Кантовский сборник

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Апология человеческого бытия vs «идеальное человекоубийство»: антропологический проект С.Л. Франка

Apology of Human Existence vs “Ideal Homicide”: S.L. Frank’s Anthropological Project.
DOI
10.5922/0207-6918-2023-1-3
Страницы / Pages
52-70

Аннотация

Понять становление философии С. Л. Франка невозможно вне уяснения его отношения к И. Канту. Восприняв у ранних представителей современной ему теории познания задачу понять Канта с тем, чтобы выйти за его предел (В. Виндельбанд), а также призыв воздержаться от догматизации философии Канта, допуская многообразие ее интерпретаций (П. Наторп), Франк увидел в Канте не критика или «разрушителя» метафизики, но мыслителя, заложившего основы нового метафизического синтеза. Он поставил перед собой задачу «преобразования» кантовской философии в новую метафизическую систему, используя при этом основополагающие принципы критического мышления. В результате ему удалось преодолеть характерное для неокантианцев абстрактное понимание человека и поместить в фокус философских исследований конкретного, то есть положенного в абсолютный горизонт бытия, человека. В его метафизике антропология начинает играть системообразующую и смыслообразующую роль, а онтогносеологические рассуждения используются в качестве методологии для раскрытия специфики человеческого бытия. И в этом смысле Франк также следует Канту, который во вступлении к своей «Логике» определял вопрос «Что такое человек?» в качестве основополагающего вопроса философии. Франковское трикнижие — «Предмет знания» (1915), «Душа человека» (1915) и «Духовные основы общества» (1930) — наглядно доказывает, что метафизическая интерпретация кантовского критицизма может состояться и оказаться первичной в постановке и решении актуальных философских проблем.

Abstract

The emergence of S. L. Frank’s philosophy cannot be understood without clarifying his attitude to Immanuel Kant. Following the early representatives of the theory of cognition of his time who undertook to understand Kant in order to go beyond him (W. Windelband) and their warning against turning Kant’s philosophy into a dogma and allowing for diverse interpretations of Kant (P. Natorp), Frank saw Kant not as a critic and “destroyer” of metaphysics, but as a thinker who laid the foundations of a new metaphysical synthesis. He set himself the task of “transforming” the Kantian philosophy into a new metaphysical system proceeding from the foundational principles of critical thinking. As a result, he managed to overcome the abstract concept of the human being characteristic of Neo-Kantians to put the concrete human in the absolute horizon of being at the focus of philosophical investigations. In his metaphysics anthropology begins to play a system-forming and meaning-forming role, and onto-epistemological reasoning is used as a methodology for revealing the specificities of the human being. Here, too, Frank follows Kant who in his Logic defined the question “What is man?” as the fundamental question of philosophy. Frank’s three books, The Object of Knowledge (1915), Man’s Soul (1915), and The Spiritual Foundations of Society (1930) demonstrate that a metaphysical interpretation of Kantian critique is possible and may turn out to be the foundation of raising and solving topical philosophical problems.

Список литературы

Буббайер Ф. С. Л. Франк. Жизнь и творчество рус­ского философа / пер. с англ. Л. Ю. Пантиной. М. : Российская политическая энциклопедия, 2001.

Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи / пер. со 2-го нем. изд. С. Франка. СПб. : Изд-е Д. Е. Жуковского, 1904.

Кант И. Логика // Трактаты и письма. М. : Наука, 1980. С. 319—444.

Наторп П. Кант и Марбургская школа / пер. с нем. К. М. Милорадович // Новые идеи в философии / под ред. Н. О. Лосского и Э. Л. Радлова. Сб. № 5 : Теория познания (II). СПб. : Образование, 1913. С. 93—132.

Франк С. Л. О философской интуиции // Русская мысль. 1912. Кн. 3. Отд. 3. C. 31—35.

Франк С. Л. Русская книга о Фихте // Русская мысль. 1915. Кн. 5. Отд. 3. С. 31—35.

Франк С. Л. Макс Шелер (некролог) // Путь. 1928. № 13. C. 83—86.

Франк С. Л. Фр. Ницше и этика любви к дальнему // Соч. М. : Правда, 1990а. С. 9—64.

Франк С. Л. Непостижимое // Соч. М. : Правда, 1990б. С. 181—559.

Франк С. Л. Духовные основы общества // Франк С. Л. Духовные основы общества. М. : Респуб­лика, 1992а. С. 13—146.

Франк С. Л. Этика нигилизма // Интеллигенция. Власть. Народ. М. : Наука, 1992б. С. 164—207.

Франк С. Л. Введение в философию в сжатом изложении. СПб. : АБРИС-КНИГА, 1993.

Франк С. Л. Предмет знания // Франк С. Л. Предмет зна­ния. Душа человека. СПб. : Наука, 1995а. С. 37—416.

Франк С. Л. Душа человека // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб. : Наука, 1995б. С. 417—632.

Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии / пер. с нем. А. Власкина, А. Ермичева // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб. : Наука, 1996. С. 149—160.

Франк С. Л. Немецкий идеализм: от Канта до Шопенгауэра. Лекции. 1910/1911 // Франк С. Л. Саратовский текст / сост. А. А. Гапоненков, Е. П. Никитина ; коммент. и послесл. В. Н. Гасилина. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2006. С. 112—168.

Франк С. Л. Познание и бытие. 1. Проблема транс­ценденции / пер. с нем. Оксаны Назаровой // Иссле­до­вания по истории русской мысли: Ежегод­ник за 2016—2017 годы. М. : Модест Колеров, 2017а. С. 167—210.

Франк С. Л. Познание и бытие. 2. Металогические основы понятийного знания / пер. с нем. Оксаны Назаровой) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2016—2017 годы. М. : Модест Колеров, 2017б. С. 211—251.

Франк С. Л. О метафизике души (О проблеме философской антропологии) / пер. с нем. Оксаны Назаровой // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2016—2017 годы. М. : Модест Колеров, 2017в. С. 252—283.

Coreth E. Kant — nach 150 Jahren // Wort und Wahrheit. 1954. № 9. S. 620—625.

Coreth E. Grundfragen des menschlichen Daseins. Innsbruck ; München : Tyrolia, 1956.

Coreth E. Was ist philosophische Anthropologie? // Zeitschrift für katholische Theologie. 1969. Bd. 91. S. 252—273.

Coreth E. Was ist der Mensch? Grundzüge einer philosophischen Anthropologie. Innsbruck ; Wien ; München : Tyrolia, 1973.

Frank S. Wesen und Richtlinien der russischen Philosophie // Der Gral. 1924—1925. Jg. XIV, H. 8. S. 384—394.

Frank S. Russland und Abendland in russischen Denken // Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library. Columbia University, New York. S. L. Frank Papers, Box 12. [London, 1946].

Kanzian Ch. Transzendentale Metaphysik (Ein Überblick zur ersten Orientierung) // Leseraum. Innsbruck : Universität Innsbruck, 2005. URL: https://www.uibk.ac.at/theol/leseraum/texte/590.html (дата обращения: 26.06.2022).

Maréchal J. Le point de départ de la métaphysique : en 5 vols. P. : Alcan [et al.], 1922—1947.

Nazarova O. Das Problem der Wiedergeburt und Neubegründung der Metaphysik am Beispiel der christli­chen philosophischen Traditionen: der russischen religiösen Philosophie (Simon L. Frank) und der deutschsprachigen neuscholastischen Philosophie (Emerich Coreth). München : UTZ, 2017.