Кант и Берлинское просвещение (перевод с немецкого А. Ю. Шачиной и С. В. Шачина под редакцией И. Д. Копцева)
- DOI
- 10.5922/0207-6918-2010-4-3
- Страницы / Pages
- 13-20
Аннотация
Сравниваются понятия просвещения, сформулированные М. Мендельсоном в статье «К вопросу: что значит просвещать?» и И. Кантом в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Подчеркивается непреходящее значение совершенного Кантом «коперниканского переворота», который возлагает на самого субъекта ответственность за все, что он делает и что от него зависит, и открывает возможность (говоря словами Хабермаса) «структурного изменения общества».
Список литературы
1. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. С. 247—459.
2. Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое просвещение?» // Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. / под общ. ред. А. В. Гулыги. М., 1994. Т. 8. С. 29—37.
3. Biester J. E. (псевдоним — E. v. K. ) Vorschlag, die Geistlichkeit nicht mehr bei der Vollziehung der Ehen zu bemühen // Was ist Aufklärung? Beitrage aus der “Berlinischer Monatsschrift” / Hrsg. W. Hinske. Darmstadt, 1990. S. 95—96.
4. Irrlitz Gerd. Kant-Handbuch // Kant, Immanuel. Leben und Werk. Stuttgart; Weimar, 2002. S. 417.
5. Mendelssohn M. Über die Frage: was heißt aufklären? // Was ist Aufklärung? Beitrage aus der “Berlinischer Monatsschrift”. Darmstadt, 1990. S. 444—451.
6. Schneiders W. Hoffnung und Vernunft // Aufklärungsphilosophie in Deutschland. Hamburg, 1990. S. 31.
7. Zöllner J. H. Der Affe: Ein Fabelchen // Was ist Aufklärung? Beitrage aus der “Berlinischer Monatsschrift” / Hrsg. W. Hinske. Darmstadt, 1990. S. 370.
8. Zöllner J. H. Ist es rathsam, das Ehebündnis nicht ferner durch die Religion zu sancieren? // Was ist Aufklärung? Beitrage aus der “Berlinischer Monatsschrift” / Hrsg. W. Hinske. Darmstadt, 1990. S. 107.