Божественный закон или категорический императив: о кру­зианских истоках кантовской морали :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Божественный закон или категорический императив: о кру­зианских истоках кантовской морали

Автор Крыштоп Л. Э.
DOI 10.5922/0207-6918-2019-2-2
Страницы/Pages 31-44
Статья Загрузить
Ключевые слова Кант, Крузий, этика, моральное учение, добродетель, счастье, необходимость, моральный закон, Бог
Keywords Kant, Crusius, ethics, moral teaching, virtue, happiness, necessity, the moral law, God
Аннотация Этика Канта и этика Крузия поражают своим видимым сходством. Это проявляется в целом ряде положений и понятий. В моральном учении Крузия мы находим упоминания о моральном законе, который должен повелевать с абсолютной необходимостью, чем он и отличается от других видов предписаний, имеющих лишь относительную степень долженствования. Это очень близко по смыслу кантовскому разделению на гипотетический и категорический императивы. Другой важной особенностью морального учения Крузия оказывается подчеркнутое внимание к сфере внутренних мотивов. Именно внутренний мотив, а не внешняя форма поступка, определяет моральность действия. Эти и ряд других особенностей этики Крузия наводят на мысль о возможном влиянии Крузия на Канта. Возможность такого влияния неоднократно становилась предметом пристального внимания исследователей. Первые работы, посвященные этой проблематике, опубликованы на рубеже XIX–XX вв. За возможность такого влияния говорят смысловые и структурные сходства этических систем двух мыслителей. Кроме того, бесспорным является факт, что Канту были достаточно хорошо известны основные положения философии Крузия. Ряд исследователей пытается найти решение этой проблемы на уровне кантофилологии. Некоторые термины, употребляемые Кантом прежде всего в ранних работах, легшие затем в основу его этического учения уже критического периода, могут быть возведены к терминам философии Крузия. В то же время существует и другая точка зрения, в соответствии с которой на Канта оказывала влияние преимущественно вольфианская философия (в лице Баумгартена), тогда как прямое влияние Крузия считается неподтвержденным. Я рассматриваю аргументы в пользу обеих точек зрения и предлагаю свое решение этой проблемы.

Abstract (summary) The ethics of Kant and the ethics of Crusius are strikingly similar. This is manifested in a whole range of principles and concepts. Crusius’ moral teaching hinges on the rigorous moral law which has to be obeyed absolutely, and which makes it different from other prescriptions that are binding only to a relative degree. This is very close to the Kantian distinction between hypothetical and categorical imperatives. Another salient feature of Crusius’ moral teaching is the stress laid on the sphere of internal motives. It is the inner motive that determines the morality of an act, rather than the external form of the act. These and some other features of Crusius’ ethics suggest a possible influence of Crusius on Kant. The possibility of such influence has repeatedly come under close scrutiny. The first works devoted to this problem date to the turn of the nineteenth and twentieth centuries. Pointers to the possibility of such influence are semantic and structural similarities of the two thinkers’ systems. Besides, it is an unchallengeable fact that Kant was fairly familiar with the main theses of Crusian philosophy. Some scholars proceed from the study of Kantian vocabulary. Some of the terms Kant uses, especially in his early works which later formed the basis of his ethical teaching in the critical period, can be traced to the terms of Crusian philosophy. However, an alternative view is that Kant was primarily influenced by Wolffian philosophy (mainly through Baumgarten), while the direct influence of Crusius remains unproven. I examine both points of view and propose my own solution to the problem.
Список литературы Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж : Изд-во «Современные записки», 1931.
Гогоцкий С. С. Критический взгляд на философию Канта. Киев : Тип. И. Вальнера, 1847.
Кант И. Исследование отчетливости принципов естест­венной теологии и морали // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994а. Т. 2. C. 159—190.
Кант И. Метафизика нравов // Собр. соч. : В 8 т. М. : Чоро, 1994б. Т. 6. C. 224—543.
Кант И. Критика практического разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Канон+, 1997а. Т. 3. С. 277—733.
Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Канон+, 1997б. Т. 3. С. 39—276.
Круглов А. Н. Философия Канта в России в конце XVIII — первой половине XIX веков. М. : Канон+, 2009.
Крыштоп Л. Э. Лекции Канта по теологии // Кант И. Лек­ции о философском учении о религии. М. : Канон +, 2016. С. 299—309.
Рождественский Н. П. Христианская апологетика. СПб. :  Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1884. Т. 1.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Су­мер­ки богов. М. : Политиздат, 1989. С. 319—344.
Флоренский П. А. Из лекций по истории философии Нового времени // Философские науки. 2007. № 1. С. 20—44.
Шиллер Ф. О грации и достоинстве // Собр. соч. : в 7 т. / под общ. ред. Н. Н. Вильмонта, Р. М. Самарина. М. : Худо­жес­т­венная литература, 1957. Т. 6. С. 115—170.
Allison H. E. Essay on Kant. Oxford : Oxford University Press, 2012.
Baumgarten A. G. Ethica philosophica. Halle : Hemmerde, 1740.
Baumgarten A. G. Initia philosophiae practicae primae. Halle : Hemmerde, 1760.
Beyer K. Zeitliche Einordnung der Vorlesung // Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre / hrsg. von K. Beyer. Halle : Akademischer Verlag, 1937. S. 231—236.
Boca S. Kant e moralisti tedeschi. Wolff, Baumgarten, Crusius. Napoli : Luigi Loffredo, 1937.
Bohatec J. Die Religionsphilosophie Kants in der „Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft“. Mit besonderer Berücksichtigung ihrer theologisch-dogmatischen Quellen. Hamburg : Hoffmann und Campe, 1938.
Ciafardone R. Einleitung // Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellung / hrsg. von R. Ciafardone. Stuttgart : Philipp Reclam jun., 1990. S. 11—38.
Crusius Ch. A. Entwurf der nothwendigen Vernunft-Wahrheiten, wiefern sie den zufälligen entgegen gesetzet werden. Leipzig : Gleditsch, 1766.
Crusius Ch. A. Anweisung vernünftig zu leben. Leipzig : Gleditsch, 1767.
Esposito C. Introduzione // Kant I. Lezioni di filosofia della religione / a cura di C. Esposito. Napoli : Bibliopolis, 1988. P. 11—91.
Esposito C. Kant: von der Ethik zur Religion (und zurück) // Kants Metaphysik und Religionsphilosophie / hrsg. von N. Fischer. Hamburg : Meiner, 2004. S. 265—291.
Heimsoeth H. Metaphysik und Kritik bei Chr. A. Crusius. Berlin : Deutsche Verlagsgesellschaft für Politik und Geschichte, 1926.
Henrich D. Über Kants früheste Ethik. Versuch einer Rekonstruktion // Kant-Studien. 1963. Bd. 54, № 4. S. 404—431.
Marquard A. Kant und Crusius: Ein Beitrag zum richtigen Verständnis der Crusianischen Philosophie. Kiel : Lipsius & Tischer, 1885.
Richter A. Crusius, Christian August // Allgemeine Deutsche Biographie. Leipzig : Duncker und Humblot, 1876. Bd. 4. S. 630—631. URL: https://www.deutsche-biographie.de/gnd118 677438.html#adbcontent (дата обращения: 05.02.2019).
Sala G. Das Gesetz oder das Gute? Zum Ursprung und Sinn des Formalismus in der Ethik Kants // Gregorianum. 1990. Vol. 71, № 1. S. 67—95.
Saring H. Crusius, Christian August // Neue Deutsche Biographie. Berlin : Duncker und Humblot, 1957. Bd. 3. S. 432—433. URL: https://www.deutsche-biographie.de/gnd118677438.html #ndbcontent (дата обращения: 04.02.2019).
Schmucker J. Die Ursprünge der Ethik Kants in seinen vorkritischen Schriften und Reflexionen. Meisenhaim am Glan : Anton Heim, 1961.
Schmucker J. Zur Datierung der Reflexion 3716. Das Versagen der Wortstatistik in der Frage der Datierung der frühen kantischen Reflexionen zur Metaphysik, aufgewiesen an einem exemplarischen Fall // Kant-Studien. 1976. Bd. 67. S. 74—101.
Schneewind J. B. The Invention of Autonomy. Cambridge : Cambridge University Press, 1998.
Schönfeld M. The Philosophy of the Young Kant. The Precritical Project. Oxford : Oxford University Press, 2000.
Schwaiger C. Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785. Stuttgart-Bad Cannstatt : Frommann-Holzboog, 1999.
Stark W. Nachwort // Kant I. Vorlesung zur Moralphilosophie / hrsg. von W. Stark. Berlin ; N. Y. : De Gruyter, 2004. S. 386—391.

Reference Allison, H. E., 2012. Essay on Kant. Oxford: Oxford University Press. 
Baumgarten, A. G., 1740. Ethica philosophica. Halle: Hemmerde. 
Baumgarten, A. G., 1760. Initia philosophiae practicae primae. Halle: Hemmerde.
Berdyaev, N., 1960. The Destiny of Man. New York: Harper  & Brothers.
Beyer, K., 1937. Zeitliche Einordnung der Vorlesung. In: K. Beyer, ed. 1937. Kants Vorlesungen über die philosophische Religionslehre. Halle: Akademischer Verlag, pp. 231-236. 
Boca, S., 1937. Kant e moralisti tedeschi. Wolff, Baumgarten, Crusius. Napoli: Luigi Loffredo. 
Bohatec, J., 1938. Die Religionsphilosophie Kants in der „Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft. Mit besonderer Berücksichtigung ihrer theologisch-dogmatischen Quellen. Hamburg: Hoffmann & Campe.
Ciafardone, R., 1990. Einleitung. In: R. Ciafardone, ed. 1990. Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellung. Stuttgart: Philipp Reclam jun., pp. 11-38. 
Crusius, Ch. A., 1766. Entwurf der nothwendigen Vernunft-Wahrheiten, wiefern sie den zufälligen entgegen gesetzet werden. Leipzig: Gleditsch. 
Crusius, Ch. A., 1767. Anweisung vernünftig zu leben. Leipzig: Gleditsch. 
Esposito, C., 1988. Introduzione. In: I. Kant, 1988. Lezioni di filosofia della religione. Napoli: Bibliopolis, pp. 11-91. 
Esposito, C., 2004. Kant: von der Ethik zur Religion (und zurück). In: N. Fischer, ed. 2004. Kants Metaphysik und Religionsphilosophie. Hamburg: Meiner, pp. 265-291.
Florensky, P. A., 2007. Iz lekcij po istorii filosofii Novogo vremeni. Russian Journal of Philosophical Sciences, 1, pp. 20-44. (In Rus.)
Gogocky, S. S., 1847. Kriticheskij vzglyad na filosofiyu Kanta [Critical View on Kant’s Philosophy]. Kiev: Tipografija I. Valnera. (In Rus.) 
Heimsoeth, H., 1926. Metaphysik und Kritik bei Chr. A. Crusius. Berlin: Deutsche Verlagsgesellschaft für Politik und Geschichte.
Henrich, D., 1963. Über Kants früheste Ethik. Versuch einer Rekonstruktion. Kant-Studien, 54(4), pp. 404-431.
Kant, I., 1991. Metaphysics of Morals. Translated by M. J. Gregor. Cambridge: Cambridge University Press.
Kant, I., 2002. Critique of Practical Reason. Translated by W. S. Pluhar. Indianapolis & Cambridge: Hackett.
Kant, I., 2011a. Groundwork of the Metaphysics of Morals. Translated by M. J. Gregor and J. Timmermann. New York: Cambridge University Press.
Kant, I., 2011b. Inquiry Concerning the Distinctness of the Principles of Natural Theology and Morals. In: I. Kant, 2011. Observations on the Feeling of the Beautiful and Sublime and Other Writings. Edited by P. Frierson and P. Guyer. New York: Cambridge University Press, pp. 221-248.
Krouglov, A. N., 2009. Filosofija Kanta v Rossii v konce XVIII – pervoi polovine XIX vekov [Kant’s Philosophy in Russia at the End of the 18th and in the First Half of the 19th Centuries]. Мoscow: Kanon+. (In Rus.) 
Kryshtop, L. E., 2016. Kant’s Lectures on Theology. In: I. Kant, 2016. Lekcii o filosofskom uchenii o religii [Lectures on the Philosophical Doctrine of Religion]. Moscow, Kanon+, pp. 299-309. (In Rus.)
Marquard, A., 1885. Kant und Crusius: Ein Beitrag zum richtigen Verständnis der Crusianischen Philosophie. Kiel: Lipsius & Tischer. 
Richter, A., 1876. Crusius, Christian August. In: Allgemeine Deutsche Biographie, Volume 4. Leipzig: Duncker und Humblot, pp. 630-631, [online]. Available at: <https://www.deutsche-biographie.de/gnd118677438.html&gt; [Accessed 5 February 2019].
Rozhdestvensky, N. P., 1884. Christianskaja apologetika [Christian Apologetics], Volume 1. St. Petersburg: Tip. Doma Prizrebija Maloletnikh Bednykh. (In Rus.)
Sala, G., 1990. Das Gesetz oder das Gute? Zum Ursprung und Sinn des Formalismus in der Ethik Kants. Gregorianum, 71(1), pp. 67-95.
Saring, H., 1957. Crusius, Christian August. In: Neue Deutsche Biographie, Volume 3. Berlin: Duncker und Humblot, pp. 432-433, [online]. Available at: <https://www.deutsche-biographie.de/gnd118677438.html&gt; [Accessed 4 February 2019].
Sartre, J.-P., 2007. Existentialism Is a Humanism; including, A commentary on The Stranger. Translated by C. Macomber; introduction by A. Cohen-Solal; notes and preface by A. Elkaïm-Sartre, edited by J. Kulka. New Haven: Yale University Press.
Schiller, F., 1988. On Grace and Dignity. In: F. Schiller, 1988. Poet of Freedom. Washington DC: Schiller Institute, pp. 337-395.
Schmucker, J., 1961. Die Ursprünge der Ethik Kants in seinen vorkritischen Schriften und Reflexionen. Meisenhaim am Glan: Anton Heim. 
Schmucker, J., 1976. Zur Datierung der Reflexion 3716. Das Versagen der Wortstatistik in der Frage der Datierung der frühen kantischen Reflexionen zur Metaphysik, aufgewiesen an einem exemplarischen Fall. Kant-Studien, 67, pp. 74-101.
Schneewind, J. B., 1998. The Invention of Autonomy. Cambridge: Cambridge University Press.
Schönfeld, M., 2000. The Philosophy of the Young Kant. The Precritical Project. Oxford: Oxford University Press.
Schwaiger, C., 1999. Kategorische und andere Imperative. Zur Entwicklung von Kants praktischer Philosophie bis 1785. Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog. 
Stark, W., 2004. Nachwort. In: I. Kant, ed. 2004. Vorlesung zur Moralphilosophie. Berlin and New York: De Gruyter, pp. 386-391.


Назад в раздел