Кантовский сборник

2021 Том 40. №1

Назад к списку Скачать статью Download the article

Рецепция гносеологических идей И. Канта в метафизике Ф. А. Голубинского

Reception of Kant’s Epistemological Ideas in Fyodor Golubinsky’s Metaphysics
DOI
10.5922/0207-6918-2021-1-3
Страницы / Pages
97-123

Аннотация

Взгляды Канта на пространство и время, а также его учение о категориях рассудка обратили на себя внимание мыслителей, принадлежавших к русской духовно-академической философской традиции XIX — начала XX в., видным представителем которой был Ф. А. Голубинский. Он одним из первых отреагировал на «коперниканский переворот» Канта. Гносеологические идеи кёнигсбергского философа не только стали для Ф. А. Голубинского предметом изучения, но были восприняты и модифицированы им в рамках собственного философского учения. Чтобы определить, зачем Голубинский обращается к идеям Канта, насколько с ними согласен, в чем и почему не соглашается, в статье реконструируются взгляды Канта и Голубинского на пространство и время, а также проводится сравнение их учений о категориях рассудка. В результате установлен факт заимствования Голубинским ряда положений из теории Канта о пространстве и времени: порядок обнаружения форм чувственности — пространства и времени, их априорность, их принадлежность к чувственным созерцаниям, наконец, определение их как сущностных свойств чувственного восприятия. При этом Голубинский в отличие от Канта приписывает пространству и времени объективный характер. В учении о категориях рассудка Голубинский следует за Кантом в том, что основание категорий рассудка лежит в единстве самосознания, при этом основание единства самосознания Голубинский усматривает в идее разума о Бесконечном, а Кант — в рассудке. С некоторыми оговорками Голубинский перенимает кантовскую таблицу категорий, изменяя их порядок. Что касается значения категорий, то для Голубинского они являются не только законами познания вещей, но и законами их бытия. В заключении показано, что Голубинский формулирует свою гносеологическую концепцию в полемике с Кантом, заимствуя у него те положения, которые встраиваются в его собственную метафизику, или модифицируя их с той же целью.

Abstract

Kant’s views on space and time as well as his doctrine of the categories of understanding attracted the attention of thinkers belonging to the Russian spiritual-academic philosophical tradition of the nineteenth and early twentieth centuries. A prominent representative of these was Fyodor Golubinsky. He was among the first to react to Kant’s “Copernican turn”. He did not merely study the epistemological ideas of Kant but embraced them and modified them in the framework of his own philosophical teaching. To determine why Golubinsky turned to Kant’s ideas, to what extent he shared them and with what he disagreed and why, I propose to reconstruct Kant’s and Golubinsky’s ideas on space and time and to compare their doctrines of the categories of understanding. I come to the conclusion that Golubinsky borrowed some propositions of Kant’s theory of space and time, specifically, the procedure of identifying forms of sensibility — space and time — their a priori character, their being part of sensible intuitions and, finally, their definition as essential properties of sense perception. Golubinsky, unlike Kant, considers space and time to be objective. In his doctrine of the categories of understanding Golubinsky follows Kant in that the foundation of the categories of understanding is the unity of self-consciousness but he attributes the unity of self-consciousness to reason’s idea of the Infinite, whereas Kant sees it in the understanding. With some reservations, it can be said that Golubinsky adopts Kant’s table of categories but changes their order. As for the meaning of the categories, for Golubinsky they are not merely laws of cognising things, but laws of their being. In conclusion, I show that Golubinsky forms his epistemological concept in polemics with Kant, borrowing from him only those propositions which fit his metaphysics or modifying them to that end.

Список литературы

Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии // Кант и философия в России. М. : Наука, 1994. С. 81—113.

Баумейстер Хр. Метафизика / пер. с нем. Я. Толмачева. СПб. : Тип. медицинского департамента Министерства внутренних дел, 1830.

Вольф Хр. Метафизика / пер. с нем. В. А. Жучкова // Христиан Вольф и философия в России. СПб. : РХГИ, 2001. С. 227—357.

Гаврюшин Н. К. «Столп Церкви»: протоиерей Ф. А. Голу­бинский и его школа // Исследования по истории русской мысли: ежегодник за 2008—2009 год / под ред. М. А. Колерова, Н. С. Плотникова. М. : REGNUM, 2012. С. 7—51.

Голубинский Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. М. : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1884а. Вып. 1.

Голубинский Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. М. : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1884б. Вып. 2.

Голубинский Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. М. : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1884в. Вып. 3.

Голубинский Ф. А. Лекции философии профессора Московской Духовной Академии Ф. А. Голубинского. М. : Тип. Л. Ф. Снегирева, 1886. Вып. 4.

Голубинский Ф. А. Умозрительная психология // Чтения покойного профессора Московской духовной академии, протоиерея Федора Александровича Голубинского. М. : Изд-во Университетской тип. (Катков и Ко), 1871.

Задорнов А. Голубинский Федор Александрович // Православная энциклопедия / под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. Т. 11. С. 721—724.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 3.

Корнилов С. В. К постижению Бесконечного: верующий разум Ф. А. Голубинского // Пространство и время. 2016. № 1—2 (23—24). С. 63—72.

Коцюба В. И. Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2013. № 5 (49). С. 43—59.

Круглов А. Н. Тетенс, Кант и дискуссия о метафизике в Германии второй половины XVIII века. М. : Феноменология — Герменевтика, 2008.

Круглов А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII — первой половине XIX веков. М. : «Канон +; РООИ «Реабилитация», 2009.

Мачкарина О. Д. Проблема субъективности в фи­ло­софии Ф. А. Голубинского: критическое вос­при­я­тие идей И. Канта // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011а. Т. 14, № 1. С. 161—169.

Мачкарина О. Д. Рецепция критической философии И. Канта в России XIX в. : дис. … д-ра филос. наук. СПб. : б. и., 2011б.

Романько Ю. И. Религиозно-философская система Ф. А. Голубинского : дис. … канд. филос. наук. Благовещенск : б. и., 2012.

Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в.: Историко-философский анализ : дис. … д-ра филос. наук. М. : б. и., 2002.

Цвык И. В. Преподавание философии в Московской духовной академии XIX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Философия. 2013. № 1. С. 44—57.

Krouglov A. Krug, Wilhelm Traugott (1770—1842) // The Bloomsbury Dictionary of Eighteenth-Century German Philosophers / ed. by H. F. Klemme, M. Kuehn. L. ; N. Y. : Bloomsbury Academic, 2016. P. 441—442.

Krug W. T. Handbuch der Philosophie und der philosophischen Literatur : in 2 Bdn. Leipzig : F. A. Brockhaus, 1828.


Reference

Abramov, A. I., 1994. Kant in Russian Spiritual-Academic Philosophy. In: Z. A. Kamensky and V. A. Zhuchkov, eds., 1994. Kant i filosofia v Rossii [Kant and Philosophy in Russia]. Moscow: Nauka, pp. 81-113. (In Rus.)

Baumeister, F. C., 1830. Metafizika [The Metaphysics]. Translated from Latin by Ya. Tolmachev. Saint Petersburg: Printing office of the Medical Department of the Internal Affairs Ministry. (In Rus.)

Gavryushin, N. K., 2012. “Pillar of the Church”: Archpriest F. A. Golubinsky and His School. In: M. A. Kolerov and N. S. Plotnikov, eds., 2012. Studies in Russian intellectual history [9]. Yearbook 2008-2009. Moscow: REGNUM, pp. 7-51. (In Rus.)

Golubinsky, F. A., 1884a. Lektsii filosofii professora Moskovskoy dukhovnoy akademii F. A. Golubinskogo [Lectures of Philosophy by Professor of the Moscow Theological Academy F. A. Golubinsky]. Volume 1. Moscow: L. F. Snegirev. (In Rus.)

Golubinsky, F. A., 1884b. Lektsii filosofii professora Moskovskoy dukhovnoy akademii F. A. Golubinskogo [Lectures of Philosophy by Professor of the Moscow Theological Academy F. A. Golubinsky]. Volume 2. Moscow: L. F. Snegirev. (In Rus.)

Golubinsky, F. A., 1884c. Lektsii filosofii professora Moskovskoy dukhovnoy akademii F. A. Golubinskogo [Lectures of Philosophy by Professor of the Moscow Theological Academy F. A. Golubinsky]. Volume 3. Moscow: L. F. Snegirev. (In Rus.)

Golubinsky, F. A., 1886. Lektsii filosofii professora Moskovskoy dukhovnoy akademii F. A. Golubinskogo [Lectures of Philosophy by Professor of the Moscow Theological Academy F. A. Golubinsky]. Volume 4. Moscow: L. F. Snegirev. (In Rus.)

Golubinsky, F. A., 1871. Umozritel’naya psihologiya. Chteniya pokojnogo professora Moskovskoj duhovnoj akademii, protoiereya Fedora Aleksandrovicha Golubinskogo [The Speculative Psychology. Readings of the Late Professor of the Moscow Theological Academy, Archpriest Fyodor Alexandrovich Golubinsky]. Moscow: Katkov and Co. (In Rus.)

Zadornov, A., 2006. Golubinsky Fyodor Aleksandrovich. In: Patriarch Kirill of Moscow and All Russia, ed. Pravoslavnaya enciklopediya [The Orthodox Encyclopedia], Volume 11. Moscow: Church Research Centre “Orthodox Encyclopaedia”, pp. 721-724. (In Rus.)

Kant, I., 1998. Critique of Pure Reason. Translated and edited by P. Guyer and A. Wood. Cambridge: Cambridge University Press.

Kornilov, S. V., 2016. Towards the Comprehension of the Infinite: the Believers’ Mind F. A. Golubinsky. Space and Time, 1-2 (23-24), pp. 63-72. (In Rus.)

Kotsyuba, V. I., 2013. Lectures by Archpriest Fyodor Golubinsky as a Subject of Historical and Philosophical Analysis]. St. Tikhon’s University Review. Series I: Theology. Philosophy. Religious Studies, 5 (49), pp. 43-59. (In Rus.)

Krouglov, A. N., 2008. Tetens, Kant i diskussiya o metafizike v Germanii vtoroj poloviny XVIII veka [Tetens, Kant and the Discussion of Metaphysics in Germany in the Second Half of the 18th Century]. Moscow: “Phenomenology — Hermeneutics”. (In Rus.)

Krouglov, A. N., 2009. Filosofiya Kanta v Rossii v konce XVIII — pervoj polovine XIX vekov [Kant’s Philosophy in Russia at the End of the 18th and the First Half of the
19th Centuries]. Moscow: Kanon+. (In Rus.)

Krouglov, A., 2016. Krug, Wilhelm Traugott (1770—1842). In: H. F. Klemme and M. Kuehn, eds. 2016. The Bloomsbury Dictionary of Eighteenth-Century German Philosophers. London & New York: Bloomsbury, pp. 441-442.

Krug, W. T., 1828. Handbuch der Philosophie und der philosophischen Literatur: in 2 Volumes. Leipzig: F. A. Brockhaus.

Machkarina, O. D., 2011a. The Problem of Subjectivity in the Philosophy of F. A. Golubinsky: Critical Perception of the Ideas of I. Kant. Vestnik of Murmansk State Technical University, 14 (1), pp. 161-169. (In Rus.)

Machkarina, O. D., 2011b. Recepciya kriticheskoj filosofii I. Kanta v Rossii XIX veka [Reception of the Critical Philosophy of I. Kant in Russia of the XIX Century]. Dissertation. Saint Petersburg: s. n. (In Rus.)

Romanko, Yu. I., 2012. Religiozno-filosofskaya sistema F. A. Golubinskogo [The Religious and Philosophical System of F. A. Golubinsky]. Dissertation. Blagoveshchensk: s. n. (In Rus.)

Tsvyk, I. V., 2002. Duhovno-akademicheskaya filosofiya v Rossii XIX v.: Istoriko-filosofskij analiz [Spiritual and Academic Philosophy in Russia in the 19th Century: Historical and Philosophical Analysis]. Dissertation. Moscow: s. n. (In Rus.)

Tsvyk, I. V., 2013. Philosophy in the Moscow Ecclesiastical Academy in the 19th Century. RUDN Journal of Philosophy, 1, pp. 44-57. (In Rus.)

Wolff, C., 1725. Vernünfftige Gedancken von Gott, Der Welt Und der Seele des Menschen, Auch allen Dingen überhaupt, den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet. Die dritte Auflage hin und wieder vermehret. Halle: Renger.