Кантовский сборник — 30-й выпуск!
Кантовский сборник: тридцать выпусков за тридцать пять лет
АннотацияСтатья посвящена юбилею Кантовского сборника. В ней рассказывается история его возникновения и кратко описывается содержание всех выпусков Кантовского сборника.
Теоретическая философия Канта
Системообразующая роль вещи в себе в философии Канта
АннотацияВсе три значения понятия «вещь в себе» (объект, субъект и переход между ними), несмотря даже на прямую противоположность друг другу, составляют в системе Канта предмет основного вопроса философии. Кант новатор и в постановке вопроса, и в ответе на него. Ответ этот — агностический, но в смысле не эмпирическом или научном, а в сугубо философском значении этих понятий. Ответ на этот вопрос — как о мире, так и о человеке — бесконечен, как и человеческая свобода творчества.
И. Кант и проблема ценности
АннотацияЗакономерно то, что «философия ценности» в наиболее последовательном и систематизированном виде сформировалась именно в кантианской традиции. Для Канта человеческая личность при всей ее уникальности не замкнута в себе самой ни этически, ни эстетически. Развитие теоретико-ценностных воззрений Канта осуществлялось по мере осознания им общечеловеческих оснований ценностей. Непреходящим достижением кантовской аксиологии является утверждение гуманистической природы и общечеловеческой значимости ценностей.
Практическая философия Канта
Границы между верой и знанием: об истории влияния и актуальном значении религиозной философии Канта (перевод с нем. А. Ю. Шачиной и С. В. Шачина)
АннотацияАнализируется содержание кантовской философии религии (в пределах только разума) с тем, чтобы проследить историю ее влияния и показать актуальность. В общих чертах, но более чем другие учения, он рассматривает в связи с этим философские взгляды Гегеля, Шлейермахера и Кьеркегора. Всю философию морали Канта Хабермас предлагает понимать как попытку реконструировать категорическое долженствование божественных заповедей с помощью дискурса, а также как предостережение против мечтательности «религиозной философии», например, Хайдеггера и неоязычества приверженцев Ницше.
И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов
АннотацияТема статьи раскрывается с экскурсом в историю нравственности и восприятие кантовского учения о нравах, в полемике с некоторыми его толкованиями. Приводимые Кантом примеры применения его теории морали доказывают нам ее практичность и долговечность.
Рецепции философии Канта
Влияние Канта на русскую мысль
Аннотация
В предлагаемом тексте предпринимается попытка дать краткий обобщающий обзор влияния на русскую мысль идей и личности великого философа, бывшего ярким выразителем немецкого духа, творческим гением и genius loci Кёнигсберга, города с трудной исторической судьбой.
Эмпирический и интеллигибельный характер: От Канта через Фриза и Шеллинга к Шопенгауэру (перевод с нем. А. И. Троцака)
АннотацияРассматривается проблема преемственности понятий эмпирического и интеллигибельного характера в философии А. Шопенгауэра. Автор показывает, как Шопенгауэр видоизменил данные понятия в своей системе и на чем он основывался при создании своего учения о характере.
Логика и аргументорика
Тяжба о «ста талерах»: via eminentiae
АннотацияСопоставляются позиции различных сторон в «тяжбе о ста талерах», открытой кантовской критикой онтологического аргумента. Показывается необоснованность отождествления хайдеггеровской концепции бытия как трансцендентального предиката с фрегевской трактовкой существования как второпорядкового предиката. В перспективе via eminentiae (пути превосхождения понятий) понимание бытия Ансельмом Кентерберийским как совершенства сближается с кантовской концепцией бытия как абсолютного полагания.
Проблемы социальной философии и философии культуры
Априорность и автохтонные идеи культуры
АннотацияОтмечается, что дедукция априорных познавательных форм, проведенная И. Кантом, получила свое продолжение у Э. Кассирера и М. Хайдеггера, которые показали, что основание априорности коренится в определенных способах бытия человека. Продолжая эту линию интерпретации основания априорности, автор статьи утверждает, что культура как способ существования значимого бытия рождает исходные (автохтонные) идеи, которые становятся ее категориальным языком и организуют пространство смысла в культуре. К таким автохтонным идеям автор относит идею сакральности (расчленение пространства значений) и идею души (осмысление временного постоянства).
Публикации
Переписка Иммануила Канта и Иоганна Георга Гамана (перевод с нем. В. Х. Гильманова)
О политической философии Канта: курс лекций. Лекция 2 (перевод с англ. А. Н. Саликова)
Один день с Кантом: переводы из сборника стихов «Мой Кенигсберг», посвященные Иммануилу Канту (перевод с нем. И. Д. Копцева)
Разыскания. Архивы. Документы
Откуда происходят знания Канта об Азии? — Первый итог (перевод с нем. А. Зильбера)
АннотацияНа материале десяти иллюстраций впервые осуществляется попытка проследить обстоятельства, которые пробудили и поддержали интерес Канта к географии. Вторым пунктом в общих чертах обозреваются картографические и литературные источники, из которых Кант черпал материал для раздела об Азии в своих лекциях по физической географии. Заключительная часть посвящена истории становления курса лекций.