Кантовский сборник

2013 Выпуск №3(45)

Назад к списку Скачать статью

Основоположения нравственной философии И. Канта и Вл. Соловьева

DOI
10.5922/0207-6918-2013-3-2
Страницы / Pages
16-23

Аннотация

Произведен сравнительный анализ основоположений этических построений Канта и Соловьева. Автор отмечает, что при всем пиетете к кантовской этике русский философ строит этику на собственных началах. В отличие от Канта, Соловьев утверждает гетерономность морали и ее религиозность, которая не имеет ничего общего с христианством.

Abstract

The grounds of construction of ethical systems of Kant and Solovjev are comparatively tested in this article. Noting the obvious strenghts of Kant’s ethics, Solovjev finds, that because of its absolute formalism it doesn’t have the complete implementation in the objective world. Solovjev also sees as unsuccessful Kant’s attempt at overcoming subjectivism in the moral sphere. In Solovjev’s opinion, Kant’s postulates of practical reason don’t overcome subjectivism, but bring to the foundation of Kant’s ethic the double meaning and uncertainty. The author notes, that for all his respect to Kant’s ethic, Russian philosopher constructs ethic on his own principles. In the foundation of his moral philosophy Solovjev puts down the idea of Good, characterizing it as lawful, autonomous and all-united (vseedinoje). Solovjev proposes to regard the feelings of shame, pity and reverence as the primary data of human moral, disregarding the warnings of Kant about the unacceptability of natural foundations for our morals. Such distinction in the primary data of human moral of the concerned authors reposes on distinction in appraisal of human primary nature: Kant considers it as evil, Solovjev — as good. Thus, in contrast to I. Kant V. Solovjev affirms the heteronomy of morals and its religiousness, which, however, has little in common with Christianity.

Список литературы

1. Зорин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1 : Основоположительный. Кн. 1 : Критический обзор важнейшей литературы вопроса. СПб., 1907.
2. Калинников Л. А. Кант в русской философской культуре. Калининград, 2005.
3. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. : в 4 т. на нем. и рус. яз. Т. 3. М., 1997.
4. Лосев А. Ф. Творческий путь Владимира Соловьева // Соловьев В. С. Сочинения : в 2 т. Т. 1. М., 1990.
5. Михаил Помазанский, прот. Замечания о религиозно-философской системе В. С. Соловьева // Вл. Соловьев : pro et contra. СПб., 2002.
6. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 1996.
7. Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2002.
8. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч. : в 2 т. Т. 1. М., 1990.
9. Соловьев В. С. Первое начало теоретической философии // Там же.
10. Соловьев В. С. Приложение. Формальный принцип нравственности (Канта) — изложение и оценка с критическими замечаниями об эмпирической этике // Там же. 11. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Там же.
12. Федотов Г. П. Об антихристовом добре // Вл. Соловьев: pro et contra. СПб., 2002.
13. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д, 1997.

Reference

1. Zarin S. M. Asketizm po pravoslavno-hristianskomu ucheniju. Tom pervyj: osnovopolozhitel’nyj. Kniga pervaja: kriticheskij obzor vazhnejshej literatury voprosa. SPb., 1907. 2. Kalinnikov L. A. Kant v russkoj filosofskoj kul’ture. Kaliningrad, 2005. 3. Kant I. Kritika prakticheskogo razuma // Kant I. Soch. v 4-h tomah na nemeckom i russkom jazykah. T. III. M., 1997. 4. Losev A. F. Tvorcheskij put’ Vladimira Solov’eva // Solov’ev V.S. Sochinenija v 2 t. T. 1. M., 1990. 5. Mihail Pomazanskij, prot. Zamechanija o religiozno-filosofskoj sisteme V. S. Solov’eva // Vl. Solov’ev: pro et contra. SPb., 2002. 6. Svjatitel’ Feofan Zatvornik. Put’ ko spaseniju. Kratkij ocherk asketiki. M., 1996. 7. Svjatitel’ Feofan Zatvornik Vyshenskij. Nachertanie hristianskogo nravouchenija. M., 2002. 8. Solov’ev V. S. Opravdanie dobra // Solov’ev V.S. Soch. v 2-h t. T. 1. M., 1990. 9. Solov’ev V. S. Pervoe nachalo teoreticheskoj filosofii // Solov'ev V. S. Soch. v 2-h t. T. 1. M., 1990. 10. Solov’ev V.S. Prilozhenie. Formal’nyj princip nravstvennosti (Kanta) — izlozhenie i ocenka s kriticheskimi zamechanijami ob jempiricheskoj jetike // Solov’ev V. S. Soch. v 2-h t. T. 1. M., 1990. 11. Solov’ev V.S. Tri razgovora o vojne, progresse i konce vsemirnoj istorii // Solov’ev V. S. Soch. v 2-h t. T. 2. M., 1990. 12. Fedotov G. P. Ob antihristovom dobre // Vl. Solov’ev: pro et contra. SPb., 2002. 13. Filosofskij slovar’ Vladimira Solov'eva. Rostov n/D., 1997.