Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Павел Тульский — «раскольник» среди раскольников: к во­просу о возникновении тульского старообрядческого согласия

Страницы / Pages
28-38

Аннотация

Рассмотрена фигура Павла Смирнова/Тульского, бежавшего от си­нодальной церкви в 1831 г. к старообрядцам на правах священника. Из­начально поддерживая связь с центром белокриницкого согласия — Ро­гож­ским кладбищем, Павел постепенно уходит в схизму. На примере его био­графии автор ставит цель выявить и охарактеризовать поло­жение бег­лого священства, особенности подходов власти и официальной церк­ви к решению проблемы «раскольнического» священника, модели по­веде­ния «новой» старообрядческой иерархии в отношении схизмы. Для это­го был изучен корпус исторических источников, отражающих реак­цию об­щественных институтов, таких как органы государственной вла­сти, господствующая и староверческая церковь, на непокорного попа. Ав­тор приходит к выводу об успешном существовании беглопоповцев до по­явления белокриницкой иерархии. Также отмечена неспособность местных светских и духовных властей адекватно решать проблемы, связанные со старообрядчеством.

Abstract

The article examines the personality of Pavel Smirnov/Tulsky who fled from the synodal church in 1831 to the Old Believers as a priest. Keeping in touch with the center of the Belokrinitsky accord — the Rogozhsky cemetery, Pavel gradually went into schism. On Pavel Smirnov's biography, the author seeks to identify and characterize the concept of the fugitive priesthood; the peculiarities of the approaches of the authorities and the official church to solving the problem of a "schismatic" priest; the behavior patterns of the "new" Old Believer hierarchy in relation to schism. To solve these problems, a corpus of historical sources reflecting the reaction of public institutions to a recalcitrant priest was studied. These include state authorities, the synodal and the Old Believer church. The author concludes that the beglopopovtsy successfully existed before the appearance of the belokrinitsky hierarchy. The article also notes the inability of the local secular and ecclesiastical authorities to solve problems related to the Old Believers.

Список литературы

1. Боровик Ю. В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX — начале XX в.: конфессиональное сообщество и семья. Екатеринбург, 2019.

2. Володина Т. А. Численность Тульских старообрядцев в XVIII—XIX вв.: ме­то­дологические аспекты // Старообрядчество: история, культура, современ­ность. 2019. № 18. С. 38—43.

3. Дело о венчании раскольническим священником Тульского молитвенного дома Павлом Смирновым браков раскольников Курской епархии. 1841 г. // Го­сударственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 5. Д. 209.

4. Дело о растрате церковных денег священником Павлом Алексеевым сы­ном Смирновым церкви с. Князинцево Калужского у. Калужской губернии. 1842—1848 гг. // ГАТО Ф. 90. Оп. 1. Т. 23. Д. 16821.

5. Дело о совершении незаконных богослужений и исполнении мирских треб бег­лым попом раскольником Павлом Алексеевым сыном Смирновым для жи­те­лей Тульской и других губерний. 1854—1862 гг. // ГАТО Ф. 90. Оп. 1. Т. 30. Д. 24210.

6. Дело по предписанию Министерства внутренних дел о запрещении одо­евскому купцу 3-й гильдии Андрею Петрову Ананьину венчать своего сына по старообрядческим законам священником Павлом Смирновым. 1853 г. // ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 30. Д. 23840.

7. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

8. Замечания о тульском попе Павле // Отдел рукописей Российской госу­дар­ственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 247. № 198.

9. Ивановский Н. И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мисти­ческих. Казань, 1905.

10. Керов В. В. Се человек и дело его…: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства. М., 2016.

11. Любимов Д. Беглопоповщина // Калужские епархиальные ведомости. 1886. № 19. С. 423—428 ;  № 20. С. 440—451.

12. Любомудров В. К 35-летию пастырской деятельности Михаила Федорови­ча Бурцева // Тульские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1900. № 5—6. С. 228—233.

13. Панов Г. И. К истории раскола в Туле // ТЕВ. 1866. № 5. С. 195—206.

14. Панов Г. И. К истории раскола в тульской епархии // ТЕВ. 1868. № 18. С. 226—234.

15. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1883. № 12. С. 337—347.

16. Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1883. № 13. С. 4—13.

17. Панов Г. И. Толки старообрядцев об австрийском священстве в Туле // ТЕВ. 1870. № 11. С. 273—283.

18. Парамонова И. Ю. Сушкины, тульские купцы, фабриканты, банкиры (ко­нец XVIII — нач. XX вв.) // Летопись тульского предпринимательства : коллек­тивная монография. Тула, 2016. С. 154—156.

19. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 38 (1822—1823).

20. Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб., 2012.

21. Сборник старообрядческих актов второй половины XIX века. XIX в. // ОР РГБ. Ф. 247. № 25.

22. Соборное объявление от лица св. древлеправославныя... церкви о проти­возаконных действиях не подчиняющегося священнейшей иерархии тульского попа Павла. XIX в. // ОР РГБ. Ф. 247. № 696.

23. Соколов А. В. Старовер с гектографом: жизнь Дениса Батова как феномен пореформенного старообрядчества // Старообрядчество: история, культура, современность. 2019. № 18. С. 241—244.

24. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900.