Кантовский сборник

2021 Том 40. №4

Назад к списку Скачать статью Download the article

Тень добродетели. Кант о неисповедимой глубине сердца

Der Schatten der Tugend. Kant über die unergründliche Tiefe des Herzens
DOI
10.5922/0207-6918-2021-4-2
Страницы / Pages
11-42

Аннотация

Одна из наиболее характерных особенностей критической философии Канта состоит в утверждении, что, хотя мы можем знать наши моральные максимы и, таким образом, размышлять о наших действиях с моральной точки зрения, мы не можем знать, действительно ли в данной ситуации наши действия мотивированы этими максимами. Это означает, что, несмотря на твердое знание своих моральных обязанностей, мы никогда не можем быть уверены в том, совершается ли тот или иной наш поступок из долга или только сообразно с ним. Эта точка зрения прозвучала в нескольких работах Канта. Наиболее заметно появление этого суждения в «Основоположении метафизики нравов», но мы также находим его в «Религии в пределах только разума», в «Метафизике нравов» и даже в таких небольших работах, как «О неудаче всех философских попыток теодицеи» или «О поговорке “Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики”». Именно на этом фоне я вновь обращаюсь к замечаниям Канта об отсутствии у нас знания о мотивах наших правильных действий. Я предлагаю рассмотреть взгляды Канта на этот вопрос в свете традиции, восходящей к Платону, согласно которой (моральное) отношение человека к самому себе формируется неустранимым образом как посредством самосознания, так и посредством незнания самого себя.

Abstract

Among the most peculiar traits of Kant’s critical philosophy is the contention that, while we can know our moral maxims and can thus reflect on our actions from a moral point of view, we cannot really know whether in a given situation our actions are actually motivated by those maxims. This means that, although we have a firm sense of our moral duties, we can never be certain whether some particular action of ours is done from duty or simply in accordance with it. This view is voiced in several of Kant’s writings. Most prominent is its appearance in the Groundwork of the Metaphysics of Morals, but we also find it in Religion within the Boundaries of Mere Reason and in The Metaphysics of Morals, and it is even present in smaller writings such as “On a Miscarriage of all Philosophical Trials in Theodicy” or “On the Common Saying: That may be correct in theory, but is of no use in practice”. It is against this background that I revisit Kant’s remarks on the lack of self-knowledge regarding the motives of our proper actions. I suggest a reading of Kant’s views on this issue in the light of a tradition reaching back to Plato, in which man’s (moral) self-relation is shaped in an irreducible way by both self-consciousness and self-ignorance.

Список литературы

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994а. Т. 7. С. 137—376.

Кант И. Религия в пределах только разума // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994б. Т. 6. C. 5—223.

Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, ١٩٩٧а. Т. ٣. С. ٣٩—٢٧٥.

Кант И. Критика практического разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, ١٩٩٧б. Т. ٣. С. ٢٧٧—733.

Кант И. Критика чистого разума (В) // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, ٢٠٠٦а. Т. ٢, ч. ١.

Кант И. Метафизика нравов. Вторая часть. Метафизические основные начала учения о добродетели // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Канон+РООИ «Реабилитация», 2019. Т. 5, ч. 2.

Anscombe G. E. M. Intention. Oxford : Blackwell, 1957.

Bernecker S. Kant zur moralischen Selbsterkenntnis // Kant-Studien. 2006. Bd. 97, № 2. S. 163—183.

Boyle M. Two Kinds of Self-Knowledge // Philosophy and Phenomenological Research. 2009. Vol. 78, № 1. P. 133—164.

Emundts D. Kant über Selbstbewusstsein // Self, World, and Art. Metaphysical Topics in Kant and Hegel / ed. by D. Emundts. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2013. S. 51—78.

Emundts D. Kant’s Ideal of Self-Knowledge // Self-Knowledge. A History / ed. by U. Renz. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 2017. P. 183—198.

Evans G. The Varieties of Reference / ed. by J. McDowell. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press, 1982.

Garrett A. Self-Knowledge and Self-Deception in Modern Moral Philosophy // Self-Knowledge. A History / ed. by U. Renz. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 2017. P. 164—182.

Kain P. Practical Cognition, Intuition, and the Fact of Reason // Kant’s Moral Metaphysics: God, Freedom, and Immortality / ed. by B. Lipscomb and J. Krueger. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2010. P. 211—230.

Khurana Th. ‘I Do not Cognize Myself through Being Conscious of Myself as Thinking’: Self-Knowledge and the Irreducibility of Self-Objectification in Kant // Canadian Journal of Philosophy. 2019. Vol. 49, № 7. P. 956—979.

Longuenesse B. I, Me, Mine. Back to Kant, and Back Again. Oxford : Oxford University Press, 2017.

Moran R. Authority and Estrangement. An Essay on Self-Knowledge. Princeton ; Oxford : Princeton University Press, 2001.

Nagl-Docekal H.  Innere Freiheit. Grenzen der nachmetaphysischen Moralkonzeptionen. Berlin : De Gruyter, 2014.

O’Hagan E. Moral Self-Knowledge in Kantian Ethics // Ethical Theory and Moral Practice. 2009. № 12. P. 525—537.

O’Neill O. Kant’s Virtues // How Should One Live? Essays on the Virtues / ed. by R. Crisp. Oxford : Oxford University Press, 1998. P. 77—97.

Renz U. Becoming Aware of One’s Thoughts // Mind, Language and Action / ed. by D. Moyal-Sharrock, V. Munz, A. Coliva. Berlin : De Gruyter, 2015. Р. 581—599.

Renz U. Introduction // Self-Knowledge. A History / ed. by U. Renz. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press, 2017а. P. 1—18.

Renz U. Self-Knowledge as a Personal Achievement // Proceedings of the Aristotelian Society. 2017б. Vol. 117, № 3. P. 253—272.

Ware O. The Duty of Self-Knowledge // Philosophy and Phenomenological Research. 2009. Vol. 79, № 3. P. 671—698.

Watkins E., Willaschek M. Kant’s Account of Cognition // Journal of the History of Philosophy. 2017. Vol. 55, № 1. P. 83—112.