Особенности анализа географии зарубежных инвестиций транснациональных корпораций
- DOI
- 10.5922/2074-9848-2016-3-2
- Страницы / Pages
- 30-44
Аннотация
Развивается методология изучения географии компаний — направления экономической географии, пока слабо разработанного в России. На примере исследования географии прямых иностранных инвестиций показана важность анализа отдельных транснациональных корпораций. Особое внимание уделено специфике статистики зарубежных инвестиций, включая международную статистику (МВФ, ОЭСР, ЮНКТАД), официальные данные центральных банков по странам — реципиентам капиталовложений и информацию об активах компаний в разрезе географических сегментов. В статье показаны пределы применения классических концепций размещения предприятий (в том числе учения о пространственной организации А. Лёша), а также основных концепций интернационализации (например, «эклектической парадигмы» прямого инвестирования Дж. Даннинга, концепции жизненного цикла товара Р. Вернона и теории «летящих гусей» японских ученых). В качестве важного дополнения к теоретической базе исследования географии зарубежных инвестиций в статье предлагаются динамические концепции размещения предприятий. В частности, рассматриваются идеи Упсальской школы интернационализации фирмы и модели иерархически-волновой диффузии прямых иностранных капиталовложений. На эмпирическом материале трансграничных инвестиций с участием России показаны различные варианты пространственной диффузии прямых иностранных инвестиций, в том числе искаженные «эффектом соседства».
Abstract
This article develops a methodology for studying the geography of companies — an area of human geography that remains understudied in Russia. The authors refer to foreign direct investment (FDI) studies to stress the importance of analysing individual transnational corporations. Special attention is paid to FDI statistics, including international statistics provided by IMF, OECD, and UNCTAD, the official data of central banks on FDI destinations, and information on companies’ assets by geographical segments. The article emphasises limitations of classical localisation concepts (e. g. A. Lösch’s theory) and key concepts of transnationalisation (e. g. J. H. Dunning’s ‘eclectic paradigm’, R. Vernon’s ‘product life cycle’, and the ‘flying geese paradigm’ developed by Japanese authors). Dynamic localisation concepts (e. g. the Uppsala model and hierarchical/wave diffusion models) are considered an important contribution to the existing theoretical framework for studying FDI geography. Various patterns of spatial d istribution of FDI are examined taking Russian transboundary investments, including those distorted by the ‘neighbourhood effect’ as an example.
Список литературы
1. Банников А. Ю. Кластеры как новая форма территориальной организации химической промышленности Германии : автореф. дис. … канд. геогр. наук. М., 2015.
2. Витковский О. В. География промышленности зарубежных стран. М., 1997.
3. Входящие прямые инвестиции в Российскую Федерацию из-за рубежа по инструментам и странам-инвесторам в 2014—2015 гг. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/direct_investment/dir-inv_in_country_2.xlsx (дата обращения: 01.05.2016).
4. Гречко Е. А. Модели управления транснациональными корпорациями в условиях глобализации. М., 2006.
5. Кузнецов А. В. Германия: современные особенности географии прямых зарубежных инвестиций // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1999. Вып. 14. С. 69—81.
6. Кузнецов А. В. Место стран Балтии в географических сегментах крупнейших ТНК Европы // Балтийский регион. 2015. № 1. С. 36—48.
7. Кузнецова О. В., Кузнецов А. В., Туровский Р. Ф., Четверикова А. С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. М., 2007.
8. Лобанов М. М. Трансформация отраслевой и территориальной структуры промышленности постсоциалистических стран Центрально-Восточной Европы : автореф. дис. … канд. геогр. наук. М., 2010.
9. Мироненко Н. С., Фомичев П. Ю., Гитер Б. А. Транснационализация мирового хозяйства // Пространственные структуры мирового хозяйства М., 1999. С. 197—224.
10. Прусс Е. А. Особенности современного размещения иностранных банков на территории США // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 2009. Вып. 18. С. 158—170.
11. Самусенко Д. Н. Географический анализ процессов прямого инвестирования в современном мировом хозяйстве // Вестник Московского университета. Сер. 5 : География. 2014. № 1. С. 42—48.
12. Слука Н. А., Пилька М. Э. Глобальность городов США с позиций корпоративного подхода // Економiчна та соцiальна географiя. 2014. Вып. 1 (69). С. 86—94.
13. Buckley P. J., Ghauri P. N. Globalisation, Economic Geography and the Strategy of Multinational Enterprise // Journal of International Business Studies. 2004. Vol. 35, № 2. P. 81—98.
14. Davidson W. H. The Location of Foreign Direct Investment Activity: Country Characteristics and Experience Effects // Journal of International Business Studies. 1980. Vol. 11, № 2. P. 9—22.
15. Dunning J. H. Location and the Multinational Enterprise: A Neglected Factor? // Journal of International Business Studies. 1998. Vol. 29, № 1. P. 45—66.
16. Globaltrans Investment PLC. Directors’ report and consolidated financial statements for the year ended 31 December 2014. URL: http://www.globaltrans.com/fileadmin/_migrated/content_uploads/GLTR_consolidated_FS_2014__Execution_... (дата обращения: 01.05.2016).
17. Hayter R., Watts H. D. The Geography of Enterprise: A Reappraisal // Progress in Human Geography. 1983. Vol. 7, № 2. P. 157—181.
18. Håkanson L. Towards a Theory of Location and Corporate Growth // Spatial analysis, industry and the industrial environment / ed. by F. E. I. Hamilton, G. J. R. Linge. Chichester, N. Y., 1979. P. 115—138.
19. Johanson J., Vahlne J.-E. The Internationalization Process of the Firm — A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments // Journal of International Business Studies. 1977. Vol. 8, № 1. P. 23—32.
20. Krumme G. Toward a Geography of Enterprise // Economic Geography. 1969. Vol. 45, № 1. P. 30—40.
21. Kuznetsov A. V., Kvashnin Yu. D., Nevskaya A. A., Chetverikova A. S. EAEU and Eurasia: Monitoring and Analysis of Direct Investments. St. Petersburg, 2015.
22. Lösch A. Die räumliche Ordnung der Wirtschaft. Jena, 1940.
23. McNee R. B. Functional Geography of the Firm, with an Illustrative Case Study from the Petroleum Industry // Economic Geography. 1958. Vol. 34, № 4. P. 321—337.
24. OECD Benchmark Definition of Foreign Direct Investment : 4th ed. P., 2008.
25. Ozawa T. The (Japan-Born) “Flying-Geese” Theory of Economic Development Revisited — and Reformulated from a Structuralist Perspective // Global Policy. 2011. Vol. 2, № 3. P. 272—285.
26. Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. Oxford, 1959.
27. Schlunze R. D. Spatial Diffusion of Japanese Firms in West Germany and West Berlin from 1955 to 1989 // Geographical Review of Japan. Series B. 1992. Vol. 65, № 1. P. 32—56.
28. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // The Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80, № 2. P. 190—207.