Балтийский регион

2016 №3

Назад к списку Скачать статью Download the article

Проблемы и перспективы развития трансграничного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы в сфере туризма

DOI
10.5922/2074-9848-2016-3-8
Страницы / Pages
133-146

Аннотация

Актуальность темы исследования связана с возрастающей ролью туризма в мире, в том числе на трансграничных туристских территориях. Целью научного исследования, результаты которого представлены в статье, стало выявление проблем и перспектив развития трансграничного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы в сфере туризма. Для достижения поставленной цели авторами статьи были решены следующие задачи: изучены научно-теоретические аспекты трансграничного сотрудничества и роль, которую играет при этом туристско-рекреационный потенциал территорий, его эффективное использование. Для получения авторских заключений применялись методы экспертных оценок и статистического анализа, использовались результаты опросов респондентов — россиян и европейцев — об их потребительских предпочтениях, а также авторские материалы, позволяющие, обобщить проблемы развития трансграничного сотрудничества Российской Федерации со странами Европы в сфере туризма, оценить перспективы такого взаимодействия. В результате проведенных исследований дана авторская оценка изменения социально-экономических отношений между Россией и странами Европы, определены основные проблемы развития трансграничного сотрудничества РФ с европейскими государствами в сфере туризма, касающиеся как макроэкономических, так и регионально-отраслевых факторов. Материалы статьи имеют научную и практическую ценность для ученых, занимающихся исследованием вопросов развития трансграничных туристских территорий, администраций приграничных регионов России и стран Европы, представителей туристического бизнеса.  

Abstract

The relevance of this research is related to the increasing role of tourism in the world in general and in border areas in particular. This article sets out to identify the problems and prospects of the development of cross-border cooperation in tourism between Russia and European countries. The authors focus on the scientific and theoretical aspects of cross-border cooperation and examine the role of tourism, and recreational potential and its effective use. The authors employ the methods of expert judgement and statistical analysis, refer to the surveys of Russian and European consumers showing their preferences, as well as to the authors’ own materials. The analysis makes it possible to have a deeper insight into the issue of cross-border cooperation in tourism between Russia and European countries and to assess the prospects of it. The authors provide an assessment of changes in the socio-economic relations between Russia and European countries and identify key problems in the development of cross-border cooperation in tourism. These problems relate to both macroeconomic and regional/industrial factors. The article is of interest for researchers studying cross-border tourism, the regional and local administrations of border areas of Russia and European countries, and representatives of the tourism business.

Список литературы

1. Brym M. Border Landscapes on the EU Periphery: Examples of Integration and Division Polish and Ukrainian Cities // Focus on Geography. 2013. Vol. 56, N 3. P. 84—94.
2. Grama V. Cooperation at the EU External Borders. Case of Ramania // Romanian Review on Political Geography. 2011. Vol. 13, N 2. P. 256—263.
3. Kovacs A. On Borders. Border Regions and Cross-border Retail-Trading // Scientific Papers of the University of Pardubice. Series D. Faculty of Economics & Administration. Pardubice, 2011. P. 29—42.
4. Gal Z. Danube Region- Past, Present and Future Prospect of Transnational Cooperation as a Playground of the European Integration // Eurolimes. 2009. Vol. 7. P. 148—159. URL: http://arsiv.setav.org/ups/dosya/17095.pdf (дата обращения: 17.01.2016).
5. Scott J. W., Laine J. Borderwork: Finnish-Russian co-operation and civil society engagement in the social economy of transformation // Enterpreneurship & Regional Development. 2012. Vol. 24, N 3—4. P. 187—197.
6. Smith S. L. J. Tourism as An Industry: Debates and Concepts // The Economic Geography of the Tourist Industry : A Supply-side Analysis / ed. by D. Ioannides, K. G. Debbage. N. Y. : Routledge, 1998. P. 31—52.
7. Stabell C. B., Fjeldstad Ø. D. Configuring value for competitive advantage: On chains, shops and networks // Strategic Management Journal. 1998. Vol. 19. P. 413—437.
8. Goeldner C. R., Ritchie J. R. B., McIntosh R. W. Tourism Components and Supply // Tourism: Principles, Practices, Philosophies. N. Y. : John Wiley and Sons Ltd., 2000. P. 362—393.
9. Корнеевец В. С., Федоров Г. М. О сущности и соотношении понятий «регион», «международный», «транснациональный» и «трансграничный» регион // Вестник РГУ им. И. Канта. 2010. № 3. С. 8—15.
10. Бакланов П. Я., Ганзей С. С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток : Дальнаука, 2008. 216 с.
11. Мирзеханова Д. Г. Формирование туристического продукта в пределах трансграничных территорий (на примере Хабаровского края) : автореф. дис. … канд. геогр. наук. Калининград, 2013. 28 с.
12. Драгилева И. И., Анисович И. И., Пальмовский Т. Влияние местного приграничного передвижения на развитие трансграничного туризма между Республикой Польша и Калининградской областью Российской Федерации // Наука и туризм: стратегии взаимодействия : сборник статей. 2013. Вып. 2. С. 65—73.
13. Kropinova E. G. Zoning of the Kaliningrad region of the RF for the purposes of tourism and recreation and development of the trans-border cooperation // TILTAI. 2003. N 3(48). Р. 117—128.
14. Аналитическая записка ВЦИОМ. 2015 // ВЦИОМ : сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=238&uid=115243 (дата обращения: 11.12.2015).
15. Кругликова М. Путешествие кризис-классом // Kommersant.ru : [cайт]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2890085 (дата обращения: 25.01.2016).
16. Выездной поток в РФ вырастет за счет азиатского и южноевропейского рынков) // АТОР : [cайт]. URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/34500.html (дата обращения: 07.02.2016).
17. Kropinova E. G., Zaitseva N. A., Moroz M. Approaches to the assessment of the contribution of tourism into the regional surplus product // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, N 3 S5. P. 275—282.
18. Denada Olli. The Challenges for the European Tourism Sustainable // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2013. Vol. 4, N 9 : Special Issue — October 2013.
19. Campo S., Díaz A. M., Yagüe M. J. Market orientation in mid-range service, urban hotels: How to apply the MKTOR instrument // International Journal of Hospitality Management. 2014. Vol. 43. P. 76—86. 
20. Zaitseva N. A., Goncharova I. V., Androsenko M. E. Necessity of Changes in  the System of Hospitality Industry and Tourism Training in Terms of Import Substitution // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. № 6(1). Р. 288—293.