«Заметки о Канте» Густава Шпета: к вопросу о смысле «положительной критики» .
Gustav Shpet’s “Notes on Kant”: On the Meaning of “Positive Critique” Аннотация
В архиве Г. Г. Шпета сохранились разрозненные подготовительные материалы к его «Лекциям по теории познания» и фундаментальному философскому труду «История как проблема логики». Среди этих рукописных черновых набросков есть и записи, посвященные И. Канту, часть которых уже увидела свет в «Кантовском сборнике» (2022, № 3). Публикуемые ниже заметки продолжают знакомить читателя с творческой лабораторией Шпета. Его способ работы с концепциями и идеями других мыслителей очень показателен именно потому, что дает нам возможность поставить вопросы о смысле «положительной критики», о ее отличии от «критического метода» самого Канта, а также о том, почему современные историко-философские попытки актуализировать понятие критики у Канта продолжают не столько кантовское, сколько шпетовское методологическое движение. Особую актуальность приобретает сегодня предпринятая авторами попытка погрузить кантовское понимание критики в контекст феноменологически ориентированной герменевтической методологии Шпета.
The archive of Gustav Shpet contains scattered preparatory materials for his “Lectures on the Theory of Cognition” and his major philosophical work History as a Problem of Logic. Some of these handwritten rough notes are devoted to Kant, indeed some of them have already seen the light of day in the “Kantian Journal” (2022, № 3). The notes published below continue to acquaint the reader with Shpet’s creative laboratory. His method of work with the concepts and ideas is instructive in that it enables us to raise questions about the meaning of “positive critique”, its difference from Kant’s own “critical method” and why contemporary historical-philosophical attempts to actualise Kant’s concept of critique have more to do with Shpet’s rather than Kant’s methodology. Of particular relevance today is the authors’ attempt to immerse the Kantian understanding of critique in the context of Shpet’s phenomenologically oriented hermeneutic methodology.