Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Писатель Сергей Снегов и политика памяти в Калининградской области (1950―1970-е годы)

Страницы / Pages
49-58

Аннотация

На основе не исследованных ранее архивных документов и материалов региональной прессы рассматриваются история создания «романа о Калининграде» С. А. Снегова «Ветер с океана» и его исторические сюжеты. С помощью анализа протоколов заседаний областного отделения Союза писателей и редакционных советов Калининградского книжного издательства, а также рецензий писателей на несколько вариантов рукописи выявляется механизм использования художественной литературы как инструмента политики памяти. Сопоставление нескольких вариантов рукописи между собой, а также с опубликованным текстом произведения позволили реконструировать изначальный замысел романа и его изменения в ходе редакторских правок, устранения замечаний и действия самоцензуры на протяжении одиннадцати лет. Заказав известному писателю С. А. Снегову роман по современной тематике, региональное издательство и руководство местной писательской организации тщательно отслеживали и корректировали характер представления автором довоенной истории города и образы советского Калининграда. В условиях отсутствия утвержденного регионального исторического нарратива и из-за опасений допустить политические ошибки надзирающие инстанции вынудили автора отказаться от нескольких посвященных истории края сюжетных линий. В результате этого произведение, изначально задуманное как рассказ о судьбах города и его жителей в прошлом и настоящем, превратилось в традиционный для советской литературы производственный роман, повествующий о достижениях и проблемах океанического лова и повседневной жизни калининградских рыбаков.

Abstract

On the basis of previously unexplored archival documents and materials of the regional press, the author considers the history of the creation of the “novel about Kaliningrad” by S. А. Snegova “Wind from the Ocean”, as well as the historical plots of the work. By analyzing the minutes of the meetings of the Kaliningrad branch of the Writers' Union, the editorial councils of the Kaliningrad book publishing house and reviews of writers on several versions of the manuscript, the mechanism of using fiction as a tool for the politics of memory is revealed. Comparison of several versions of the manuscript with each other, as well as with the published text of the work, made it possible to reconstruct the original concept of the novel and its changes in the course of editorial changes, comments and self-censorship over the course of eleven years. Having ordered the famous writer S. A. Snegova, a novel on contemporary topics, the regional publishing house and the leadership of the local writers' organization carefully monitored and adjusted the character of the author's presentation of the pre-war history of the city and the images of Soviet Kaliningrad. In the absence of an approved regional historical narrative and fears of making political mistakes, the oversight authorities forced the author to abandon several storylines devoted to the history of the edge. As a result, the work, originally conceived as a story about the fate of the city and its inhabitants in the past and present, turned into a production novel, traditional for Soviet literature, telling about the achievements and problems of ocean fishing and the daily life of Kaliningrad fishermen.

Список литературы

1. Балабан А. И. История и память в документальной прозе Гайто Газданова // Новейшая история России. 2012. № 3. С. 171―179.

2. Белошапка Н. В. Государственное управление культурой в СССР: механизмы, методы, политика // Вестник Удмуртского государственного университета. Сер.: История и филология. 2009. Вып. 2. С. 87―103.

3. Богданов А. Рецензия на переработанный вариант рукописи С. Снегова «Ветер с океана» // Из личного архива Е. С. и Т. С. Ленских. 8 л. (машинопись).

4. Богданов А. Рецензия на рукопись романа С. Снегова «Ветер с океана» // Из личного архива Е. С. и Т. С. Ленских. 25 л. (машинопись).

5. ГАКО (Государственный архив Калининградской области). Ф. Р―116 (Калининградское областное книжное издательство). Оп. 1.

6. ГАКО. Ф. P―133. Калининградская писательская организация. Оп. 1.

7. ГАКО. Ф. Р―1091. Снегов Сергей Александрович ― писатель, член Союза писателей СССР. Оп. 1.

8. Глушкин О. Б. Краеугольный камень // Параллели : лит.-худ. журнал. 2008. № 4. С. 30―31.

9. Дементьев И. О. «Золотая жила» янтарного края: образы Восточной Пруссии и Калининградской области в период господства социалистического реализма // Балтийские исследования. Калининград, 2013. Вып. 7. С. 63―93.

10. Дементьев И. О. «Разделенная история»: изучение исторической политики на землях бывшей Восточной Пруссии в свете современных дискуссий // Балтийский регион. 2015. № 4 (26). С. 105―120.

11. Зверев В. В. Новые подходы к художественной литературе как к историческому источнику // Вопросы истории. 2003. № 4. С. 161―165.

12. Интервью с Евгением Сергеевичем Ленским и Татьяной Сергеевной Ленской от 2 октября 2020 г. // Личный архив автора статьи.

13. Костяшов Ю. В. Политика памяти в Калининградской области, Клайпед­ском крае, Вармии и Мазурах в послевоенные годы: опыт сравнения // При­балтийские исследования в России / под ред. А. П. Клемешева, Н. М. Межевича, Г. М. Федорова. Калининград, 2016. С. 190―194.

14. Кретинин Г.В. Домнау/Домново как «место памяти» // Honoris causa : сб. науч. ст., посвященный 70-летию профессора В. В. Сергеева / сост. и отв. ред. И. О. Дементьев. СПб., 2016. С. 217―224.

15. Ларочкин Е. Гибель секретаря, или Жизнь человека, который сделал все, что ему позволили // Тридевятый регион. 2011. 25 марта. С. 10―11.

16. Ленский Е. Когда б таких людей... // Из личного архива Е. С. и Т. С. Ленских. 5 л.

17. Ленский Е. Что день грядущий нам готовит? // Тридевятый регион. 2008. 10 окт. С. 11.

18. Предтеченский А. В. Художественная литература как исторический источник // Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. истории, языка и литературы. 1964. Вып. 3. № 14. С. 76―84.

19. Рыбалка И.С. Memory studies современного украинского романа // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2015. № 3. C. 107―112.

20. Серебровская Е. Проверь оружие, боец! // Литературная Россия. 1963. 5 апр. С. 10―11.

21. Снегов С. А. Балтийская повесть. 1968 // Из личного архива Е. С. и Т. С. Лен­ских. 197 л.

22. Снегов С. А. В поисках пути // Знамя. 1961. № 10. С. 22―71.

23. Снегов С. A. «Тут камни вопиют…» // Запад России. 1997. № 1. С. 43―61.

24. Снегов С. A. «Тут камни вопиют…» // Калининград литературный : книга для внеклассного чтения. Калининград, 2002. С. 254―264.

25. Фостова С. А. Дискуссия о судьбе Кёнигсбергского замка и его разрушении в 1950―1960-е годы (из фондов архива Калининградской области) // Калининградские архивы. 2015. Вып. 12. С. 179―204.

26. Шмидт С. О. Памятники художественной литературы как источник исторических знаний // Отечественная история. 2002. № 1. С. 40―49.