«Истинный критицизм»: неизвестная рецепция кантовской философии ранним Шопенгауэром :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

«Истинный критицизм»: неизвестная рецепция кантовской философии ранним Шопенгауэром

Автор Саттар А. С.
DOI 10.5922/0207-6918-2016-1-4
Страницы/Pages 52-65
Статья Загрузить
Ключевые слова Шопенгауэр, Кант, немецкий идеализм, рецепция философии Канта, лучшее сознание
Keywords Schopenhauer, Kant, German idealism, reception of Kant’s philosophy, better consciousness.
Аннотация Рассмотрена полемика раннего Шопенгауэра с кантовской теорией познания и кантовскими представлениями о задачах и методах философии, а также подчеркнута важнейшая роль этой полемики и сочинений самого Канта в становлении ранней философии Шопенгауэра. Последовательно изучена рецепция Шопенгауэром указанных аспектов философии Канта и ее эволюция в течение 1811—1813 годов. Для этого привлечены материалы «Рукописного наследия» Шопенгауэра (ранние философские афоризмы, комментарии и маргиналии к трудам Канта и т. д.) и первое издание диссертации Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813). Указанное влияние философии Канта на Шопенгауэра и ее определяющую роль в становлении его философии можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, ранний Шопенгауэр видел в Канте единственного философского союзника в борьбе со спекулятивным идеализмом его последователей. Во-вторых, в связи с этим он практически полностью принимал теорию познания Канта и его терминологию, лишь постепенно вырабатывая собственную, во многом по-прежнему зависимую от кантовской. В-третьих, видение Шопенгауэром задач и сущности философии на раннем этапе ее развития мыслилось им как прямое продолжение кантовской философии, понятое как задача построения метафизики как науки, ответственной за понятийное схватывание познания божественного, или сверхчувственного; соответственно, такую философию Шопенгауэр назвал «истинным критицизмом», а саму способность сверхчувственного познания — «лучшим сознанием». В-четвертых, изменение Шопенгауэром кантовской эпистемологии было связано с необходимостью завершения системы «истинного критицизма» в той мере, в какой включение «лучшего сознания» в число априорных познавательных способностей служило оправданием для его «метафизического» характера. В-пятых, в первом издании диссертации Шопенгауэр придерживался кантовской концепции ноуменальной свободы человека, а свою метафизику «лучшего сознания» связывал с кантовским понятием «интеллигибельного характера».
Abstract (summary) This article considers early Schopenhauer’s polemic against Kant's epistemology and views on the objectives and methods of philosophy. The crucial influence of this polemic and Kant’s works on the development of Schopenhauer’s philosophy is stressed. The author investigates Schopenhauer’s reception of the above aspects of Kant’s philosophy in 1811—1813 and its later evolution. For this purpose, the author addresses Schopenhauer’s manuscripts (early philosophical aphorisms and comments and marginal notes on Kant’s works, etc.), as well as the first edition of Schopenhauer’s doctoral dissertation On the Fourfold Root of the Principle of Sufficient Reason (1813). The mentioned influence of Kant’s philosophy on Schopenhauer and its decisive role in the development of the latter’s philosophy can be summed up as follows. Firstly, early Schopenhauer considered Kant as his only ally in the struggle against the speculative idealism of his followers. Secondly, this resulted in an almost complete acceptance of Kant’s epistemology and terminology. Only later, he developed an independent terminology, which was nevertheless largely influenced by that created by Kant. Thirdly, at the time, Schopenhauer believed his vision of objectives and essence of philosophy to be a direct continuation of Kant’s philosophy, the central objective being the construction of metaphysics of a science responsible for the conceptual grasping associated with cognizing the divine and supersensible. Schopenhauer called such science ‘genuine criticism’ and the faculty of supersensible cognition a ‘better consciousness’. Fourthly, Schopenhauer’s alteration of Kant’s epistemology related to the need to com lete the system of ‘genuine criticism’, since the inclusion of a ‘better consciousness’ into a priori cognitive faculties justified its ‘metaphysical’ character. Fifthly, the first edition of Schopenhauer’s doctoral dissertation adhered to Kant’s concept of noumenal freedom, whereas the metaphysics of a ‘better consciousness’ was associated with Kant’s notion of ‘intelligible character’.
Список литературы 1. Кант И. Критика практического разума // Соч. : в 6 т. М., 1965а. Т. 4, ч. 1.
2. Кант И. Критика чистого разума // Там же. 1964. Т. 3.
3. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Там же. 1965б. Т. 4, ч. 1.
4. Шопенгауэр А. О метафизической потребности человека // Собр. соч. : в 6 т. / под ред. А. А. Чанышева. М., 2011. Т. 2.
5. Schopenhauer A. Der Handschriftliche Nachlaß / hrsg. von A. Hübscher. 5 Bd. Frankfurt a/M, 1966—1975.
6. Schopenhauer A. Sämtliche Werke / hrsg. von P. Deussen. München, 1911—1942.
7. Schopenhauers Kollegnachschriften der Metaphysik- und Psychologievorlesungen von G. E. Schulze (Göttingen, 1810—11). Ergon, 2008.
8. Zint H. Schopenhauers Philosophie des doppelten Bewußtseins // Jahrbuch der Schopenhauer-Gesellschaft. 1921. Nr. 10. S. 3—45.
Reference 1. Kant, I. 1965, Kritika practicheskogo razuma [Critique of Practical Reason] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 5, Moscow.
2. Kant, I. 1964, Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 3, Moscow.
3. Kant, I. 1965, Prolegomenyi… [Prolegomena…] in: Kant, I. Sobranie sochineniy v 6 t. [Collected works in 6 volumes], vol 5, Moscow.
4. Schopenhauer, A. 1999—2001, Sobranie sochineniy v 6 tomakh. [A. Schopenhauer’s Works in 6 volumes] Moscow.
5. Schopenhauer A. 1966—1975. Der Handschriftliche Nachlaß. Hrsg. von Arthur Hübscher. 5 Bände. Frankfurt am Main: Verlag Waldemar Kramer.
6. Schopenhauer A. 1911—1942. Sämtliche Werke. Hrsgg. von P. Deussen. München: R. Piper.
7. Schopenhauer 2008. Schopenhauers Kollegnachschriften der Metaphysik- und Psychologievorlesungen von G. E. Schulze: (Göttingen, 1810—11) Ergon.
8. Zint, H. 1921. Schopenhauers Philosophie des doppelten Bewußtseins // Jahrbuch der Schopenhauer-Gesellschaft, Nr. 10. S. 3—45.This article considers early Schopenhauer’s polemic against Kant's epistemology and views on the objectives and methods of philosophy. The crucial influence of this polemic and Kant’s works on the development of Schopenhauer’s philosophy is stressed. The author investigates Schopenhauer’s  reception of the above aspects of Kant’s philosophy in 1811—1813 and its later evolution. For this purpose, the author addresses Schopenhauer’s manuscripts (early philosophical aphorisms and comments and marginal notes on Kant’s works, etc.), as well as the first edition of Schopenhauer’s  doctoral dissertation On the Fourfold Root of the Principle of Sufficient Reason (1813).  

Назад в раздел