Балтийский регион

2012 №1(11)

От редакционного совета

Трансграничное сотрудничество

Традиции российского и европейского представления о государственной границе в условиях трансграничного регионального сотрудничества

Аннотация

Дана характеристика основным представлениям о государственной границе в российской и европейской политических культурах как важнейшего инструмента в развитии трансграничного регионального сотрудничества. Понятие «государственная граница» рассматривается через призму региональных интеграционных процессов. Показана роль трансграничных связей между Россией и Европейским союзом в развитии взаимовыгодного стратегического партнерства в Балтийском регионе.
Исторический опыт, геополитическое положение, национальная психология и не¬которые другие факторы влияют на восприятие государственной границы в политической культуре, которые могут отличаться в массовом сознании разных стран. Государственная граница выступает ключевым императивом трансграничного регионального сотрудничества. Трансграничное сотрудничество между Россией и ЕС — необходимая основа для развития стратегического партнерства, и именно приграничное сотрудничество в регионе Балтийского моря является наиболее оптимальным для достижения этой цели. На современном этапе развития отношений между Россией и ЕС существует ряд механизмов и программ сотрудничества в Балтийском регионе. В долгосрочной перспективе для Рос¬сии и Европейского союза совершенствование региональных интеграционных процессов в рамках Балтийского региона — один из ключевых элементов для дальнейшего укрепления и развития стратегического сотрудничества.


This article deals with the key interpretations of state frontier in European and Russian political cultures as the most important instrument in the development of cross-border regional cooperation. The theoretical significance of this work lies in the definition of the term “state frontier” through the prism of regional integration processes. The practical component consists in the identification of the role of crossborder regional relations between Russia and the European Union in the developing of mutually beneficial joint strategic cooperation.
The main results are as follows. Historical experience, geopolitical position, national psychology, and some other factors determine the perception on the state frontier in a political culture, which can be vary in the mass consciousness from country to country. State frontier is a key imperative of the cross-border regional cooperation. Cross-border cooperation between Russia and the EU serves as a
ground for the development of strategic partnership; it is cross-border cooperation that is most efficient to this end in the region of the Baltic Sea region. Recently, different joint cooperation mechanisms and projects have developed in the Baltic Region in the framework of Russia-EU relations. In the long-term perspective, the development of regional integration processes within the Baltic Region seems to be one of the most important elements for further strengthening of strategic cooperation.
The ideas presented in the article contribute to the enhancement of scientific understanding of regional integration processes and identify the role of frontiers in the development of cross-border relations. A possible practical application of the results obtained is the formation of a conceptual framework for the analysis of cross-border cooperation between Russia and the EU in the Baltic Region as an important region for the development of joint strategic partnership.

Скачать статью Download an article

Трансграничная корпоративная интеграция в Балтийском регионе

Аннотация

Исследуются взаимные потоки прямых иностранных инвестиций в Балтийском регионе. Показаны тесные инвестиционные связи между членами ЕС, особенно важные для Эстонии, Латвии и Литвы. Трансграничная корпоративная интеграция в регионе характеризуется существенными дисбалансами. Во многих отношениях она может рассматриваться как шведская экспансия или расширение домашних рынков для североевропейских компаний. Хотя многие германские, польские и российские компании также активно участвуют в корпоративной интеграции в Балтийском регионе, другие векторы внешнеэкономических связей обычно оказываются для них важнее. В результате, несмотря на крупные российские прямые инвестиции в трех странах Балтии, реальная интеграция российского бизнеса в Балтийской части европейского интеграционного пространства все еще слаба.


The author investigates mutual flows of foreign direct investment within the Baltic Region. The article emphasises close investment ties between the EU members, which are of special importance for Estonia, Latvia, and Lithuania. However, transborder corporate integration in the region has significant imbalances. In many aspects, it can be interpreted as Swedish expansion or home markets development for Northern European companies. Although many German, Polish and Russian companies also take part in corporate integration in the Baltic Region, the other vectors of their foreign economic relations are usually more important. As a result, despite significant Russian direct investments in the three Baltic States, the actual integration of Russian business into the Baltic part of the European integration area  is still rather weak.

Скачать статью Download an article

«Города-близнецы»: новая форма приграничного сотрудничества в Балтийском регионе?

Аннотация

Впервые в отечественной политологи¬ческой литературе предпринимается по¬пытка комплексного анализа движения «го¬родов-близнецов» как формы приграничного сотрудничества в Балтийском регионе. Этот феномен появился как результат общемировой тенденции активизации муниципальных образований в области международной деятельности, а также стремления приграничных городов, расположенных в Балтийском регионе, совместно решать накопившиеся проблемы. Исследование опирается на метод сравнительного анализа и методику case study (изучение на примере конкретных приме¬ров). Рассматриваются четыре при¬мера (пары городов): Торнио — Хапаранда, Валга — Валка, Нарва — Ивангород и Иматра — Светогорск.
Уточняется терминологический аппарат, применяемый в данной области исследований. Анализируются успехи и не¬удачи данного вида международного меж¬муниципального сотрудничества. Отмечается, что для самих «близнецов» оно послу¬жило не только (и не столько) средством «выживания» в сложных условиях 1990-х гг., но и хорошей экспериментальной «площадкой» для поиска новых форм приграничного сотрудничества.
Делается вывод о перспективности этой модели для развития интеграционных процессов в Балтийском регионе. Опыт движения может быть использован в практической деятельности муниципальных, региональных и федеральных органов власти России для совершенствования приграничного сотрудничества не только на Балтике, но и в других регионах страны. Так, под влиянием успешного опыта балтийских приграничных городов российский Никель и норвежский Кирке¬нес приняли решение об использовании этой модели для дальнейшего двустороннего сотрудничества.


An attempt at a complex analysis of the «twin city» movement as a form of cross-border cooperation in the Baltic Region has been made for the first time in Russian political science literature. This phenomenon emerged as a result, on the one hand, of the global tendency  towards the activation of municipal units in the field of international interaction, on the other hand, the tendency of border cities situated in the Baltic Region to solve the accumulating problems collectively. This work is based on the comparative analysis method, as well as the case study methodology. The authors consider four cases (pairs of cities): Tornio — Haparanda,
Valga — Valka, Narva — Ivangorod, and Imatra — Svetogorsk. This article specifies the terminological framework used in this field of research. The authors analyse the achievements and failures of this type of international inter-municipality cooperation and emphasise that, for twin cities themselves, it served as not only a means of survival in the difficult conditions of the 1990s, but also as an experimental ground for the search for new forms of cross-border cooperation. A conclusion is made that this model is quite promising for the further development of integration processes in the Baltic Region. This practice can be applied by Russian municipal, regional, and federal authorities in the development of cross-border cooperation not only in the Baltic region, but also in other regions of the country. So, under the influence of successful experience of Baltic border cities and towns, the Russian town of Nikel and the Norwegian town of Kirkenes decided to use this model for further development of their mutual cooperation.

Скачать статью Download an article

Международные отношения

Оценка эффективности ответных действий Российской Федерации на реализацию концепции размещения ПРО США в Европе

Аннотация

Рассматриваются проблемы размещения элементов системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки в Восточной Европе. Общеевропейская система ПРО США — это лишь компонент направленной на претворение в жизнь своеобразной концепции по мировому лидерству США. Анализируются возможные ответные действия со стороны России в военно-технической и политической областях. Предложенные меры разделяются на три подгруппы (мягкие, средние и жесткие) в зависимости от реализации США принятой концепции по ПРО. В исследовании использовался структурно-системный метод и метод актуализации. Приводятся положительные и негативные последствия таких действий как для РФ, США, стран Восточной Европы, так и сопредельных государств, в том числе стран Балтии. Предложенные и обоснованные авторами  ответные действия России могут лечь в основу сценариев развития международной обстановки и помочь спрогнозировать уровень напряженности в отношениях России и США.

This article is dedicated to the problems of deployment of US antimissile defence system elements in Eastern Europe. The European system of US missile defence system is just one of the components of global US missile defence. This work aims to analyse possible Russian responses within military and political spheres. The measures proposed are divided into three subgroups: soft, medium, and hard depending on the implementation of the adopted missile defence concept by the USA. This research employs the structure-system method and the method of actualisation. The authors outline both positive and negative consequences of such actions for the Russian Federation, the USA,  eastern European countries, and neighbouring countries, including the Baltics. The practical significance of this study consists in that the proposed and justified responses of the Russian Federation may serve as a basis for the scenarios of development of international situation and help forecast the level of tension in Russia-US relations

Скачать статью Download an article

Экстернализация миграционного контроля в Европейском союзе: первые шаги по формированию внешнеполитического измерения пространства свободы, безопасности и правосудия

Аннотация

На протяжении последних двух десятилетий формирование пространства свободы, безопасности и правосудия — одна из самых динамичных областей европейской интеграции. При этом наибольший интерес представляют внешнеполитические аспекты данного процесса как затрагивающие не только внутреннее развитие ЕС, но и значительное число третьих стран, включая Россию. Усилия по ограничению притока иммигрантов и беженцев рассматриваются как важнейшая составная часть внешнеполитического измерения пространства свободы, безопасности и правосудия — самостоятельного вектора внешней политики интеграционного объединения. В качестве теоретической основы использованы работы представителей Парижской школы исследований безопасности, в которых были концептуализированы понятия о комплексе угроз Евросоюзу в форме постулируемой взаимосвязи между иммиграцией, терроризмом, предоставлением политического убежища, преступностью, этнически окрашенными беспорядками.
В свою очередь, экстернализация вышеуказанных угроз (то есть придание им статуса внешних по отношению к ЕС) рассматривается как ключевая предпосылка для дальнейших действий по их нейтрализации за пределами интеграционного объединения (экстернализация миграционного контроля). Систематизированы представления о действиях Евросоюза как актора международных отношений по ограничению притока иммигрантов и беженцев в период с конца 1980-х до обретения наднациональными органами формальной компетенции в сфере юстиции и внутренних дел. Сделан вывод о том, что в 1990-е гг. ЕС заложил основы политики, позволившей в дальнейшем перенести часть бремени по обеспечению своей безопасности на третьи страны.


Over the last two decades, the formation of the space of freedom, security, and justice has been one of the most dynamic fields of European integration. At the same time, of special interest are the external aspects of this process, which affect not only the internal development of the European Union, but also a significant number of third countries, including Russia. This article considers efforts towards control over the flow of immigrants and refugees as an important component of the external dimension of the space of freedom, security, and justice – an independent vector of the external policy of the integration alliance. This article uses as the theoretical framework the works of representatives of the Paris school of security studies, which conceptualized the ideas of a set of threats to the European Union in the form of postulated link between immigration, terrorism, granting of asylum, crime rate, and ethnic-related unrest. In its turn, the externalization of the said threats (i. e. granting them the status of threats external to the EU) is considered as a key prerequisite for further actions aimed at their neutralization beyond the integration alliance (externalization of migration control). Furthermore, this article systematizes the ideas of actions taken by the EU as an actor of international relations in order to limit the flow of immigrants and refugees from the late 1980s until supranational authorities were vested formal competence in the field of justice and internal affairs. The article also leads to the conclusion that, in the 1990s, the EU shaped the bases of policy, which helped shift a part of the burden of providing security onto third countries.

Скачать статью Download an article

Проблемы и возможности развития внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия

Аннотация

Рассматривается развитие межрегиональных взаимосвязей между граничными территориями. В международной внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия многие годы наблюдаются одинаковые проблемы, для ликвидации которых необходимо принятие кардинальных решений в сфере регионального стратегического планирования. Одним из механизмов эффективной международной внешнеэкономической деятельности может стать объединение конкурентных преимуществ граничных регионов. Анализ перспективных документов развития регионов показывает, что вопрос межрегионального взаимодействия недостаточно проработан как в теоретическом, так и практическом отношении. Поэтому необходимо усилить внимание не только к трудностям укрепления внешнеэкономического потенциала регионов, но и к сотрудничеству последних в широком спектре отношений. От этого во многом зависит интеграция регионов России в единое экономическое пространство.


This article analyses the problems of development of interregional connections between border territories. The international foreign economic activity of Saint Pe­tersburg, the Leningrad region, and the Republic of Karelia has been facing similar problems over many years; the resolution of these problems requires major deci­sions in the field of regional strategic planning. One of the mechanisms of efficient international foreign economic activity can be combining the competitive advan­tages of border regions. The analysis of long-term regional development documents shows that the problem of interregional cooperation is poorly studied, both in theo­retical and practical terms. Thus, it is necessary to pay attention not only to the strengthening of external economic potential of regions, but also to their coopera­tion within a wide spectrum of relations. It is a factor the integration of Russian re­gions into a common economic space largely depends on.


Скачать статью Download an article

Территориальные системы

Территориально-политические и региональные геополитические системы: соотношение понятий

Аннотация

Анализируется содержание понятий территориально-политической и региональной геополитической систем с точки зрения деятельностно-геопространственного подхода.
Региональная геополитическая система включает геополитические отношения как между государствами региона, так и с влиятельными внешними акторами. Сам геополитический регион может характеризоваться процессами интеграции, автономизации или устойчивым геополитическим конфликтом. Территориально-политическая система рассматривается в широком (все политические явления на территории) и узком (геополитические отношения в пределах территории) смыслах. В последнем случае она предстает под-системой региональной геополитической системы.
Результаты исследования могут быть использованы при изучении геополитических регионов и геополитических систем.


This article considers the notions of “territorial political system”, “regional geopolitical system” and correlation between them from the viewpoint of the activ-ity-geospatial approach.
A geopolitical region can be characterized by geopolitical integration, autonomi¬zation or permanent geopolitical conflict. A regional geopolitical system includes geo¬political relations both between states within the region and with influential external actors. A territorial political system is regarded in the broad (all political phenomena on a certain territory) and narrow (geopolitical relations on a certain territory) sense. The latter is considered as a subsystem of regional geopolitical system.
The research results can be applied in the study of geopolitical regions and geopolitical systems. The article develops a methodology for regional geopolitical and politico-geographical studies.
The author wishes to express his gratitude to the colleagues from St. Petersburg State University for their comments on earlier versions of this paper.


Скачать статью Download an article

Транснациональная территориальная транспортная система Балтийского региона

Аннотация

Обосновывается структура и территориальные границы Балтийского региона, выявлены системообразующие элементы и специфика функционирования транснациональной территориальной транспортной системы. Внесены уточнения в понятийный аппарат, используемый в географии транспорта. Осуществлена территориальная локализация системы, позволяющая в дальнейшем проводить широкий спектр исследований Балтийской трансграничной территориальной транспортной системы. Определены основные принципы формирования и функционирования международных территориальных транспортных систем, описанных на примере Балтийского региона. Результаты работы будут иметь большое практическое значение для исследователей в области географии транспорта, особенно в сфере международной организации перевозок.


The object of research carried out in the article is transnational territorial transport system identified within the limits of the Baltic Region. The objective of this work is to outline the structures and territorial borders, identify the system building elements and specific features of the functioning of this system. The work has con¬siderable theoretical significance, since it specifies the conceptual frame-work of ge¬ography of transport. The practical significance of this research consists in the con¬ducted territorial localisation of the system, which makes it possible to carry out a broad spectrum of studies into the Baltic transborder ter¬ritorial transport system. The major value of this work relates to the definition of the basic principles of for¬mation and functioning of international territorial transport sys-tems described with the help of a case study of the Baltic Region. This works is of great practical value for researchers in the field of geography of transport and especially those in the sphere of international organisation of transportation process.

Скачать статью Download an article

Вопросы регионального развития

Стратегические возможности экономического развития российских прибрежных зон и морских портово-промышленных комплексов Балтийского моря

Аннотация

Одним из основных направлений притяжения структур мировой экономики в настоящее время выступают приморские территории как пространство, где ярко проявляется морской потенциал приморского государства. При этом важно выделять приоритеты развития прибрежных зон с учетом изменений стратегической ситуации для поддержания составляющих морского потенциала Российской Федерации на уровнях, соответствующих ее национальным интересам. Разработана индикаторная система оценки морского потенциала прибрежных зон и морских портово-промышленных комплексов с целью определения характеристик и стратегических возможностей экономического развития таких территорий с применением комплексного подхода. Методология исследования базируется на оценке морского потенциала приморских территорий как показателе эффективности развития ее морехозяйственного комплекса с использованием индикаторных методов как многофакторной и многоуровневой пространственной системы. На основе разработанной системы проведен комплексный анализ приморских территорий российской Балтики, даны оценки социально-экономического фактора морского потенциала приморских территорий и рекомендации по долгосрочному планированию экономического развития российских прибрежных зон Балтийского моря и организации морской деятельности. Предложенная в работе методология может содействовать определению места приморских территорий в экономике и отражать возможности, направления стратегического развития прибрежных зон и морских портово-промышленных комплексов Российской Федерации, а также устойчивость работы экономических субъектов.

Today, one of the principal directions of attraction of structures in world econ¬omy is coastal territories as a space where the marine potential of a state is most pronounced. In this case, it is of importance to place the priorities of development of coastal zones taking into account the changes in strategic situation in order to sup¬port the components of marine potential of the Russian Federation at the level cor¬responding to its national interests. This work aims to develop an indicator system of assessment of potential of coastal zones and sea industrial and port facilities to identify the characteristic and strategic capacities of the economic development of such territories with the help of the complex approach.  The research methodology is based on the assessment of marine potential of coastal territories as an indicator of the efficacy of development of its marine economic complex with the use of indi¬cator methods as a multifactor and multilevel spatial system. The system developed underlies a complex analysis of coastal territories of the Russian Baltic, as well as the estimate of the socioeconomic factor of the coastal zone marine potential and recommendations for long-term planning of economic development of Russian coastal zones at the Baltic Sea and the organisation of marine activity. The use of methodology offered in this work would help identify the position of coastal territo¬ries in the economy and reflect the opportunities and directions of strategic devel¬opment of coastal zones and sea industrial and port facilities of the Russian Federa¬tion, as well as stable performance of economic entities.

Скачать статью Download an article

Территориальная структура производительных сил Северо-Запада России в 2000—2010 годах

Аннотация

Региональные особенности в России исследуются представителями различных наук с разных позиций. Собственные подходы характерны для  экономической географии, ключевым понятием которой является понятие территориального разделения труда. Даются описание и анализ изменений пространственной структуры экономики Северо-Западного федерального округа на протяжении первого десятилетия XXI в. Предлагаются новые методики определения экономической эффективности регионов, основывающиеся на использовании общедоступных экономических показателей. Выявляется и описываются новые тенденции развития регионов Северо-Запада, сформировавшиеся в последние годы и до настоящего времени не нашедшие надлежащего научного отражения. Основной вывод заключается в том, что после преодоления кризиса 1990-х гг. пространственное развитие экономики Северо-Запада возвращается к естественным пространственным основам, характерным для России начала XX в., и это следует
оценивать положительно.

Regional disparities in Russia are examined by different sciences from different positions. Individual approaches are characteristic of economic geography, whose key concept is territorial division of labour. This article aims to describe and analyse the changes in spatial structure of economy of the Northwestern federal district over the first decade of the 21st century. The scientific significance of the study lies in that it offers a new methodology for assessing the economic efficiency of regions based on the use of easily available economic indicators. Its practical significance stems from the fact that the article identifies and described new trends in the development of Northwestern regions prevailing over the last years, which have not been comprehensively reflected in scientific literature to date. The main conclusions are as follows: after overcoming the crisis of the 1990s, the spatial development of economy of the North-West returns to the natural spatial principles typical of Russia of the early 20th century, which should be estimated as a positive development.

Скачать статью Download an article

Оценка научно-технического потенциала в условиях инновационной модели развития региональной экономики

Аннотация

Рассматриваются научно-технический потенциал и инновационная деятельность как необходимые условия реализации инновационной модели экономики в таком особом регионе России, каким является Калининградская область. Выявлены проблемы роста научно-технического потенциала края, низкой эффективности и недостаточного уровня развития инновационной деятельности в целом и в сравнении со странами Балтийского региона. Рассмотрены предпосылки расширения научно-технологического сотрудничества Калининградской области с регионами Балтийского моря, ее включения в процесс формирования и развития инновационных форм предпринимательства. Особое внимание уделяется возможностям создания на территории стран Балтийского региона инновационных кластеров.

This article considers the research and technical potential and innovative activity in a special region of Russia – the Kaliningrad region. The authors assess the research and technical potential and the achieved level of innovative activity in the Kaliningrad region as necessary prerequisites for the implementation of innovative model of economy. This work identifies the problems of improving the research and technical potential of the region, the low efficiency and insufficient level of development of innovative activity in general and in comparison to the Baltic Sea region states. The authors also focus on the prerequisites for the development of research
and technical cooperation of the Kaliningrad region with the regions of the Baltic Sea and its involvement in the process of development of innovative entrepreneurship. Special attention is paid to the opportunities for the creation of innovative clusters in the Baltic region states.

Скачать статью Download an article

Проблемы развития сельской местности Северо-Восточной Германии

Аннотация

После объединения Германии сельское хозяйство востока страны развивалось очень динамично. В то же время в середине 1990-х гг. были заложены основы тех негативных явлений, которые отмечаются в настоящее время. Цель нашего исследования — определение проблем и имеющихся вызовов в сельской местности Восточной Германии, без решения которых дальнейшее устойчивое развитие региона довольно проблематично. На основе анализа статистических данных по сельскому хозяйству подробно характеризуются структура сельхозпредприятий, землепользования, а также основные показатели сельского хозяйства. Рассмотрены плюсы и минусы проводимой политики пространственного планирования в сельской местности. Критически осмыслена ситуация в сельской местности, как варианты возможного ее развития предложены конкретные мероприятия по изменению наблюдаемых негативных тенденций. Показана необходимость диверсификации структуры занятых, смены подхода к территориальному планированию сельской местности, несмотря на все те изменения, считающиеся положительными, которые произошли после объединения ГДР и ФРГ.

After the reunification of Germany, agriculture of the eastern part of the country has rapidly developed. At the same time, the mid-1990s saw the development of prerequisites for those negative phenomena that became pronounced today. This work aims to identify these problems and existing challenges faced by the rural area of eastern Germany, without the resolution of which further sustainable development seems
problematic. An analysis of statistical data on agriculture helps characterise the structure of agricultural enterprises, land us, and basic agricultural indicators. The authors consider pros and cons of the applied paradigm and the existing policy of spatial planning in rural areas. The situation in rural areas is scrutinised; certain measures aimed at changing the negative trends are offered as variants of possible development. As a result, the authors prove it necessary to diversify the structure of the employed and the approach to territorial planning of rural area, despite the allegedly positive changes that took place after the reunification of the GDR and the FRG.

Скачать статью Download an article

Исследования молодых ученых

Литва XI—XIV веков в трудах отечественных историков 50—70-х годов XIX века

Аннотация

Рассматривается творчество И. Д. Беляева, К. Н. Бестужева-Рюмина, Н. И. Костомарова и М. О. Кояловича, посвященное истории средневековой Литвы (XI—XIV вв.). Объектом исследования стало восприятие Литвы отечественными учеными 50—70-х гг. XIX в. С помощью сравнительно-исторического метода и контент-анализа выделены ключевые характеристики, которые составляют основу представлений о Литве в научном дискурсе 50—70-х гг. XIX в. Особое внимание обращается на анализ установок, сквозь призму которых авторы репрезентуют прошлое Литвы.
Авторы 50—70-х гг. XIX в. изучали прошлое Литвы в контексте западнорусской истории, а не как отдельный предмет. Большое внимание уделяется процессу образования Великого княжества Литовского. Литовское государство XIV в. в историографии второй половины XIX в.
воспринимается как «наше». Основной тезис русских ученых, обусловленный их славянофильскими позициями, заключается в том, что русская культура более развита, чем литовская, и более перспективна для балтов, чем польская.

This article considers the works of I. D. Belyaev, K.N. Bestuzhev-Ryumin, N. I. Kostomarov, and M. O. Koyalovicha on the history of medieval Lithuania (11th—14th centuries). The object of research conducted in the article is a complex perception of Lithuania, typical for Russian scientists of the 1850—70s. With the help of the comparative historical method and content analysis, the authors identify the key characteristics underlying the perception of Lithuania in the scientific discourse of the 1850—70s. Particular attention is paid to the analysis of attitudes affecting the representation of Lithuania’s past by the authors. The authors of the 1850—70s study Lithuania’s past in the context of the history of western Russia rather than an independent object. Special attention is paid to the process of formation of the Grand Duchy of Lithuania. The Lithuanian State of the 14th century is perceived as "ours" in the historiography of the second half of the 19th century. The main thesis of Russian scientists — in line with their Slavophile positions — Is that Russian culture is more developed than Lithuanian and more promising for the Balts than the Polish one.

Скачать статью Download an article