Кантовский сборник

2016 Выпуск №1(55)

Назад к списку Скачать статью

Неокантианская и феноменологическая аксиология в философии права Н. Н. Алексеева

DOI
10.5922/0207-6918-2016-1-6
Страницы / Pages
87-96

Аннотация

Предпринята попытка проанализировать рецепции как аксиологии баденской школы неокантианства, так и феноменологической аксиологии в трактовке понятия и статуса ценности в философии права Н. Н. Алексеева. Определено, какое значение для осмысления сущности права в философии Н. Н. Алексеева имеет достигнутое в баденской школе неокантианства разделение наук на номотетические и идиографические. Доказано, что почерпнутое в философии В. Виндельбанда различение должного и сущего Н. Н. Алексеев использует как удобный методологический прием для осмысления особенности социальных явлений. Рассмотрен контекст философии В. Виндельбанда в толковании Н. Н. Алексеевым роли нормы в философии права. выявлено, что Н. Н. Алексеев применяет в своей философии заложенное в теории ценностей деление на априорное и эмпирическое, при этом ценность для него — это основа формирования права и нравственности. Именно противопоставление сфер действительности и ценностей позволяет увидеть, как Н. Н. Алексеев сочетает идеи аксиологии неокантианства и феноменологии. Чтобы преодолеть разрыв априорного и эмпирического в теории ценностей баденского неокантианства Н. Н. Алексеев использует решения феноменологической аксиологии М. Шелера, не перенимая однако ни персоналистскую позицию Шелера, ни его иерархию ценностей. В зрелый период творчества Н. Н. Алексеев привносит в трактовку ценности религиозный аспект. Религия позиционируется философом в качестве способа связи априорного и эмпирического, ценностей и их воплощений в действительности, а также становится инструментом осмысления ценности как нормы. В итоге определено, что Алексеев в философии права сочетает неокантианские и феноменологические принципы аксиологии с религиозно-философскими разработками.

Abstract

This paper analyzes receptions of phenomenological and neo-Kantian axiology trends in the interpretation of the concept and status of value in N. N. Alekseev’s philosophy of law. The author identifies the role of Neo-Kantian nomothetic—idiographic division of sciences proposed by the Southwest German school of Neo-Kantianism in interpreting the essence of law within Aleseev’s philosophy. It is shown that Alekseev uses Windelband's distinction between the due and the existing as a convenient methodological technique for understanding features of social phenomena. The article considers the context of Windelband’s philosophy in Alekseev’s interpretation of the role of the rule in philosophy of law. It is shown that Alekseev employs the distinction between the a priori and empirical, suggested by the theory of values, in his philosophy. Values are identified as a basis for the development of law and morals in Alekseev’s philosophy. Comparing reality and values makes it possible to see how Alekseev combines the id eas of axiology of Neo-Kanitianism and phenomenology. To narrow the gap between the a priori and empirical in the theory of values proposed by the Southern German school of Neo-Kantianism, Alekseev uses the solutions proposed by M. Scheler’s phenomenological axiology. It is stressed that Alekseev does not adopt either M. Scheler’s personalistic approach or his hierarchy of values. In his mature period, Alekseev supplements his interpretation of values with the religious aspect. He understands religion as a means to link the a priori and empirical and translate both into reality. It is emphasized that religion becomes a tool for understanding values as rules. It is concluded that Alekseev’s philosophy of law combines Neo-Kantian and phenomenological principles with religious aspects.

Список литературы

1. Алексеев Н. Н. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов: очерки по истории и методологии общественных наук. М., 1912.
2. Алексеев Н. Н. Введение в изучение права. М., 1918.
3. Алексеев Н. Н. Общее учение о праве. Курс лекций, прочитанных в Таврическом Университете в 1918/19 году. Симферополь, 1919а.
4. Алексеев Н. Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 1919б.
5. Алексеев Н. Н. Религия, право и нравственность. P., 1930.
6. Алексеев Н. Н. Об идее философии и ее общественной миссии // Путь. 1934. № 44. Париж, С. 27—43.
7. Алексеев Н. Н. Идея государства: Очерки по истории политической мысли. Нью-Йорк, 1955.
8. Алексеев Н. Н. Духовные предпосылки евразийской культуры // Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998а. С. 142—154.
9. Алексеев Н. Н. На путях к будущей России // Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998б. С. 282—371.
10. Алексеев Н. Н. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи // Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998в. С. 386—624.
11. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999.
12. Васильева С. В. Феноменологическая теория познания М. Шелера — созерцание сущности // Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы. СПб., 2011. С. 27—42.
13. Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Виндельбанд В. Избранное: Дух и История. М., 1995а. С. 22—58.
14. Виндельбанд В. Нормы и законы природы // Виндельбанд В. Избранное: Дух и История. М., 1995б. С. 184—208.
15. Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М., 2007.
16. Дмитриева Н. А. Понятие «априори» в немецком и русском неокантианстве // Многообразие априори : матер. междунар. конф. на философском факультете РГГУ 19—20 апреля 2012 г. / под ред. А. Н. Круглова. М., 2013. С. 129—147.
17. Марков Б. В. Априори повседневности // Многообразие априори : матер. междунар. конф. на философском факультете РГГУ 19—20 апреля 2012 г. / под ред. А. Н. Круглова. М., 2013. С. 300—323.
18. Назмутдинов Б. В. Политико-правовые воззрения евразийцев в российском государствоведении XX века : учеб. пособие. М., 2013.
19. Поляков А. В. Феноменологическая теория права Н. Н. Алексеева // Поляков А. В. Российский правовой дискурс и идея коммуникации. C. 27—38. URL: http://window.edu.ru/resource/545/24545/files/1135700.pdf (дата обращения: 09.08.2015).
20. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 13—42.
21. Шелер М. Ordo amoris // IIIелер М. Избранные произведения. М., 1994а. С. 339—377.
22. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994б. С. 259—337.
23. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006.

Reference

1. Alexeev, N. N., 1912, Nauki obshhestvennye i estestvennye v istoricheskom vzaimootnoshenii ih metodov: ocherki po istorii i metodologii obshhestvennyh nauk [Social and natural sciences in the historic relationship between their methods: essays on the history and methodology of the social sciences], Moscow, 272 p.
2. Alexeev, N. N., 1918, Vvedenie v izuchenie prava [Introduction to the study of law], Moscow, 188 p.
3. Alexeev, N. N., 1919a, Obshhee uchenie o prave. Kurs lekcij, prochitannyh v Tavricheskom Universitete v 1918—19 godu. [The general theory of law. The course of lectures in Tavrichesky University in 1918—19.], Simferopol, 162 p.
4. Alexeev, N. N., 1919b, Ocherki po obshhej teorii gosudarstva. Osnovnye predposylki i gipotezy gosudarstvennoj nauki [Essays on the general theory of the state. Basic assumptions and hypotheses of the state of science]. Moscow, 209 p.
5. Alexeev, N. N., 1930, Religija, pravo i nravstvennost' [Religion, law, and morality], Paris, 106 p.
6. Alexeev, N. N., 1934, Ob idee filosofii i ejo obshhestvennoj missii [About the intention of philosophy and its social mission] // Put' = Voie = [The way], no. 44 (June- September 1934) — Paris: Izdanie Religiozno-Filosofskoi Akademii, P. 27—43.
7. Alexeev, N. N., 1955, Ideja gosudarstva: Ocherki po istorii politicheskoj mysli [The idea of the State: Essays on the history of political thought] New York, 412 p. 
8. Alexeev, N. N., 1998a, Duhovnye predposylki evrazijskoj kul'tury [Spiritual preconditions of Eurasian culture] // Alexeev, N. N., Russkii narod i gosudarstvo [Russian nation and the state], Moscow, P. 142—154.
9. Alexeev, N. N., 1998b, Na putiakh k budushchei Rossii [On the way to the future Russia] // Alexeev, N. N., Russkii narod i gosudarstvo [Russian nation and the state], Moscow, P. 282—371.
10. Alexeev, N. N., 1998c, Sovremennoe polozhenie nauki o gosudarstve i ee blizhajshie zadachi [The current situation and immediate objectives of the science of the state] // Alexeev, N. N., Russkii narod i gosudarstvo [Russian nation and the state], Moscow, P. 386—624.
11. Alexeev, N. N., 1999, Osnovy filosofii prava [The base of the philosophy of law]. Saint Petersburg, 256 p. 
12. Vasil'eva, S. V., 2011, Fenomenologicheskaja teorija poznanija M. Shelera — sozercanie sushhnosti [The phenomenological theory of cognition of M. Scheler — contemplation of the the essence] // Filosofskaja antropologija Maksa Shelera: uroki, kritika, perspektivy [Philosophical anthropology of Max Scheler: tasks, critique, perspectives], Saint Petersburg, P. 27—42.
13. Windelband, W., 1995a, Chto takoe filosofija? (O ponjatii i istorii filosofii) [What is philosophy? (On the concept and the history of philosophy)]) // Windelband, W., Izbrannoe: Duh i Istorija [Selected: Spirit & History], Moscow, P. 22—58.
14. Windelband, W., 1995b, Normy i zakony prirody [Norms and laws of nature] // Windelband, W., Izbrannoe: Duh i Istorija [Selected: Spirit & History], Moscow, P. 184—208. 
15. Dmitrieva, N. A., 2007, Russkoje neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskije ocherki [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historical and philosophical essays], Moscow, 512 p.
16. Dmitrieva, N. A., 2013, Ponjatie «apriori» v nemeckom i russkom neokantianstve [The concept of “a priori” in the German and Russian Neo-Kantianism] // Mnogoobrazie apriori. Materialy mezhdunarodnoj konferencii na filosofskom fakul’tete RGGU19—20 aprelja 2012 g. Pod red. A. N. Kruglova [The variety of a priori. Materials of the International Conference on the Philosophy Faculty of Russian State University for the Humanities, 19—20 April 2012. Ed. by A. N. Krouglov], Moscow, P. 129—147.
17. Markov, B. V., 2013, Apriori povsednevnosti [A priori of everyday life] // Mnogoobrazie apriori. Materialy mezhdunarodnoj konferencii na filosofskom fakul'tete RGGU 19—20 aprelja 2012 g. Pod red. A. N. Kruglova [The variety of a priori. Materials of the International Conference on the Philosophy Faculty of Russian State University for the Humanities, 19—20 April 2012. Ed. by A. N. Krouglov], Moscow, P. 300—323.
18. Nazmutdinov, B. V., 2013, Politiko-pravovye vozzrenija evrazijcev v rossijskom gosudarstvovedenii XX veka: uchebnoe posobie [Political and legal views of Eurasians in Russian political science of XX century: Textbook], Moscow, 247 p. 
19. Polyakov, A. V., Fenomenologicheskaja teorija prava N. N. Alekseeva // Polyakov, A. V., Rossijskij pravovoj diskurs i ideja kommunikacii [The phenomenological theory of law of N. Alexeev // Polyakov, A. V., The Russian legal discourse and the idea of communication] available at: http://window. edu. ru/resource/545/24545/files/1135700.pdf P. 27—38. (accessed 09 August 2015)
20. Rickert, H., 1998, O ponjatii filosofii [About the concept of philosophy]// Rickert, H., Nauki o prirode i nauki o kul'ture [The science of nature and science of culture], Moscow, P. 13—42.
21. Sсhе1еr, M., 1994a, Ordo amoris // Sсhе1еr, M., Izbrannye proizvedenija [Selected works], Moscow, P. 339—377. 
22. Sсhе1еr, M., 1994b, Formalizm v jetike i material'naja jetika cennostej [Formalism in Ethics and Non-Formal Ethics of Values]// Sсhе1еr, M., Izbrannye proizvedenija [Selected works], Moscow, P. 259—337.
23. Shokhin, V.K, 2006, Filosofija cennostej i rannjaja aksiologicheskaja mysl' [Philosophy of values and early axiological ideas], Moscow, 457 p.