чувство.

Abstract

The movement for the revival of the Scholastic tradition (Neo-Scholasticism) was a reaction to devastating criticism by the representatives of Enlightenment which led to the destruction of traditional metaphysics and of epistemological optimism, the two pillars of European religious philosophy. Reception of Kantian ideas in Neo-Scholasticism varied from total rejection to its use in renewing the philosophical foundation of religious philosophy. In this regard the legacy of the Polotsk Jesuit Academy was one of the first attempts to interpret Kant’s ideas and confront them in the framework of the Scholastic tradition. It is therefore not irrelevant to look at how Kant’s programmatic ideas were perceived at the Polotsk Jesuit Academy, one of the few centres of Jesuit philosophy that survived in the territory of the Russian Empire in the early nineteenth century. The object of this study is the attempt at a critical analysis of Kant made in the Philosophical Instructions for Students at the Polotsk Academy by the Academy’s professor, Giuseppe Angiolini. Angiolini constantly refers to Kant in his reasoning and sees him as his main ideological rival. The ideas articulated in the Philosophical Instructions influenced the philosophical positions of the Academy’s graduates who in turn made a tangible contribution to the development of the Belarusian intellectual tradition. The relationship between Kant’s ideas and the ideas Angiolini drew from the Scholastic tradition is analysed through the use of the concepts that are common to both trends, such as the transcendental, the empirical and the sensible, self-evident truths and common sense.

Список литературы

Арапов А. В. Неосхоластика: история и основные концепции // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Философия. 2015. № 3. С. 51—58.

Блинова Т. Б. Иезуиты в Беларуси (Их роль в организации образования и просвещения). Гродно : ГрГУ, 2002.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Соч. : в 2 т. / пер. с лат. и фр. ; сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М. : Мысль, 1989. Т. 1. C. 250—296.

Евстигнеев М. Д. Что такое кантовская философия математики? Обзор современных исследований // Кантовский сборник. 2021. Т. 40, № 2. С. 151—178. doi: 10.5922/0207-6918-2021-2-6.

Инглот М. Общество Иисуса в Российской Империи (1772—1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире / пер. А. Коваля. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 4. С. 5—151.

Кант И. Критика способности суждения // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, 2001. Т. 4.

Кант И. Критика чистого разума (В) // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, 2006. Т. 2, ч. 1.

Кузнецова И. С. О специфике математических понятий // Кантовский сборник. 1980. Вып. 5. С. 28—38.

Легчилин А. А. Немецкая философия в интеллектуальной культуре Северо-Западного края Российской империи: историографический обзор // Национальные культуры в межкультурной коммуникации (Новая парадигма охраны культурного и природного наследия) : сб. науч. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф., Минск (11—12 апреля 2019 г). / под ред. Т. С. Супранковой. Минск : Колорград, 2019. С. 43—50.

Легчилин А. А., Климович А. И. Идеи неосхоластики в белорусском историко-культурном пространстве // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2017. № 2. С. 4—11.

Паульсен Ф. Иммануил Кант, его жизнь и учение / пер. с нем. Н. О. Лосского. СПб. : Образование, 1899.

Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла / пер. Ю. Е. Милютина. СПб. : Алетейя, 2000.

Румянцева Т. Г. И. Кант и его наследие в белорусской философии советского и постсоветского периодов // Кантовский сборник. 2021. Т. 40, № 3. С. 127—149. doi: 10.5922/0207-6918-2021-3-5.

Савинов Р. В. Развитие эпистемологии неосхо­лас­тики и неотомизма в 1840—1920-е гг. // Философский журнал. 2019. Т. 12, № 2. С. 64—77. doi: 10.21146/2072-0726-2019-12-2-64-77.

Савинов Р. В. У истоков несхоластической трактовки кантианства: от Ч. Бальдинотти до Й. Клейтгена // Философский журнал. 2021. Т. 14, № 1. С. 113-128. doi: 10.21146/2072-0726-2021-14-1-113-128.

Шалькевич В. Ф. Общественно-политическая и фило­софская мысль Беларуси в первой половине ХIX века : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Минск : БГУ, 1993.

Шалькевич В. Ф., Легчилин А. А. Рецепция филосо­фии И. Канта в Беларуси и Литве в первой трети XIX века // Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта : тр. междунар. семинара и междунар. конф. : в 2 ч. / под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. Ч. 1. C. 87—98.

Юнкер-Кенни М. Перелом или тупик? Дебаты в рамках теологической рецепции кантовской фило­софии // Кантовский сборник. 2021. Т. 40, № 4. С. 121—155. doi: 10.5922/0207-6918-2021-4-5.

Angiolini G. Institutiones philosophicae аd usum studiosorum Academiae Polocensis. Polock : Typis Academicis, 1819.

Bayer T. I. Vico’s Principle of Sensus Communis and Forensic Eloquence // Chicago-Kent Law Review. 2008. Vol. 83, №3. Р. 1131—1155.

Bednarski S. Upadek i odrodzenie szkół jezuickich w Polsce: studjum z dziejów kultury i szkolnictwa polskiego. Kraków : Wydawnictwo Księży Jezuitów, 1933.

Buczyński V. Institutiones philosophicae. Pars prima. Continens logicam cum praevia in universam philosophiam introductione. Viennae : Typis Congregationis Mechitaristicae, 1843.

Chmielowski P. Liberalizm i obskurantyzm na Litwie i Rusi (1815—1823). Warszawa : Drukarnia artystyczna Saturnina Sikorskiego, 1883.

Darowski R. Giuseppe Angiolini S. J. (1747—1814), profesor filozofii w Akademii Połockiej // Forum Philosophicum. 2006а. № 11. Р. 223—229. doi: 10.35765/forphil.2006.1101.14.

Darowski R. Giuseppe (Joseph) Angiolini, S. J. (1747—1814), Professor of Philosophy at The Polotsk Academy // Forum Philosophicum. 2006б. № 11. P. 230—233. doi: 10.35765/forphil.2006.1101.15.

Dvořák P. Self-Evident Prepositions in Late Scholasticism: The Case of “God Exists” // Acta Comeniana. 2015. № 27. Р. 47—73.

Giżycki J. M. A. Materiały do Dziejów Akademii Połockiej і szkół od niej zależnych. Kraków : Druk. W. L. Anczyca i Spółki, 1905.

Kadulska I. The Połock Academy (1812—1820): An Example of the Society of Jesus’s Endurance // Jesuit Survival and Restoration : Global History 1773—1900 / ed. by R. A. Maryks, J. Wright. Leiden : Brill, 2014. P. 83—98. doi: 10.1163/9789004283879_007.

Kant und der Katholizismus: Ausstellungskatalog / hrsg. von K. W. Littger. Wiesbaden : Otto Harrassowitz, 2005.

Leinsle U. G. Ontology and Experience — Rodrigo de Arriaga and Christoph Haunold on the “Species Sensibiles” // Filosofický časopis. 2016. Spec. Iss. Р. 103—118.

Parrier J. L. The Revival of Scholastic Philosophy in the Nineteenth Century. N.Y. : Columbia University Press, 1909.

Roothaan J. Covered Letter to the Revised Ratio Studiorum [1832]. URL: https://jesuitportal.bc.edu/research/documents/1832_roothanontheratio/ (дата обращения: 12.03.2022).

Zallinger J. A. Disquisitiones philosophiae Kantianae. Augustae Vindelicorum : Vieth & Riegeriana, 1799. Lib. 1.