Кантовский сборник

2021 Том 40. №4

Назад к списку Скачать статью Download an article

Почему «этическое государство» Канта может оказаться полезным в борьбе с современными социальными патологиями

Why Kant’s “Ethical State” Might Prove Instrumental in Challenging Current Social Pathologies
DOI
10.5922/0207-6918-2021-4-6
Страницы / Pages
156-186

Аннотация

Как показывают последние социальные исследования, жизненный мир все больше подвергается влиянию коррозии социальных связей и агрессивных привычек, проявляющихся, например, в выражениях ненависти в социальных сетях. Примечательно, что развитие подобных явлений не удалось предотвратить в конституционных либеральных государствах. В поисках подходящего способа борьбы с нынешними социальными патологиями анализируется утверждение Канта о том, что наряду с «юридически-гражданским (политическим) государством» необходимо создать и культивировать «этически-гражданское государство», объединяющее людей «под водительством законов добродетели». Утверждение Канта обсуждается в сравнении с «постметафизическими» концепциями морали Ролза и Хабермаса, которые проявили свою несостоятельность по причине договорного подхода, использованного в них. Важным при рассмотрении ключевой идеи «государства добродетели» оказывается тезис Канта о том, что такое государство «(человечески устрояемое) может быть осуществлено не иначе, как в форме церкви». В связи с тем что сегодня во многих частях мира значительная часть населения придерживается агностических или атеистических убеждений, акцент делается на особой концепции «церкви» у Канта, которая четко отличается от «исторических» вероучений и религиозных практик, а также на том, как он обращается к неверующим, настаивая на неразрывной связи между моралью и «чисто моральной религией». На основе этих размышлений тщательно исследуется актуальность аргумента Канта о том, что «долг всего человеческого рода» — создать сообщество, в котором люди взаимно поддерживают друг друга в воспитании моральной восприимчивости.

Abstract

As recent social research demonstrates, the life world is increasingly impacted by a corrosion of social bonds and aggressive habits expressed, for instance, in hate speech in the social media. Significantly, such phenomena have not been prevented from evolving within the framework of constitutional liberal states. In search of an appropriate mode of challenging the current social pathologies, we should examine Kant’s claim that, alongside the “juridico-civil (political) state”, an “ethico-civil state”, uniting human beings “under laws of virtue alone”, needs to be established and cultivated. Kant’s claim is discussed in comparison with “postmetaphysical” conceptions of morality, as maintained by Rawls and Habermas. These prove deficient owing to their contract-based approach. Important in the examination of the key idea of the “state of virtue” is Kant’s thesis that such a state “cannot be realized (by human organization) except in the form of a church”. In view of the fact that, today, in many parts of the world significant segments of the population adhere to agnostic or atheistic convictions, the focus is placed on Kant’s specific conception of “church” that is clearly distinct from “historical” creeds and religious practices, and on the way in which he addresses non-believers, since he insists on the intrinsic relation between morality and the “purely moral religion”. Based on these reflections, the relevance of Kant’s argument that it is “a duty of the entire human race” to establish a community in which people mutually support one another in the cultivation of moral sensitivity is scrutinised.

Список литературы

Августин Блаженный. Исповедь. СПб. : Наука, ٢٠١٣.

Кант И. Что значит ориентироваться в мыш­лении? // Кантовский сборник. ١٩٨٢. № ٧. С. ١١٠—١٢١.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤а. Т. ٨. С. ١٢—٢٨.

Кант И. Критика практического разума // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤б. Т. ٤. С. ٤٨٠—٥٥٥.

Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤в. Т. ٥.

Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤г. Т. ٦. С. ٢٢٤ —٥٤٣.

Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤д. Т. ٤. С. ١٥٣—٢٤٦.

Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Собр. соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤е. Т. ٨. С. ٢٩—٣٧.

Кант И. Религия в пределах только разума // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994ж. Т. 6. С. 5—222.

Кант И. О педагогике // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994з. Т. 8. С. 399—462.

Кант И. Лекции по этике / общ. ред. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. М. : Республика, ٢٠٠٠.

Кант И. Спор факультетов / пер. с нем. Ц. Г. Арзаканяна, И. Д. Копцева, М. И. Левиной ; отв. ред. Л. А. Калинников. Калининград : Изд-во КГУ, ٢٠٠٢.

Кант И. Критика чистого разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, ٢٠٠٦. Т. ٢, ч. ١.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск : Изд-во Новосибирского университета, ١٩٩٥.

Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М. : Весь мир, ٢٠١١.

Хабермас Ю. Моральное сознание и ком­муни­кативное действие. СПб. : Наука, 2001.

Anderson-Gold S. God and Community. Religious Implications of the Highest Good // Kant’s Philosophy of Religion Reconsidered / ed. by P. J. Rossi and M. J. Wreen. Bloomington ; Indianapolis : Indiana University Press, 1991. P. 113—131.

Bell D. Communitarianism // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2016. URL : https://plato.stanford.edu/entries/communitarianism/ (дата обращения: 20.05.2021).

Byrne P. Kant on God. Hampshire : Ashgate, 2007.

Dallmayr F. G. W. F. Hegel: Modernity and Politics. Newbury Park : Sage, 1993.

Forst R. Contexts of Justice. Political Philosophy beyond Liberalism and Communitarianism. Berkeley : University of California Press, 2002.

Forst R. The Right to Justification. N.Y. : Columbia University Press, 2014.

Forst R. Rechtfertigung in der praktischen Philosophie: Stellungnahmen // Information Philosophie. 2015. H. 4. S. 20—27.

Habermas J. Erläuterungen zur Diskursethik. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 1991.

Habermas J. Truth and Justification. Cambridge : Polity Press, 2003.

Habermas J. Kommunikative Vernunft. Ein Interview mit Christoph Demmerling und Hans-Peter Krüger // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2016. Bd. 64, H. 5. S. 806—827.

Habermas J. Versuch einer Repli // Wissen und Glauben. Theologische Reaktionen auf das Werk von Jürgen Habermas Auch eine Geschichte der Philosophie / hrsg. von F. Gruber und M. Knapp. Freiburg : Herder, 2021. S. 224—252.

Honneth A. Freedom’s Right. The Social Foundations of Democratic Life. N.Y. : Columbia University Press, 2014.

Horkheimer M. Die Sehnsucht nach dem ganz Anderen. Ein Interview mit Kommentar von H. Gumnior. Hamburg : Furche Verlag, 1970.

Lutz-Bachmann M. Hoffnung aus Vernunft. Kants Hoffnung auf ein “ethisches Gemeinwesen” // Wissen und Glauben. Theologische Reaktionen auf das Werk von Jürgen Habermas Auch eine Geschichte der Philosophie / hrsg. von F. Gruber und M. Knapp. Freiburg : Herder, 2021. S. 145—205.

Nagl L. Contemporary Discourses on Humanism (Richard Rorty, Charles Taylor, Tu Weiming) // Nagl L. Toward a Global Discourse on Religion in a Secular Age. Essays on Philosophical Pragmatism. Wien : LIT, 2021 (в печати).

Nagl-Docekal H. Learning to Listen or Why Morality Calls for Liberal Politics // Ethics or Moral Philosophy / ed. by G. Fløistad. Dordrecht : Springer, 2014a. P. 109—130.

Nagl-Docekal H. Innere Freiheit. Grenzen der nachmetaphysischen Moralkonzeptionen. Berlin : De Gruyter, 2014б.

Nagl-Docekal H. Immanuel Kant’s Concept of Reasonable Hope // Hope. Where Does Our Hope Lie? / ed. by M. Lichner. Zürich : LIT, 2020a. P. 177—192.

Nagl-Docekal H. Nach einer erneuten Lektüre: Max Horkheimer, Die Sehnsucht nach dem ganz Anderen // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2020б. Bd. 68, H. 5. S. 659—688.

Rawls J. Lectures on the History of Moral Philosophy. Cambridge, MA ; L. : Harvard University Press, 2000.

Sensen O. Duties to Others from Respect // Kant’s “Tugendlehre” / ed. by A. Trampota, O. Sensen and J. Timmermann. Berlin : De Gruyter, 2013. P. 343—363.

Tu Weiming. Wie man Menschlichkeit lernt // Tu Weiming. Geistiger Humanismus: Selbst, Gemeinschaft, Erde und Himmel. Berlin : Matthes & Seitz, 2022 (в печати).

Tuschling B. Rationis societas: Remarks on Kant and Hegel // Kant’s Philosophy of Religion Reconsidered / ed. by P. J. Rossi and M. J. Wreen. Bloomington ; Indianapolis : Indiana University Press, 1991. P. 181—205.

Wood A. W. Rational Theology, Moral Faith, and Religion // The Cambridge Companion to Kant / ed. by P. Guyer. Cambridge : Cambridge University Press, 1992. P. 394—416.