Балтийский регион

2016 №3

От редакции

Социально-экономическая география

К вопросу об экономико-географической структуризации Балтийского региона

Аннотация

Балтийский регион рассматривается как один из наиболее сформировавшихся транснациональных регионов. Он включает в себя приморские территории России, Германии и Польши, а также целиком Швецию, Данию, Финляндию, Литву, Латвию и Эстонию. Здесь, вокруг Балтийского моря, развиваются новые пространственные формы международного экономического сотрудничества. Однако регион неоднороден в социально-экономическом отношении, неодинаковы также направления и интенсивность международного сотрудничества. Цель данной статьи — выявление структурных особенностей Балтийского региона. Опыт развивающихся на Балтике транснациональных и трансграничных связей активно изучается, в том числе для возможного использования в других регионах мира. Важной особенностью Балтийского региона можно назвать значительные различия между входящими в него приморскими территориями, сказывающиеся на специфике формирования их взаимных связей. В статье рассматриваются наиболее существенные социально-экономические различия, учет которых необходим при прогнозировании протекающих в регионе процессов сотрудничества, в том числе между балтийскими субъектами РФ и их зарубежными партнерами.

Abstract

The Baltic Sea region is one of the most developed transnational regions. It comprises the coastal areas of Russia, Germany, and Poland and the entire territories of Sweden, Denmark, Finland, Lithuania, Latvia, and Estonia. New spatial forms of international economic cooperation develop in the region. The region is not homogeneous in terms of socioeconomic development, thus there are certain differences in the areas and the intensity of international cooperation. The article sets out to identify structural characteristics of the Baltic Sea region. This requires studying practices of transnational and transboundary cooperation and possibilities for their adoption in other regions of the world. An important characteristic of the Baltic Sea region is a considerable difference between its coastal territories, the fact that affects the development of multilateral relations. This article examines the most pronounced socioeconomic differences that should be taken into account when forecasting cooperation trends in t he region, including those between the Baltic territories of Russia and their international partners.

Скачать статью

Особенности анализа географии зарубежных инвестиций транснациональных корпораций

Аннотация

Развивается методология изучения географии компаний — направления экономической географии, пока слабо разработанного в России. На примере исследования географии прямых иностранных инвестиций показана важность анализа отдельных транснациональных корпораций. Особое внимание уделено специфике статистики зарубежных инвестиций, включая международную статистику (МВФ, ОЭСР, ЮНКТАД), официальные данные центральных банков по странам — реципиентам капиталовложений и информацию об активах компаний в разрезе географических сегментов. В статье показаны пределы применения классических концепций размещения предприятий (в том числе учения о пространственной организации А. Лёша), а также основных концепций интернационализации (например, «эклектической парадигмы» прямого инвестирования Дж. Даннинга, концепции жизненного цикла товара Р. Вернона и теории «летящих гусей» японских ученых). В качестве важного дополнения к теоретической базе исследования географии зарубежных инвестиций в статье предлагаются динамические концепции размещения предприятий. В частности, рассматриваются идеи Упсальской школы интернационализации фирмы и модели иерархически-волновой диффузии прямых иностранных капиталовложений. На эмпирическом материале трансграничных инвестиций с участием России показаны различные варианты пространственной диффузии прямых иностранных инвестиций, в том числе искаженные «эффектом соседства».

Abstract

This article develops a methodology for studying the geography of companies — an area of human geography that remains understudied in Russia. The authors refer to foreign direct investment (FDI) studies to stress the importance of analysing individual transnational corporations. Special attention is paid to FDI statistics, including international statistics provided by IMF, OECD, and UNCTAD, the official data of central banks on FDI destinations, and information on companies’ assets by geographical segments. The article emphasises limitations of classical localisation concepts (e. g. A. Lösch’s theory) and key concepts of transnationalisation (e. g. J. H. Dunning’s ‘eclectic paradigm’, R. Vernon’s ‘product life cycle’, and the ‘flying geese paradigm’ developed by Japanese authors). Dynamic localisation concepts (e. g. the Uppsala model and hierarchical/wave diffusion models) are considered an important contribution to the existing theoretical framework for studying FDI geography. Various patterns of spatial d istribution of FDI are examined taking Russian transboundary investments, including those distorted by the ‘neighbourhood effect’ as an example.

Скачать статью

Изменение землепользования и экономика деградации земельных ресурсов в Балтийском регионе

Аннотация

Для экономической оценки деградации земель и устойчивого управления земельными ресурсами в регионе Балтийского моря авторами применена новая концептуальная модель. Проведенное исследование показало, что проблема деградации земель в странах региона стала актуальной и проявляется в основном в сокращении предоставляемых экосистемных услуг. С использованием метода переноса выгод было определено, что общая экономическая стоимость убытков, вызванных деградацией земель в Балтийском регионе, составляет 9 млрд долларов в год. С другой стороны, согласно нашим подсчетам, каждый доллар, вложенный в восстановление деградированных земель экосистемы, может принести около 3 долларов социальной прибыли в последующие 6 лет после увеличения ценностного значения биома, что делает меры по борьбе с деградацией земель в регионе как экологически значимыми, так и экономически привлекательными.

Abstract

In this paper, we adapt a new conceptual framework for the assessment of the economics of land degradation and sustainable land management to the Baltic region. The findings show that the problem of land degradation in the countries of the region is quite substantial, manifesting itself through reductions in the provision of land ecosystem services. Using a benefit transfer approach, the total economic value of these losses due to land degradation is estimated to be about 9 billion USD annually. On the other hand, we find that every dollar invested into restoring the degraded land ecosystems may return about 3 dollars in social gains after a 6-year period following the re-establishment of the higher value biome, making actions to address land degradation in the region both environmentally valuable and economically attractive.

Скачать статью

Развитие морского порта в Гдыне

Аннотация

Отмечается, что морские порты по всему миру функционируют в условиях жесткой конкуренции. Для удержания положения на рынке любой морской порт (терминал) должен укреплять свои позиции по всем направлениям деятельности. В первую очередь это касается развития инфраструктуры и суперструктуры порта. Необходимо выстраивать отношения с другими портами, а также с гражданскими организациями, влияющими на эффективность функционирования порта. В статье приводится анализ ситуации в порту Гдыни; описываются вызовы, с которыми сталкивается руководство порта; анализируются пути решения существующих проблем. Авторы рассматривают деятельность порта в 2007—2015 гг., а также план его развития на период до 2020 г. Использование структурных фондов ЕС создало возможность улучшения конкурентного положения порта путем инвестирования в развитие его инфраструктуры и суперструктуры, а также путем укрепления связей с другими организациями. Авторы используют набор фундаментальных, аналитических и технических методов анализа, привлекая материалы, предоставленные руководством порта и его отдельных терминалов. К концу 2015 г. руководство порта завершило реализацию пяти инфраструктурных проектов, включая модернизацию трех причалов, создание портовой инфраструктуры для обслуживания мультимодальных перевозок, а также была осуществлена модернизация железнодорожного терминала. В ближайших стратегически важых планах — расширение и углубление канала и акватории порта. Благодаря сотрудничеству между городскими властями и администрацией порта были частично модернизированы подъездные пути. Ключевой инвестиционный проект — соединение транспортной инфраструктуры порта и подъездных путей к кольцевой дороге Труймясто. Помимо этого, планируется улучшить доступ к железнодорожной сети — с этой целью необходимо модернизировать железнодорожную ветку 201 по направлению на Быдгощ. Отмечается, что реализованные и планируемые к реализации инфраструктурные проекты создадут условия для роста объема перевалки грузов в порту Гдыни, включая контейнерные перевозки, а также повысят конкурентоспособность морского сектора Польши.

Abstract

Seaports operate on a highly competitive global transport market. To retain its competitive position a port (terminal) must strengthen its competitive advantages in all fields of activity. Ports are to expand and modernize their infrastructure and superstructure, and develop links with the hinterland and the foreland. The article describes how the port of Gdynia manages to meet these challenges. The author analyses the period 2007—2015. Special attention is paid to the port development plan for 2020. The EU Structural Funds has provided a good opportunity to strengthen the competitive position of the port by making investments in the port infrastructure and superstructure. It allowed the port to strengthen its links with the hinterland. The author uses a set of fundamental, analytical and technical research methods to analyse materials provided by the port authority and the port terminal operators. By the end of 2015, the port authority had completed five investment projects, including the modernization of th ree wharfs and a rail terminal, the development of the port infrastructure aimed to provide services to ro-ro ships. Strategically important projects for the coming years include dredging and widening of the port channel, fairways and the internal basin. Cooperation between the port and the city authorities allowed the port administration to improve road access to the port of Gdynia. The key investment project aims to link the port of Gdynia to the TriCity ring road. Apart from it, there are plans to improve access to the railroad network. Railway line 201 to Bydgoszcz is to be modernised to transport cargoes from Gdynia further inland. The current and future strategic investments create conditions for growth in handling both container and other types of cargo in the port of Gdynia and significantly improve competitiveness of the maritime sector.

Скачать статью

Географические особенности миграционных связей Европы

Аннотация

В последние десятилетия роль международной миграции в формировании населения большинства европейских государств многократно усилилась. Рост миграционной активности позволяет говорить о начале второго Великого переселения народов, изменяющего социокультурный облик Европы. Работа посвящена анализу географических особенностей международных миграционных потоков в странах Европы и их трансформации за последние 25 лет. В исследовании выявлены устойчивые тенденции миграционного процесса, определены миграционные профили отдельных государств и осуществлена их группировка по характеру динамики накопленной миграции. Изменение объемов накопленной миграции (эмиграции и иммиграции) отражает уровень вовлеченности в международные и глобальные процессы и может служить индикатором изменения привлекательности страны как для иностранцев, так и для своих граждан. Проведенное исследование позволяет говорить об усилении деления европейских государств на отдающих и принимающих мигрантов и выявить пространственные особенности миграционных связей. Объем и локализация миграционных потоков в Европе определяются не только культурно-историческими причинами, такими как колониальное прошлое и общность языка, но и другими факторами. При этом масштабы притока иммигрантов часто не зависят ни от демографического потенциала страны-донора, ни от уровня ее социально-экономического развития. Связь между страной исхода мигрантов и местом их локализации является более сложной и многофакторной, чем это можно предположить изначально. В работе сделаны выводы о необходимости выработки европейскими странами дифференцированной иммиграционной политики, учитывающей этнокультурные особенности принимающих социумов.

Abstract

In recent decades, the role of international migration has increased dramatically in most European countries. The growth in migration has made some authors proclaim the beginning of a second Migration Period that could transform the social and cultural identity of Europe. The article presents an analysis of international migration geography in Europe in the last twenty-five years. The authors identify the main trends in migration, provide migration profiles of European countries, and propose a classification based on the recent changes in the migrant stock. Changes in the migrant stock (total emigration and immigration) reflect the level of involvement in international and global processes. They can serve as an indicator of a country’s attractiveness for both foreigners and the country’s citizens. The study shows that European countries are increasingly split into ‘immigrant’ and ‘emigrant’ states. The authors describe spatial patterns of migration. The volume and localisation of migration flows in Europe are affected not only by cultural and historical circumstance, such as a colonial past or a common language. The scale of immigrant influx often does not depend on a donor country’s demographic potential or the level of its socio-economic development. The links between the place of origin and destination are often more complex than it might initially seem. The authors stress the importance of a differentiated immigration policy taking into account ethnic and cultural features of host societies.

Скачать статью

Эффекты регионального развития от торговой либерализации в теоретических и эмпирических исследованиях

Аннотация

Существующая теоретическая и эмпирическая литература о расширении международной торговли, торговой либерализации и экономическом развитии представлена обширными свидетельствами наличия взаимосвязей между этими процессами на национальном и отраслевом уровне в долгосрочном периоде. Однако практически неисследованным остается третье измерение равновесия страны под воздействием торговой либерализации — измерение внутристрановой, или региональной, динамики развития. Цель настоящего исследования — комплексный анализ теоретической и эмпирической литературы, посвященной феномену неравномерного пространственного влияния расширения международной торговли на национальную экономику и выявление факторов, предопределяющих различную динамику регионального развития. Первое: в отношении эффектов либерализации для разных типов экономикопределено, что расширение международной торговли выступает важным источником роста для регионов развивающихся стран в значительно большей степени, чем регионов развитых стран. Второе: в отношении эффектов либерализации для разных регионов внутри страны выявлено, что максимальный положительный эффект от расширения международной торговли получают приграничные регионы, а также регионы, обеспечивающие относительно менее высокие издержки доступа на зарубежные рынки. Третье: в отношении эффектов либерализации для регионов с разной отраслевой специализацией определено, что расширение международной торговли сопровождалось более высокими темпами роста в тех регионах, которые специализировались на отраслях сравнительного преимущества страны. Выводы, представленные в статье, могут быть использованы при разработке промышленной политики и политики регионального развития для малых экспортоориентированных экономик, какими являются страны Балтийского региона, а также для больших экономик c высоким уровнем неравномерного распределения производительных ресурсов на территории страны.

Abstract

The existing theoretical and empirical literature focusing on interconnections between international trade, trade liberalisation, and economic development provides ample evidence pertaining to nations and industries. However, another dimension of trade liberalisation — the assessment of the level of national or regional development — needs further research. This article sets out to analyse theoretical and empirical research works focusing on a varied spatial effect of expanding international trade on national economies and identifies factors affecting regional development. Firstly, it is established that expanding international trade is a more important source of growth for the regions of developing countries than for those of developed ones. Secondly, in terms of the regional impact of liberalisation, expanding trade has the most positive effect on border regions and those associated with lower cost of access to international markets. Thirdly, the analysis of regions having different industrial specialisatio n suggests that expanding international trade contributes to higher growth rates in the regions, having globally competitive national industries. The conclusions presented in this article can be used for formulating an industrial policy and a regional development policy for both small export-oriented economies, namely, the Baltic Sea states, and larger economies having uneven distribution of production resources.

Скачать статью

Политика

Об основных прогнозах действий политических элит Прибалтики: сценарный подход

Аннотация

Дается обзор различных подходов к прогнозированию будущего стран Прибалтики. На основе предложенного автором теоретического подхода к изучению политической элиты осуществляется сценарный прогноз изменения модели действий элит Литвы, Латвии и Эстонии. Выявлен дефицит сценариев внутренних политических процессов в прибалтийских государствах. В то же время в последние годы отмечено появление большого количества сценариев относительно военной ситуации вокруг стран Прибалтики. Автором выделяются инерционный, конфронтационный и кооперационный сценарии, рассматриваются их предпосылки и возможные следствия. В основу составления сценариев положен анализ географических, экономических и политических групп факторов. Главной переменной, задающей вариативность прогноза, является занимаемая государством внешнеполитическая ниша, которая определяется международной ситуацией, системой межгосударственных связей той или иной страны и внешними источниками получения ее политической элитой ресурсов. Статья вносит свой вклад в общую дискуссию о факторах политического развития и роли политических элит в этом процессе, а также предоставляет дополнительный материал для анализа возможных будущих изменений во внутренней политике стран Прибалтики в связи с внешними факторами.

Abstract

This paper provides an overview of different approaches to forecasting the future of the three Baltic States. The author’s theoretical approach to studying Baltic elites is used to forecast changes in the action models of the Baltic elites. The article stresses the scarcity of internal political processes in the Baltics. However, a significant number of scenarios focusing on military aspects in the Baltics have recently been published. The author distinguishes between inertia, confrontation, and cooperation scenarios and examines their prerequisites and possible consequences. The scenarios are developed based on an analysis of geographic, economic, and political factors. The decisive factor is a state-controlled foreign policy, which is affected by the international situation as well as relations between the state and the external resources exploited by political elites. The paper contributes to the general debate about the factors of political development and the role of political elites in it. The author pr ovides additional material for analysing possible developments in the domestic policies of the Baltic States in view of external factors.

Скачать статью

Туризм

Проблемы и перспективы развития трансграничного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы в сфере туризма

Аннотация

Актуальность темы исследования связана с возрастающей ролью туризма в мире, в том числе на трансграничных туристских территориях. Целью научного исследования, результаты которого представлены в статье, стало выявление проблем и перспектив развития трансграничного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы в сфере туризма. Для достижения поставленной цели авторами статьи были решены следующие задачи: изучены научно-теоретические аспекты трансграничного сотрудничества и роль, которую играет при этом туристско-рекреационный потенциал территорий, его эффективное использование. Для получения авторских заключений применялись методы экспертных оценок и статистического анализа, использовались результаты опросов респондентов — россиян и европейцев — об их потребительских предпочтениях, а также авторские материалы, позволяющие, обобщить проблемы развития трансграничного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы в сфере туризма, оценить перспективы такого взаимодействия. В результате проведенных исследований дана авторская оценка изменения социально-экономических отношений между Россией и странами Европы, определены основные проблемы развития трансграничного сотрудничества РФ с европейскими государствами в сфере туризма, касающиеся как макроэкономических, так и регионально-отраслевых факторов. Материалы статьи имеют научную и практическую ценность для ученых, занимающихся исследованием вопросов развития трансграничных туристских территорий, администраций приграничных регионов России и стран Европы, представителей туристического бизнеса.  

Abstract

The relevance of this research is related to the increasing role of tourism in the world in general and in border areas in particular. This article sets out to identify the problems and prospects of the development of cross-border cooperation in tourism between Russia and European countries. The authors focus on the scientific and theoretical aspects of cross-border cooperation and examine the role of tourism, and recreational potential and its effective use. The authors employ the methods of expert judgement and statistical analysis, refer to the surveys of Russian and European consumers showing their preferences, as well as to the authors’ own materials. The analysis makes it possible to have a deeper insight into the issue of cross-border cooperation in tourism between Russia and European countries and to assess the prospects of it. The authors provide an assessment of changes in the socio-economic relations between Russia and European countries and identify key problems in the development of cross-border cooperation in tourism. These problems relate to both macroeconomic and regional/industrial factors. The article is of interest for researchers studying cross-border tourism, the regional and local administrations of border areas of Russia and European countries, and representatives of the tourism business.

Скачать статью

Туристский вектор развития приграничных регионов Северо-Запада России

Аннотация

Рассматриваются вопросы туристско-рекреационного освоения приграничных субъектов Северо-Запада РФ в качестве нового перспективного/приоритетного направления регионального развития. В современных условиях уникальный природный, историко-культурный потенциал, наличие особо охраняемых природных территорий, выгодное экономико-географическое положение создают основу для развития регионального туризма и рекреации. Вместе с тем в историческом контексте развитие данной сферы экономической деятельности существенно ограничивалось барьерной функцией, выполняемой государственной границей, а также восприятием туризма в качестве сферы общественной деятельности, не приносящей экономической выгоды регионам, что обусловливалось социальным характером большей части туристских поездок советских граждан. Целью статьи является обоснование перспективности туристско-рекреационного освоения приграничных регионов Северо-Запада России. В рамках исследования применялись: анализ статистической и аналитической информации; контент-анализ стратегических документов развития туризма и социально-экономического развития регионов; группа статистических методов, включающих метод корреляционно-регрессионного анализа и метод анализа рядов динамики. В работе представлена практика туристско-рекреационного освоения территорий в историческом контексте. Рассмотрена специфика влияния барьерной и контактной функций государственной границы на развитие туризма. Основное внимание уделено особенностям развития туризма в приграничных регионах Северо-Запада России. В рамках данной публикации произведена оценка развития туристско-рекреационной деятельности в приграничных регионах Северо-Запада России в начале XXI в.; выделены факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие туризма; предложены меры по стимулированию развития туризма как сферы экономической деятельности в регионах.

Abstract

This article examines the development of tourism and recreation in the border regions of Russia’s North-West as a new promising area of regional growth. The unique natural, historical, and cultural resources, nature, and a favourable economic and geographical position are basic prerequisites for the development of tourism in the region. Historically, the barriers of state borders hampered the development of tourism; and tourism was seen as an activity bringing no economic benefits to regions since most Soviet citizens travelled as beneficiaries of social programmes. This article aims to research prospects of tourism and recreation development of Russia’s northwestern border regions. The author analyses statistical and analytical data and does the content analysis of regional strategies for tourism and socioeconomic development. A number of statistical methods, namely, the regression and the time series ones are used to give a deeper insight into the problem. The article explores the practices of tourism and recreation development in a historical perspective and examines the effect of barrier and contact functions of state borders on tourism. Particular attention is paid to tourism development in the border regions of Russia’s North-West. The author evaluates the development of tourism and recreation in the border regions of northwestern Russia at the beginning of the 21st century. The article identifies factors hindering tourism development and suggests measures to stimulate tourism as a regional economic activity.

Скачать статью