Кантовский сборник

2016 Выпуск №2(56)

Назад к списку Скачать статью

Этика Канта и Фихте как один из источников философии Шопенгауэра

DOI
10.5922/0207-6918-2016-2-3
Страницы / Pages
49-66

Аннотация

Задача данной статьи — привести доказательства определяющей роли этических учений Канта и Фихте в становлении философии Шопенгауэра в 1811—1813 годах. На основе изучения рукописного наследия философа и первого издания его диссертации автор защищает следующие тезисы. Во-первых, кантовский «моральный закон» долгое время был одним из основных объектов философии Шопенгауэра, а регулятивный характер этики — оправданием ее претензий на познание «сверхчувственного». Во-вторых, дихотомия ноуменального и феноменального подтолкнула его к развитию дуалистической онтологии. В-третьих, центральное понятие его раннего философствования — «лучшее сознание» — появилось в непосредственной связи с прослушанными им лекциями Фихте. В-четвертых, разрабатываемое Шопенгауэром в то время учение об освобождении «Я», лучшего сознания, от всего индивидуального и земного также имеет свои корни в практической части философии Фихте. В-пятых, чтение «Метафизики нравов» Канта и «Системы этики» Фихте во второй половине 1812 года дали рождение шопенгауэровскому понятию воли как первичной сущности вещей, представлению о ее абсолютном и безосновном характере, а также положению о ее примате над познанием. В-шестых, некоторые ключевые аспекты шопенгауэровского пессимизма были сформулированы в связи с его рецепцией философии Фихте. В-седьмых, в первом издании своей диссертации Шопенгауэр выступает как сторонник кантовской этики и формулирует «утверждение» лучшего сознания над эмпирическим как ноуменальную свободу и истинно моральное поведение, а категорию «отрицания» — как его противоположность. Впоследствии эти идеи, измененные и дополненные под влиянием некоторых других идей, составят основу «Мира как воли и представления».

Abstract

This article aims to demonstrate the centrality of Kant’s and Fichte’s ethics to the development of Schopenhauer’s ideas of 1811—1813. The author proves the following theses based on the philosopher’s manuscripts and the first edition of his dissertation. Firstly, for a long time, Kant’s ‘moral law’ was a major element of Schopenhauer’s philosophy, whereas the regulatory power of ethics supported its claim as a means to cognise the supersensible. Secondly, the dichotomy between the noumenal and the phenomenal encouraged him to develop a dualistic ontology. Thirdly, the emergence of the central concept of his early works — the ‘better consciousness’ — was strongly influenced by Fichte’s lectures attended by Schopenhauer. Fourthly, Schopenhauer’s doctrine of liberating the better consciousness from all the individual and earthly is also rooted in Fichte’s practical philosophy. Fifthly, Kant’s Metaphysics of Morals and Fichte’s System of Ethnics contributed to Schopenhauer’s understanding of will as the primary essence of all things and the idea of its absolute and unconditional nature and its primacy over cognition. Sixthly, some of the key aspects of Schopenhauer’s pessimism are rooted in Fichte’s philosophy. Seventhly, in the first edition of his dissertation, Schopenhauer advocated Kant’s ethics and formulated the supremacy of the better consciousness over the empirical as noumenal freedom and truly moral behavior and defined the category of negation as its opposite. Later, these ideas, altered and expanded under the influence of other ideas, became the cornerstone of The World as Will and Representation.

Список литературы

1. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Соч. : в 6 т. М., 1964а. Т. 2. С. 292—360.
2. Кант И. Критика практического разума // Там же. 1965б. Т. 4, ч. 1. С. 312—504.
3. Кант И. Критика чистого разума // Там же. 1964б. Т. 3. С. 69—758.
4. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Там же. 1965а. Т. 4, ч. 2. С. 109—438.
5. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе // Там же. 1965в. Т. 4, ч. 2. С. 6—57.
6. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Там же. 1965г. Т. 4, ч. 1. С. 66—210.
7. Фихте И. Г. Наставление к блаженной жизни. М., 1997.
8. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Соч. : в 2 т. СПб., 1993. Т. 2. С. 360—670.
9. Фихте И. Г. Философские произведения. М., 2013.
10. D’Alfonso M. V. Schopenhauer als Schüler Fichtes // Fichte-Studien. 2006. Vol. 30. S. 201—211.
11. Decher F. Schopenhauer und Fichtes Schrift Die Bestimmung des Menschen // Schopenhauer-Jahrbuch. 1990. Vol. 71. S. 45—67.
12. Fichte J. G. Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre. Jena ; Leipzig, 1798.
13. Koßler, M. Life is but a Mirror: On the Connection between Ethics, Mеtaphysics and Character in Schopenhauer // Better Consciousness. Schopenhauer’s Philosophy of Value / ed. by A. Naill, Ch. Janaway. Wiley-Blackwell, 2009. P. 77—97.
14. Metz W. Der Begriff des Willen bei Fichte und Schopenhauer // Die Ethik Arthur Schopenhauers im Ausgang vom Deutschen Idealismus / Hrsg. von L. Hühn. Würzburg, 2006. S. 387—400.
15. Novembre A. Il giovane Schopenhauer e Fichte. La duplicità della coscienza : Diss. Mainz, 2011.
16. Novembre A. Schopenhauers Verständnis der Fichte'schen "absoluten Besonnenheit" // Schopenhauer-Jahrbuch. 2012. Vol. 92. S. 53—62.
17. Schelling F. W. J. Darstellung des wahren Verhältnisses der Naturphilosophie zu der verbesserten Fichte‘schen Lehre. Tübingen, 1806. 
18. Schelling F. W. J. Philosophie und Religion. Tübingen, 1804. 
19. Schöndorf H. Der Leib im Denken Schopenhauers und Fichtes. München, 1982. 
20. Schopenhauer A. Der Handschriftliche Nachlaß / Hrsg. von A. Hübscher. 5 Bände. Frankfurt am Main, 1966—1975.
21. Schopenhauer A. Sämtliche Werke / Hrsg. von P. Deussen. München, 1911—1942. 
22. Schopenhauers Kollegnachschriften der Metaphysik- und Psychologievorlesungen von G. E. Schulze (Göttingen, 1810—1811). Göttingen, 2009.
23. Zint H. Schopenhauers Philosophie des doppelten Bewußtseins // Jahrbuch der Schopenhauer-Gesellschaft. 1921. Vol. 10. S. 3—45.
24. Zöller G. Der Ursprung von Schopenhauers Welt als Wille und Vorstellung in Fichtes Wissenschaftslehre 1812 und System des Sittenlehre // Die Ethik Arthur Schopenhauers im Ausgang vom Deutschen Idealismus / Hrsg. von L. Hühn. Würzburg 2006. S. 365—386.

Reference

1. Kant, I. 1964а, Grezi duhovidca, poyasnennie grezami metafiziki [Dreams of a Visionary Explained by Dreams of Metaphysics] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 2, Moscow.
2. Kant, I. 1964б, Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 3, Moscow.
3. Kant, I. 1965б, Kritika practicheskogo razuma [Critique of Practical Reason] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 4, part 1, Moscow.
4. Kant, I. 1965а, Metafizika nravov [The metaphysics of morals] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 4, part 2, Moscow.
5. Kant, I. 1965в, Ob iznachalno zlom v chelovecheskoi prirode [On initially evil in human nature] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 4, part 2, Moscow.
6. Kant, I. 1965г, Prolegomenyi… [Prolegomena…] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 4, part 1, Moscow.
7. D’Alfonso, Matteo Vincenzo. 2006. Schopenhauer als Schüler Fichtes // Fichte-Studien. Vol. 30. S. 201—211.
8. Decher F. 1990. Schopenhauer und Fichtes Schrift Die Bestimmung des Menschen // Schopenhauer-Jahrbuch. Vol. 71. S. 45—67.
9. Fichte J. G. 1798. Das System der Sittenlehre nach den Principien der Wissenschaftslehre. C. E. Gabler, Jena; Leipzig.
10. Fichte, J. G. 2013. Filosofskie proizvedeniya [Philosophical Works]. Moscow: Akademicheskii proekt; Gaudeamus Publ. (In Russian)
11. Fichte, J. G. 1997. Nastavleniya k blazhennoi zhizni [The instruction concerning blessed life]. Moscow: Canon+. (In Russian)
12. Fichte, J. G. 1993. Sochineniya v 2 t. [Works in 6 vols]. St-Petersburg: Mifril Publ. (In Russian)
13. Koßler, M. 2009. Life is but a Mirror: On the Connection between Ethics, Mataphzsics and Character in Schopenhauer // Better Consciousness. Schopenhauer’s Philosophy of Value. Ed. by Alex Naill and Christopher Janaway. Wiley-Blackwell. P. 77—97.
14. Metz, W. 2006. Der Begriff des Willen bei Fichte und Schopenhauer // Die Ethik Arthur Schopenhauers im Ausgang vom Deutschen Idealismus. Hragg. von Lore Hühn. Ergon Verlag, Würzburg. S. 387—400.
15. Novembre, A. 2011. Il giovane Schopenhauer e Fichte. La duplicità della coscienza. Mainz. 461 S. (Diss.)
16. Novembre, A. 2012. Schopenhauers Verständnis der Fichdte'schen "absoluten Besonnenheit" // Schopenhauer-Jahrbuch. Vol. 92. S. 53—62.
17. Schelling, F. W. J. 1806. Darstellung des wahren Verhältnisses der Naturphilosophie zu der verbesserten fichte‘schen Lehre. J. G. Cotta, Tübingen.
18. Schelling, F. W. J. 1804. Philosophie und Religion. Tübingen, I. G. Cotta.
19. Schöndorf, H. 1982. Der Leib im Denken Schopenhauers und Fichtes. Johannes Bergmans Verlag, München.
20. Schopenhauer 2008. Schopenhauers Kollegnachschriften der Metaphysik- und Psychologievorlesungen von G. E. Schulze: (Göttingen, 1810—11) Ergon.
21. Schopenhauer A. 1911—1942. Sämtliche Werke. Hrsgg. von P. Deussen. München: R. Piper.
22. Schopenhauer A. 1966—1975. Der Handschriftliche Nachlaß. Hrsg. von Arthur Hübscher. 5 Bände. Frankfurt am Main: Verlag Waldemar Kramer.
23. Zint, H. 1921. Schopenhauers Philosophie des doppelten Bewußtseins // Jahrbuch der Schopenhauer-Gesellschaft. Vol. 10. S. 3—45.
24. Zöller, G. 2006. Kichtenhauer. Der Ursprung von Schopenhauers Welt als Wille und Vorstellung in Fichtes Wissenschaftslehre 1812 und System des Sittenlehre // Die Ethik Arthur Schopenhauers im Ausgang vom Deutschen Idealismus. Hragg. von Lore Hühn. Ergon Verlag, Würzburg. S. 365—386.