Кантовский сборник

2016 Выпуск №2(56)

Назад к списку Скачать статью

Теория социальной педагогики Пауля Наторпа и ее актуальность для современного российского образования

DOI
10.5922/0207-6918-2013-2-6
Страницы / Pages
94-105

Аннотация

Рассматривается теория «социальной педагогики» немецкого философа Пауля Наторпа с точки зрения актуальности ее содержания для современных дискуссий, посвященных вопросам образования. Перед своей педагогической теорией Наторп ставил практическую задачу преодоления кризисных тенденций современного ему германского общества. Теоретический контекст «социальной педагогики» был задан как обращением Наторпа к наследию Платона, Песталоцци и Канта, так и критикой фундаментальных оснований господствующей концепции педагогики. Особую критику со стороны Наторпа вызвало выделение психологии в качестве главной науки в деле обоснования педагогической теории. По сути, эта критика являлась продолжением противостояния неокантианства и позитивизма на новой, на этот раз философско-педагогической почве. Наторп предлагает расширить обоснование педагогической теории за счет добавления к этике и психологии «чистых нормативных наук» логики и эстетики. В центр своей педагогики Наторп ставил понятие «воли», с ней связаны три уровня активности сознания, которым соответствовали три ступени воспитания — домашняя, школьная и свободного самообразования взрослых. Последняя ступень представляет собой процесс «длиною в жизнь» и в идеале не должна быть ограничена никакими внешними факторами. В качестве базы для реализации этого идеала Наторп предлагал использовать зарождавшуюся в Германии систему «народных академий». Дело народного образования должен взять на себя «светский клир», который составят все люди, способные к участию в деле образования народа, но особую роль Наторп отводит людям, имеющим научную подготовку. Таким образом актуализируется общественная функция университетов как института воспроизводства научно-педагогических кадров. В этом смысле позиция Наторпа созвучна расширенному пониманию «третьей миссии» (общественной) университета.

Abstract

The paper discusses Paul Natorp’s social pedagogy theory from the point of its relevance to the modern educational discussions. Natorp sees practical task of his pedagogic theory in negation of German society’s crisis tendencies. The theoretical context of social pedagogy was defined by several key factors. The first one is Natorp’s dependency on legacy of Plato, J. Pestalozzi and I. Kant, while second deals with his critic of fundamental grounds of dominant contemporary pedagogical system. The major Natorp’s objection was directed against positioning psychology at the basis of a pedagogical theory. In principle this point of critique was matter of continuation of much broader debate between Neo- Kantianism and Positivism which for this time took place on pedagogical “territory”. In addition to ethics and psychology Natorp proposes to broaden theoretical ground of pedagogy by adding “pure normative sciences” such as logic and aesthetics to psychology and ethics which are already in use. In the center of his pedagogy Natorp places the concept of “will”. It is directly connected to the three levels of activity of consciousness which are associated with the three stages of education — family education, school and stage of free adult self-education. The last stage represents a “lifelong” process and ideally shouldn’t be bounded by any external factors. Natorp expects that developing German system of “folk academies” becomes a basis for implementation of this ideal in practice. He specifies that matter of people’s education should be responsibility of “secular clergy” — a class composed of all persons who are willing and able to contribute to the cause of people’s education. In this endeavor Natorp especially stresses the uniqueness of position of persons with scientific background. Thus the social function of the universities as institutions where persons of such quality are being cultivated is actualized. This notion makes Natorp’s standpoint resemble in many ways the extended reading of university’s “third mission”.

Список литературы

1. Аузан А. А. Миссия университета: взгляд экономиста : публичная лекция, Москва, 18 апр. 2013 г. // Полит.ру : [информ.-аналит. портал]. URL: http://www.polit.ru/article/2013/05/07/auzan/ (дата обращения: 05.11.2015).
2. Булдаков С. К. Философские основания образовательных идей и теорий на рубеже XIX—XX веков // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 3. С. 128—131.
3. Белов В. Н. Неокантианство. Ч. 2 : Пауль Наторп. Саратов, 2002.
4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
5. Гессен С. И. Пауль Наторп // Кантовский сборник. 2014. № 1 (47). С. 87—102.
6. Головко Н. В., Зиневич О. В., Рузанкина Е. А. «Третья миссия» университета и проект общественного понимания науки: Доклад Бодмера // Философия образования. 2014. № 6. С. 77—93.
7. Дмитриева Н. А. Идея науки в русском неокантианстве: неокантианство vs.позитивизм // Историко-философский альманах. Вып. 3. М., 2010. С. 140—166.
8. Дмитриева Н. А. Религия в пределах человечности: к истории проблемы религии в философии Пауля Наторпа // Вера и знание: соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб., 2008. С. 260—270.
9. Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М., 2007.
10. Куренной В. А. Философия и педагогика Пауля Наторпа // Наторп П. Избр. раб. М., 2006. С. 7—25.
11. Лапшин И. И. Социальная педагогика Наторпа // Очерки по истории педагогических учений. М., 1911. С. 209—229.
12. Наторп П. Избр. раб. / сост. В. А. Куренной. М., 2006.
13. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. СПб., 1911.
14. Шельски Г. Уединение и свобода. К социальной идее немецкого университета // Логос. 2013. № 1. С. 65—86.
15. Фараджев К. В. Несостоявшаяся альтернатива: неокантианская педагогика в России в начале XX века // Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры. М., 2010. С. 400—413.
16. Фохт Б. А. Избранное (из философского наследия). М., 2003.

Reference

1. Auzan, A. A., 2013, Missiya universiteta: vzglyad ehkonomista [University’s mission: economist point of view], Polit. ru: Publichnye lekcii. [Polit. ru: Public lectures]. Moscow, 18.04.2013. URL: http://www.polit.ru/article/2013/05/07/auzan/ (accessed: 05 November 2015).
2. Buldakov, S. K., 2014, Filosofskie osnovaniya obrazovatel’nyh idej i teorij na rubezhe XIX—XX vekov [Philosophical foundations of ideas and theories of education at the turn of the 19th-20th centuries], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Vestnik of Kostroma State University named after N. A. Nekrasov], vol. 20, no. 3, p. 128—131.
3. Belov, V. N., 2003, Neokantianstvo. Chast II. Paul Natorp [Neo-Kantianism. Part II. Paul Natorp], Saratov.
4. Gessen, S. I., 1995, Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu [Foundations of pedagogy. Introduction to applied philosophy], Moscow.
5. Gessen, S. I., 2013, Paul Natorp [Paul Natorp], Kantovsky sbornik [Kantian collection], no. 3 (45), p. 87—102.
6. Golovko, N. V., Zinevich, O. V., Ruzankina, E. A., 2014, «Tret'ya missiya» universiteta i proekt obshchestvennogo ponimaniya nauki: Doklad Bodmera [“Third mission” of the university and the project of public understanding of science: Bodmer Report], Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], no. 6, p. 77—93. 
7. Dmitrieva, N. A., 2010, Ideya nauki v russkom neokantianstve: neokantianstvo vs. pozitivizm [Idea of science in Russian Neo-Kantianism: Neo-Kantianism vs. Positivism] Istoriko- filosofskij al'manah: Vyp. 3 [History and Philosophy almanac: 3rd Issue], p. 140—166.
8. Dmitrieva, N. A., 2008, Religija v predelah chelovechnosti: k istorii problemy religii v filosofii Paulja Natorpa [Religion within the bounds of humanity]. In: D. N. Razejev, ed. 2008, Vera i znanie: sootnoshenije ponjatij v klassicheskoj nemeckoj filosofii [Faith and knowledge: correlation of the concepts in the classical German philosophy], St. Petersburg, p. 260—270.
9. Dmitrieva, N. A., 2007, Russkoe neokantianstvo: «Marburg» v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. History and Philosophy essays], Moscow.
10. Kurennoy, V. A., 2006, Filosofiya i pedagogika Paulya Natorpa [Paul Natorp’s philosophy and pedagogics], Izbrannye raboty [Selected works], Moscow, p. 7—25. 
11. Lapshin, I. I., 1911, Social'naya pedagogika Natorpa. [Natorp’s social pedagogy] Ocherki po istorii pedagogicheskih uchenij [Essays in history of pedagogical studies], Moscow, p. 209—229.
12. Natorp, P., 2006, Izbrannyje raboty [Selected works], ed. by V. A. Kurennoj, Moscow. 
13. Natorp, P., 1911, Sozial’naja pedagogika. Teorija vospitanija voli na osnove obschhnosti [Social pedagogy. Theory of the upbringing of will on the basis of community]. Translated by A. A. Grombah after the 3rd added ed., St. Petersburg.
14. Schelsky, H., 2013, Uedinenie i svoboda. K social’noj idee nemeckogo universiteta [Solitude and Freedom. On to the social idea of German university] Logos: Filosofskoliteraturnyj zhurnal [Logos: Philosophical and Literary Journal], Moscow, no. 1, p. 65—86.
15. Faradzhev, K. V., 2010, Nesostoyavshayasya al'ternativa: neokantianskaya pedagogika v Rossii v nachale XX veka [Alternative cancelled: Neo-Kantian pedagogic in Russia at the dawn of 20th century], Neokantianstvo nemeckoe i russkoe: mezhdu teoriej poznaniya i kritikoj kul'tury [Russian and German Neo-Kantianism: between theory of knowledge and critic of culture], Moscow, p. 400—413.
16. Focht, B. A., 2003, Izbrannoe (iz filosofskogo nasledija) [Selected writings (from philosophical heritage)]. Publication, preface, commentaries by N. A. Dmitrieva, Moscow.