Философский дискурс как поле для концептуализации словообразования :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки – возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Философский дискурс как поле для концептуализации словообразования

Автор Азарова Н. М.
DOI 10.5922/2225-5346-2017-4-3
Страницы/Pages 31-40
Статья Загрузить
Ключевые слова концептуализация, дефис, философский дискурс, словообразование
Keywords conceptualisation, hyphen, philosophical discourse, word formation
Аннотация Исследуются дефисные образования в философском дискурсе на материале русского, французского и немецкого языков, выделяются основные словообразовательные модели, использующие дефис. Дефис в философском дискурсе оказывается языковым средством передачи диалектического мышления, выражающим концептуализацию предельного-непредельного, недоопределенности (или становящейся определенности), движения и покоя. Дефисные образования в философских текстах реализуют стремление к идеальной диалектической форме в языке, которая воплощает слияние прерывности и непрерывности, нерасчлененности и членения. Дефис выступает средством, способствующим образованию понятий как нерасчлененных фоносемантических комплексов, отражающих прообразы (первообразы) вещей. В этом смысле дефис можно воспринимать в качестве инструмента языкового и дискурсивного трансфера. Основная функция дефиса в большей части вновь создаваемых образований философского текста — концептуализирующая, независимо от количества компонентов и, что самое главное, независимо от выделяемых традиционно позиций дефиса: внутрисловной, разделяющей (или межсловной), объединяющей. Дефис выступает как общий когнитивный механизм, характерный для философского дискурса, а также как средство образования единого понятийного комплекса вокруг центрального концептуализируемого компонента.
Abstract (summary) The article studies hyphenated complexes in Russian, French, and German philosophical discourses. The author identifies key word-formation models that use the hyphen. In philosophical discourse, the hyphen serves as a linguistic tool to convey dialectic thinking that expresses the conceptualization of the limited/the unlimited, under-certainty or emerging certainty, and motion and stillness. In philosophical texts, hyphenated complexes facilitate the tendency towards a perfect dialectic form in language — a form that embraces discreteness and continuity, division and wholeness. The hyphen is a means that contributes to the formation of concepts as undivided phonosemantic complexes reflecting the prototypes of things. In this sense, the hyphen serves as a tool for language and discourse transfer. In philosophical texts, the key function of the hyphen in newly created formations is conceptualisation. This holds true regardless of the number of components and of the position of the hyphen. The author concludes that the hyphen is a universal cognitive mechanism, characteristic of philosophical discourse; it is a means to form an integrated conceptual complex around the central component of the conceptualisation.
Список литературы 1. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / пер. Г. Шпета. СПб., 2006.
2. Густав Густавович Шпет / под ред. Т. Г. Щедриной. М., 2014.
3. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения, роль языка в познании мира. М., 2004.
4. Кузанский Н. Сочинения : в 2 т. / пер. З. А. Тажуризиной, А. Ф. Лосева, В. В. Бибихина. М., 1979. Т. 1.
5. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
6. Николина Н. А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. М., 2009.
7. Онацкая О. И. Становление дефисного написания слов в русском письме XVIII — первой половины XIX века : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.
8. Подорога В. А. Выражение и смысл. М., 1995.
9. Фатеева Н. А. Директории «По», «От» и… «До», или Poetical Language in Progress // Поэтика исканий или поиск поэтики : матер. Междунар. конф.-фестиваля «По- этический язык рубежа ХХ—XXI веков и современные литературные стратегии». М., 2004. С. 79—89.
10. Фатеева Н. А. Открытая структура: О поэтическом языке и тексте рубежа XX—XXI веков. М., 2006.
Reference 1. Gegel', G. V. F., 2006. Fenomenologiya dukha [Phenomenology of the spirit]. St. Petersburg.
2. Shchedrina T. G., ed., 2014. Gustav Gustavovich Shpet [Gustav Gustavovich Shpet]. Moscow.
3. Kubryakova, E. S., 2004. Yazyk i znanie. Na puti polucheniya znanii o yazyke: chasti rechi s kognitivnoi tochki zreniya, rol' yazyka v poznanii mira [Language and knowledge. On the path of acquiring knowledge of the language: parts of speech from the cognitive point of view, the role of language in the cognition of the world]. Moscow.
4. Kuzanskii, N., 1979. Sochineniya [Works]. Moscow, vol. 1.
5. Losev, A. F., 1982. Znak. Simvol. Mif [Sign. Symbol. Myth]. Moscow.
6. Nikolina, N. A., 2009. Aktivnye protsessy v yazyke sovremennoi russkoi khudozhestvennoi literatury [Active processes in the language of modern Russian literature]. Moscow.
7. Onatskaya, O. I., 2005. Stanovlenie defisnogo napisaniya slov v russkom pis'me XVIII — pervoi poloviny XIX veka [Becoming of hyphenated spelling words in Russian writing of ХVIII — the first half of XIX century]. Cand. philol. sci. diss. thesis. Moscow.
8. Podoroga, V. A., 1995. Vyrazhenie i smysl [Expression and meaning]. Moscow.
9. Fateeva, N. A., 2004. Directories "by", "from" and... "to", or Poetical language in progress. In: N. A. Fateeva et al., eds. Poetika iskanii ili poisk poetiki [Poetics of searching or searching for poetics]. Moscow, p. 79—89.
10. Fateeva, N. A., 2006. Otkrytaya struktura: O poeticheskom yazyke i tekste rubezha XX— XXI vekov [Open structure: On the poetic language and the text of the turn of the XX—XXI centuries]. Moscow.

Назад в раздел