Балтийский регион

2013 №1(15)

Перспективы сетевого сотрудничества России и стран ЕС в инновационной сфере на Балтике

Аннотация

Анализируются развивающиеся в Балтийском регионе процессы транснациональной (между странами) и трансграничной (между приграничными регионами разных стран) кооперации и интеграции, в том числе в инновационной сфере. Отмечается, что Россия отстает от Северных стран и Германии в инновационном развитии и сопоставима с Польшей и странами Балтии, поэтому характер инновационного сотрудничества с этими группами стран неодинаков. Международная кооперация выгодна всем участвующим в ней сторонам, поэтому следует усиливать ее стимулирование. Подчеркивается особая роль в развитии сотрудничества РФ и ЕС Северо-Западного федерального округа (СЗФО), ряд субъектов которого расположен на границе со странами ЕС. Он участвует в формировании сетевых инновационных структур как в масштабе Балтийского региона, так и в приграничном сотрудничестве, включая формирование трансграничных инновационных кластеров. Перспективным названо формирование территориально локализованных инновационных сетей: трансграничных инновационных кластеров Хельсинки — Санкт-Петербург — Таллин, Трехградье (Гданьск, Гдыня, Сопот) — Калининград — Клайпеда. Санкт-Петербург с Ленинградской областью, а также Калининградская область могут стать регионами — инновационными коридорами развития между РФ и ЕС, полюсами роста экономики Российской Федерации.

The processes of transnational (i. e. one that involves countries) and cross-border (involving adjacent regions of different countries) cooperation and integration are rapidly developing across all fields in the Baltic Sea area, including the field of innovations. Russia lags behind the Nordic countries and Germany as far as innovative development is concerned, yet our national pace here is comparable to that of Poland and the three Baltic States. At the same time, the types of innovative cooperation vary a great deal depending on the group of countries involved in cooperation processes. Independent of its type, however, international cooperation is beneficial for all parties concerned and should therefore be more actively encouraged. Northwestern Federal District traditionally plays a special role in the development of Russia-EU cooperation since a number of its constituent areas border on the EU countries. The District participates in the development of network innovative structures both within the Baltic region and in cross-border cooperation; an activity which involves the formation of transborder innovative clusters. There are high expectations associated with the formation of such territorially localised innovative networks, as the Helsinki-Saint Petersburg-Tallinn and Tricity (Gdansk, Gdynia, Sopot)-Kaliningrad-Klaipeda transborder innovative clusters. The city of Saint Petersburg and the adjacent Leningrad region, as well as the Kaliningrad region can become innovative development corridors between Russia and the EU and, in time, develop into the ‘economic growth poles’ of the Russian Federation.

Скачать статью Download an article

Управление трансграничными водными ресурсами: сравнительный анализ российского и американского опыта

Аннотация

Сравнивается опыт участия Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в институтах международного сотрудничества в сфере управления трансграничными водными ресурсами на примере Российско-Эстонской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод и Американо-Канадской совместной международной комиссии. Отмечается, что принципиальное различие между этими двумя институтами международного взаимодействия заключается в том, что в основе работы Российско-Эстонской комиссии лежит принцип межправительственного сотрудничества, в то время как работа Американо-Канадской комиссии строится в соответствии с моделью, предлагаемой сторонниками теории транснационализма. При этом эффективность работы Российско-Эстонской комиссии с точки зрения улучшения водохозяйственной обстановки в регионе ее ответственности выше, чем у Американо-Канадской. Это не дает возможности говорить о межправительственном сотрудничестве как о более эффективном по сравнению с транснациональным, однако позволяет усомниться в
выводах сторонников теории транснационализма об однозначно большей эффективности последнего. Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы позволяют сформулировать рекомендации относительно дальнейшей модернизации международного сотрудничества в сфере управления трансграничными водными ресурсами.



This article is based on a comparative analysis of Russian and US experience of participation in international cooperation institutions in the field of transboundary water management. The author showcases the work of Russian-Estonian Commission for Protection and Rational Use of Trans-Boundary Waters and the US-Canadian Joint International Commission. The difference between the two Commissions is that the Russian-Estonian Commission works in accordance with the principle of intergovernmentalism, whereas transnationalism is the founding principle of the Joint International Commission in North America. While the Russian-Estonian Commission is more efficient in terms of water quality improvement in its area of responsibility, it is not yet time to claim that intergovernmental cooperation is more effective than transnational cooperation. However, it gives a reason to question the conclusions of the proponents of transnationalism in international relations theory, who claim that the latter is more efficient. One
practical significance of this paper is that its findings can be used as recommendations for further modernization of international cooperation in the field of trans-boundary water management.

Скачать статью Download an article

Методика оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов и результаты пилотной оценки

Аннотация

Отмечается, что в результате усиления контактной функции границы и степени открытости экономики приграничных регионов приграничное сотрудничество как вид межрегионального взаимодействия становится значимым фактором развития  данных регионов. Актуальной научной задачей называется оценка эффектов влияния приграничного сотрудничества на развитие приграничных регионов. Изложен подход к оценке роли приграничного сотрудничества в общей системе межрегиональных взаимодействий приграничных регионов. К рассмотрению предложена система коэффициентов приграничной специализации межрегиональных взаимодействий по отдельным направлениям, среди которых выделены инвестиционное взаимодействие, внешняя торговля, туризм, миграция. Приграничная специализация характеризует роль приграничного сотрудничества в общей совокупности внешних связей региона. На основе эмпирического материала представлены результаты пилотной оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов СЗФО РФ. В результате получены коэффициенты приграничной специализации по направлениям взаимодействия для каждого из приграничных регионов (СЗФО РФ). Результаты расчета позволили выявить направления взаимодействий с наиболее высокой степенью приграничной специализации, к которым отнесены иностранные инвестиции и деятельность организаций с участием иностранного капитала.




Cross-border cooperation as a type of interregional interaction is becoming a significant factor of border region development. It is the result of intensification of the contact function of the border and increasing economic openness between cross-border regions; so the roots of current development are quite easy to pinpoint. However, assessment of the effects of cross-border cooperation on the development of border regions appears to be a scientific challenge. In this paper, we offer an approach to the assessment of the role of cross-border cooperation in the general sys¬tem of interregional interactions between adjacent regions. We present a system of indices to describe cross-border specialization of interregional interactions in certain fields; namely, investment, international trade, tourism, and migration. Cross-border specialization determines the role of cross-border cooperation in the general complex of regional external relations. The empiric data we have gathered was used to develop and implement a pilot assessment of cross-border specialization of inter¬regional interactions characteristic of the border regions of the Russian Northwest¬ern federal district. The article offers cross-border specialization indices for each border region of the Northwestern federal district of the Russian Federation. With their help, we were able to identify the spheres of interaction with the highest degree of cross-border specialization, and, in particular, foreign investment and business activity with the participation of foreign capital.

Скачать статью Download an article

Формирование международных кластеров в Балтийском регионе

Аннотация

Уточнены определения международного кластера, трансграничного кластера и транснационального кластера. Проведена классификация международных кластеров стран Балтийского региона с выделением трансграничных и транснациональных кластеров. Рассмотрены особенности международных кластеров в странах региона Балтийского моря с приведением конкретных примеров реализации национальной и международной кластерной политики. На основе сравнительного анализа в Балтийском регионе выделены страны с высокой концентрацией международных кластеров, такие как Скандинавские страны и Германия, а также государства, являющиеся потенциальными участниками международных кластеров, — Прибалтика и Польша, — что находит свое отражение в значительном количестве международных кластерных инициатив. Определены факторы, способствующие формированию международных кластеров в Балтийском регионе.

Abstract

Cross-border cooperation as a type of interregional interaction is becoming a significant factor of border region development. It is the result of intensification of the contact function of the border and increasing economic openness between cross-border regions; so the roots of current development are quite easy to pinpoint. However, assessment of the effects of cross-border cooperation on the development of border regions appears to be a scientific challenge. In this paper, we offer an approach to the assessment of the role of cross-border cooperation in the general system of interregional interactions between adjacent regions. We present a system of indices to describe cross-border specialization of interregional interactions in certain fields; namely, investment, international trade, tourism, and migration. Cross-border specialization determines the role of cross-border cooperation in the general complex of regional external relations. The empiric data we have gathered was used to develop and implement a pilot assessment of cross-border specialization of interregional interactions characteristic of the border regions of the Russian Northwestern federal district. The article offers cross-border specialization indices for each border region of the Northwestern federal district of the Russian Federation. With their help, we were able to identify the spheres of interaction with the highest degree of cross-border specialization, and, in particular, foreign investment and business activity with the participation of foreign capital.

Скачать статью Download an article

Сетевое моделирование трансграничного сотрудничества между предприятиями регионов России и Беларуси (на примере Калининградской и Гродненской областей)

Аннотация

Рассматривается развитие нового процесса в интеграции между Россией, Беларусью и Казахстаном — межрегиональное трансграничное сотрудничество. В качестве инструмента его регулирования предлагается сетевое моделирование. Приводится авторская сетевая модель трансграничного сотрудничества между РФ и РБ на примере Калининградской и Гродненской областей.
Модель разработана на основе известной и хорошо зарекомендовавшей себя методологии ПЕРТ. Она охватывает три основные этапа всего процесса трансграничного сотрудничества на примере двух регионов Российской Федерации и Республики Беларусь — Калининградской и Гродненской областей: организационно-аналитическое обеспечение, методико-технологическое обеспечение и формирование комплексной программы сотрудничества. В рабочей проектировке модель состоит примерно из 150 событий и по назначению представляет собой макет международной хорошо сбалансированной типовой координационной программы трансграничного сотрудничества на уровне двух регионов.

Abstract

This article examines the development of a new process within Russian-Belarusian-Kazakh integration – interregional transboundary cooperation. Network modelling is suggested as a mechanism for its regulation. The authors pre¬sent a network model of transboundary cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus based on the case of the Kaliningrad and Grodno regions. The model is developed on the basis of the well-known and widely accepted PERT. It covers the three main stages of the whole transboundary cooperation process identified in the case of the two regions – the Kaliningrad and Grodno ones: organisational and analytical support, methodological and technological support, and the development of a complex cooperation programme. The working version of the model includes approximately 150 events. As to its purpose, it is a representation of a well-balanced standard international coordination programme of transboundary cooperation at a level of two regions.

Скачать статью Download an article