Когнитивно-семантическая интерпретация трансцендентализма Канта и феноменология Эдмунда Гуссерля :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки – возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Когнитивно-семантическая интерпретация трансцендентализма Канта и феноменология Эдмунда Гуссерля

Автор Шиян А. А.
DOI 10.5922/0207-6918-2017-4-2
Страницы 18-30
Статья Загрузить
Ключевые слова трансцендентализм, Кант, вещь-сама-по-себе, явление, реалистическая интерпретация, представление, феноменология, опыт
Ключевые слова (англ.) Kant, transcendentalism, thing in itself, appearance, realistic interpretation, representation, phenomenology, experience
Аннотация Выделяется и рассматривается одна из современных реалистических интерпретаций И. Канта (представленная С. Л. Катречко), которая сравнивается с современным реалистическим пониманием феноменологии Э. Гуссерля. Свою интерпретацию Катречко называет когнитивно-семантической и развивает в ряде последних своих публикаций. Согласно этой интерпретации, кантовское явление (предмет) понимается как знак, денотатами которого выступают вещь-сама-по-себе в субъективном и объективном модусе. В статье выделяются и рассматриваются два варианта когнитивно-семантической интерпретации. Первый вариант отталкивается от известного кантовского вопроса: «Как возможны синтетические суждения априори?», и под объективной вещью-самой-по-себе понимается эмпирический предмет, который аффицирует нашу чувственность. Второй вариант рассматриваемой интерпретации исходит из вопроса, сформулированного Кантом в письме к Герцу: «На чем основывается отношение того, что мы называем представлением в нас, к предмету?», и под субъективной вещью-самой-по-себе понимается трансцендентальный предмет и/или феномен. Подчеркивается, что второй вариант интерпретации Катречко в определенном смысле предшествует феноменологии Гуссерля, в которой получило развитие априорное содержательное обоснование нашего опыта. В статье представлено реалистическое прочтение философии Гуссерля, опирающееся на один из важнейших принципов феноменологии — обоснованность нашего знания путем рефлексивного исследования повседневного опыта, благодаря которому знание было получено, и его предпосылок. При этом подчеркивается, что, в отличие от учения Канта, феноменология Гуссерля отрицает существование непознаваемой вещи-самой-по-себе и, в отличие от интерпретации Катречко, принципиально не допускает признания знаковой природы вещей окружающего мира. Последний момент не позволяет вписать феноменологию Гуссерля в семантическую парадигму интерпретации, в русле которой работает Катречко.
Аннотация (англ.) This article analyses one of the recent realist interpretations of Kant — the one proposed by S. L. Katrechko. This interpretation is compared with the modern realistic understanding of Husserl’s phenomenology. Defined as cognitive-semantic, the interpretation is developed in several of S. L. Katrechko’s recent publications. According to S. L. Katrechko, Kant’s phenomenon (object) is a sign, whose referent is the thing in itself in the subjective and objective modes. The article considers two variants of the cognitive-semantic interpretation. The first one is based on Kant’s famous question as to how synthetic judgments are possible a priori. The variant defines the objective thing in itself as an empirical object that affects our sensibility. The second variant is based on the question ‘On what ground rests the relation of what we call representation in us to the object?’, as Kant put it in his letter to Herz. The subjective thing in itself is defined as a transcendental object and/or phenomenon. It is emphasised that, in a certain sense, the second variant of S. L. Katrechko’s interpretation antecedes Husserl’s phenomenology, which introduced a substantive a priori justification of human experience. This is a realist interpretation of Husserl’s philosophy. At its core is a fundamental principle of phenomenology — the validation of knowledge by a reflective examination of its premises and the everyday experience through which it is obtained. It is stressed that, unlike Kant, Husserl’s phenomenology rejects the existence of unknowable things in themselves and, unlike Katrechko, it rules out the interpretation of objects as signs. The latter makes it impossible to harmonise Husserl’s phenomenology with Katrechko’s semantic interpretation paradigm.
Список литературы 1. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1. М., 2009.
2. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. М., 2011.
3. Инишев И. Н. Сильные стороны слабого трансцендентализма // Практизация философии: современные тенденции и стратегии / отв. ред. И. Н. Инишев, Т. Щитцова. Т. 2. Вильнюс, 2010. С. 165—178.
4. Кант И. Избранные письма // Собр. соч. : в 8 т. Т. 8. М., 1994а. С. 463—590.
5. Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. : в 8 т. Т. 3. М., 1994б.
6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Собр. соч. : в 8 т. Т. 4. М., 1994в. С. 5—153.
7. Катречко С. Л. Трансцендентализм Канта как трансцендентальная парадигма философствования // Кантовский сборник. 2014. № 2 (48). С. 10—25.
8. Катречко С. Л. Трансцендентализм Канта как реалистическая теория опыта / познания (анализ структуры кантовского коперниканского переворота) // Философия и наука: проблемы соотнесения / отв. ред Т. А. Шиян. Кн. 1. М., 2017а. C. 213—226.
9. Катречко С. Л. Кантовский трансцендентализм и его концепт вещи-самой-по-себе // Трансцендентальный поворот в современной философии (1): метафизика, теория опыта, теория сознания : сб. матер. Междунар. науч. семинара. М., 2017б. С. 37—45. URL: https://www.academia.edu/33000510/ (дата обращения: 22.07.2017).
10. Молчанов В. И. Кантовская экспликация априоризма: анализ или интерпретация // Иммануил Кант: наследие и проект / ред. В. С. Степина и Н. В. Мотрошиловой. М., 2007. С. 136—153.
11. Шиян А. А. Трансценденция сущностей и жизненный мир в феноменологии Эдмунда Гуссерля // История философии: история или философия? : сб. матер. Междунар. конф. / отв. ред. Т. А. Шиян. М., 2015. С. 149—157. URL: http://ff-rggu.ru/aleshinskie_chteniya_2015/ (дата обращения: 10.07.2017).
12. Abela P. Kant’s Empirical Realism. Oxford, 2002.
13. Allais L. Manifest Reality: Kant’s Idealism and his Realism. Oxford University Press, 2015.
14. Bernet R. Husserls Begriff des Noema // Husserl-Ausgabe und Husserl-Forschung / Hrsg. Samuel IJsseling. Dorbrecht, 1990. S. 61—80.
15. Collins A. Possible Experience: Understanding Kant’s Critique of Pure Reason. University of California Press, 1999.
16. Drummond J. J. The Structure of Intentionality // The new Husserl: a critical reader / ed. D. Welton. Bloomington, 2003. P. 65—92.
17. Gabriel M. Der Neue Realismus. Frankfurt a/M, 2014.
18. Gabriel M. Neutraler Realismus: Jahrbuch-Kontroversen 2. Freiburg ; München, 2016.
19. Gurwitsch A. The Kantian and Husserlian Conceptions of Consciousness // The Collected Works of Aron Gurwitsch (1901—1973). Vol. II. Springer, 2009. P. 149—174.
20. Husserl E. Erste Philosophie (1923/24). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion // Husserliana VIII / hrsg. von R. Boehm. Den Haag, 1959.
21. Rang B. Repräsentation und Selbstgegebenheit: Die Aporie der Phänomenologie der Wahrnehmung in den Frühschriften Husserls // Phänomenologische Forschungen. Vol. 1 : Phänomenologie heute: Grundlagen- und Methodenprobleme. Freiburg, 1977. S. 105—137.
22. Röd W. Erfahrung und Reflexion. Theorien der Erfahrung in transzendentalphilosophischer Sicht. München, 1991.
23. Smith D. W. Husserl. 2 ed. L. ; N. Y., 2013.
24. Tengelyi L. Welt und Unendlichkeit: Zum Problem phänomenologischer Metaphysik. Freiburg, 2014.
25. Wenzel Ch. Spiele nach Kant die Kategorien schon beider Wahrnehmung eine Rolle? // Kant-Studien. 2005. Vol. 96. S. 407—426.
Reference 1. Husserl, E. 2009, Idei k chistoy phenomenology I phenomenologicheskoy philosophie, Kn. I [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Book I], Moscow.
2. Husserl, E. 2011, Logisheskie issledovanija, t. 2 [Logical Investigations, vol. 2], Moscow.
3. Inishev, I. N. 2010, Silnie storoni slabogo transzendentalizma [The strengths of weak transcendentalism], Praktizatziya philosophii: sovremennye tendentsii i strategii [Practice of philosophy: modern trends and strategies], Vilnus, pp. 165—178.
4. Kant, I. 1994a, Izbrannye pis'ma [Selected Letters; letter’s to M. Herz] In: Kant, I. Sobranie sochinenij v 8 tomah. [Works in 8 volumes], vol. 8, S. 57—136. 
5. Kant, I. 1994b, Kritika chistogo razuma (1787) [Critique of Pure Reason (second edition)]. In: Kant, I. Sobranie sochinenij v 8 tomah. [Works in 8 volumes], vol. 3.
6. Kant, I. 1994v, Prolegomeny ko vsiakoy budushey metafizike, kotoraia mozhet poiavit’sia kak nauka [Prolegomena to any Future Metaphysics] In: Kant, I. Sobranie sochinenij v 8 tomah. [Works in 8 volumes], vol. 4, s. 5—133.
7. Katrechko, S. L. 2014, Transcendentalizm Kanta kak transcendental’naja paradigma filosofstvovanija [Kant’s transcendentalism as transcendental paradigm of philosophizing]. In: Kantovskiiy sbornik [The Kantovsky sbornik], 2014, no. 2 48), s. 10—25.
8. Katrechko, S. L. 2017a, Transcendentalizm Kanta kak realisticheskaja teorija opyta/poznanija (analiz struktury kantovskogo kopernikanskogo perevorota) [Does the Kant’s Copernican Revolution Lead to Idealism? (Structure and Dialectic of Kant’s Copernican Revolution] In: Filosofija i nauka: problemy sootnesenija, Kn.1, Moscow, s. 213—226.
9. Katrechko, S. L. 2017b, Kantovskiiy transcendentalizm Kanta i ego koncept veshi samoiy po sebe [Kant’s transcendentalism and his concept ’thing-in-itself’]: https://www.academia.edu/33000510/
10. Molchanov, V. I. 2007, Kantovskaya eksplikatziya apriorizma: analiz ili interpretatsiya [Kant’s explication of the a priori: analysis or interpretation], In: Immanuil Kant: nasledie I proekt [Immanuel Kant: heritage and project], Moscow, pp. 136—153.
11. Shiyan, A. A. 2015, Transstendenziya suschnostey i zhiznenniy mir v phenomenologii Edmunda Husserlya [Transcendence of entities and life-world in phenomenology of Edmund Husserl]. In: Istoriya philosophii: istoriya ili philosophiya? [History of philosophy: history or philosophy?], Moscow, http://ff-rggu.ru/aleshinskie_chteniya_2015/, pp. 149—157.
12. Abela, P. 2002, Kant’s Empirical Realism, Oxford, Clarendon Press. 
13. Allais, L. 2015, Manifest Reality: Kant’s Idealism and his Realism, Oxford University Press Uk.
14. Bernet, R. 1990, Huserls Begriff des Noema. In: Husserl-Ausgabe und Husserl-Forschung, Dorbrecht, S. 61—80.
15. Collins, A. 1999, Possible Experience: Understanding Kant’s Critique of Pure Reason, University of California Press.
16. Gurwitsch, A. 2009, The Kantian and Husserlian Conceptions of Consciousness. I The Collected Works of Aron Gurwitsch (1901—1973), Vol. II. Springer. Pp. 149—174.
17. Husserl, E. 1959, Erste Philosophie (1923/4). Zweiter Teil: Theorie der phänomenologischen Reduktion, Husserliana VIII, Den Haag, Martinus Nijhoff.
18. Gabriel, M. 2014, Der Neue Realismus, Frankfurt am Mein, Suhrkamp.
19. Drummond J. J. 2003, The Structure of Intentionality, In: The new Husserl: a critical reader, Bloomington, Indiana University Press, pp. 65—92.
20. Gabriel, M. 2016, Neutraler Realismus: Jahrbuch-Kontroversen 2, Freiburg, Alber Karl.
21. Rang, B. 1977, Repräsentation und Selbstgegebenheit: Die Aporie der Phänomenologie der Wahrnehmung in den Frühschriften Husserls. In: Phänomenologische Forschungen, Vol. 1, pp. 105—137.
22. Röd, W. 1991, Erfahrung und Reflexion. Theorien der Erfahrung in transzendentalphilosophischer Sicht, München, C. H. Beck.
23. Smith, D. W. 2013, Husserl, 2 edition, London and New York, Routledge.
24. Tengelyi, L. 2014, Welt und Unendlichkeit: Zum Problem phänomenologischer Metaphysik, Freiburg, Alber Karl.
25. Wenzel, Ch. 2005, Spiele nach Kant die Kategorien schon beider Wahrnehmung eine Rolle? In: Kant-Studien 96, S. 407—426.

Назад в раздел