Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки

2025 Выпуск №2

Социально-экономические факторы доверия молодежи Калининградской области к органам власти

Аннотация

Доверие к органам власти является ключевым аспектом, влияющим на стабильность, эффективность и устойчивость государственного управления. На современном этапе тема исследования доверия к государственным органам в России приобрела дополнительную актуальность по причине значительных социальноэкономических и политических изменений, обусловленных крайней нестабильностью международной ситуации. В новых условиях доверие к органам власти выступает фундаментальным элементом успешного функционирования государства. В фокусе внимания данной статьи — молодежь Калининградской области. Цель исследования состоит в выявлении социальноэкономических факторов доверия молодежи региона к органам власти. Результаты статистического анализа полученных в ходе массового опроса (n = 397) эмпирических данных продемонстрировали, что происхождение доверия к органам власти обусловлено оценкой их эффективности. Выявлено, что большее доверие демонстрирует молодежь, высоко оценивающая ситуацию с межличностным доверием в России, а также имеющая близких родственников со схожей спецификой доверия. Также обнаружено, что более склонны доверять институтам власти представители молодежи женского пола, проживающие за пределами областного центра. При этом фактически отсутствует связь между доверием молодежи, ее образовательным уровнем и материальным положением.

Abstract

Trust in government authorities is a key aspect influencing the stability, efficiency, and sustainability of state governance. At the present stage, the topic of trust in public authorities in Russia has gained additional relevance due to significant socioeconomic and political changes caused by the extreme instability of the international situation. Under these new conditions, trust in government authorities serves as a fundamental element for the successful functioning of the state. This article focuses on the youth of the Kaliningrad region. The aim of the study is to identify the socioeconomic factors influencing the trust of the region’s youth in government authorities. The results of statistical analysis of empirical data obtained from a mass survey (n=397) demonstrated that the origin of trust in authorities is conditioned by the assessment of their effectiveness. It was found that higher levels of trust are shown by youth who highly evaluate the situation regarding interpersonal trust in Russia and who have close relatives with similar trust patterns. It was also revealed that female youth living outside the regional center tend to have greater trust in state institutions. At the same time, there is virtually no correlation between youth trust and their educational level or material status.

Скачать статью

Россия и государства Центральной Азии в процессе формирования нового мирового порядка: сотрудничество и конфликты

Аннотация

Анализируется формирование нового мирового порядка, который изменит всю современную систему международных отношений. Несмотря на то что ведущей его характеристикой пока является неопределенность, большинство экспертов полагают, что он будет полицентричным, более справедливым и менее устойчивым, чем существующий политический порядок. На современном этапе общественного развития происходит столкновение «коллективного Запада» и антиколониального движения под брендами ШОС, БРИКС+. Фактором, способствующим изменениям в мировой политике, стал украинский кризис, который из стадии эскалации постепенно переходит в стадию стабилизации. Это мегатренд современной мировой политики, на фоне которого меняются все регионы мира, внутрирегиональные взаимоотношения, идет трансформация геополитического влияния на конкретные региональные субъекты. Одним из таких регионов является Центральная Азия. В статье данный регион рассматривается преимущественно как сообщество пяти бывших советских республик, ставших независимыми государствами. Но необходимо понимать, что Центральная Азия — это и Афганистан, и Монголия, и части Индии, Китая, России, что сильно расширяет понятие этого региона и делает его более значимым для мировой политики. Россия и Центральная Азия связаны друг с другом исторически, данный регион — часть Российской империи, Советского Союза, это ближайшие соседи современной Российской Федерации, которые образуют единый пояс безопасности. Страны прошли разные периоды взаимодействия между собой, сегодня оно одно из самых продуктивных в постсоветский исторический период. Российское влияние приоритетно для Центральной Азии, но в регионе достаточно важна и роль Китая. Если Российская Федерация первенствует в вопросах безопасности, военнотехнического сотрудничества, то Китай — в сфере экономики.
Цель исследования — изучение роли России и государств Центральной Азии в процессе формирования нового мирового порядка. Методологической основой исследования служат теории функционального и сложносоставного конфликта. Методологические возможности данных теорий позволяют изучить процесс формирования и развития современных мировых конфликтов. Также были использованы методы анализа нормативноправовых актов и сравнительного анализа. Результаты исследования показывают, что отношения России и стран Центральной Азии на современном этапе характеризуются двумя основными тенденциями: сотрудничеством и конфликтами. Причем большинство конфликтов носит функциональный характер и поддается политическому урегулированию. Выводы исследования заключаются в том, что отношения России и стран Центральной Азии способствуют формированию полицентричного мира. Исследователям данного региона необходимо анализировать многовекторность политики стран Центральной Азии, учитывать неоднозначность влияния США, Китая, Турции на данный регион.

Abstract

The article analyzes the formation of a new world order that will change the entire modern system of international relations. Although its defining feature remains uncertainty, the majority of experts believe the emerging order will be polycentric, more equitable, and less stable than the current political system. At the current stage of societal development, a confrontation is unfolding between the "collective West" and the anticolonial movement represented by organizations such as the SCO and BRICS+. One of the factors contributing to changes in global politics is the Ukrainian crisis, which is gradually shifting from a stage of escalation to one of stabilization. This is a megatrend of modern global politics, against the backdrop of which all regions of the world, interregional relationships, and the geopolitical influence on specific regional actors are undergoing transformation. One such region is Central Asia. In this article, the region is viewed primarily as a community of five former Soviet republics that have become independent states. However, it is important to recognize that Central Asia also encompasses Afghanistan, Mongolia, and parts of India, China, and Russia, which significantly broadens the concept of the region and increases its geopolitical significance. Russia and Central Asia are historically connected; the region was once part of the Russian Empire and the Soviet Union. Today, these states are the Russian Federation’s closest neighbors, forming a unified security belt. Over time, they have experienced various phases of mutual interaction, and their cooperation is currently among the most productive in the postSoviet era. Russian influence remains a priority in Central Asia, though China's role in the region is also substantial. While the Russian Federation leads in matters of security and militarytechnical cooperation, China dominates in the economic sphere. The aim of this study is to examine the role of Russia and the Central Asian states in the process of forming a new world order. The methodological foundation of the study includes theories of functional and complex conflict. These theories offer analytical tools to explore the formation and evolution of contemporary global conflicts. Additionally, methods of normative legal analysis and comparative analysis were employed. The results of the study indicate that relations between Russia and the Central Asian countries are currently characterized by two main trends: cooperation and conflict. Most conflicts are functional in nature and are subject to political resolution. The conclusions of the study suggest that the relationship between Russia and the Central Asian countries contributes to the development of a polycentric world. Researchers focusing on this region should analyze the multivector nature of the foreign policies pursued by Central Asian states and account for the ambiguous influence exerted by the United States, China, and Turkey in the region.

Скачать статью

Цифровые технологии как инструмент участия граждан в местном само-управлении

Аннотация

Местные органы власти наиболее приближены к населению, на уровне муниципальных образований принимаются политико-управленческие решения, которые затрагивают интересы каждого гражданина. Этим обусловлена значимость цифровизации деятельности органов местного самоуправления. Развитие интернет-технологий создает новые инструменты для участия граждан в муниципальной политике. Отличительные особенности цифровых форм политического участия в деятельности органов местного самоуправления позволяют рассматривать их как самостоятельный вид политического участия граждан. Вместе с тем не теряют актуальности проблемы информационного неравенства муниципальных образований, технических ограничений применения интернет-технологий. Среди цифровых форм участия граждан в деятельности органов местного самоуправления можно выделить краудсорсинговые платформы для муниципальных референдумов, муниципальные онлайн-выборы, сервисы правотворческой инициативы и онлайн-обращений в органы муниципальной власти, онлайн-собрания и сход граждан, голосование по проектам бюджетного планирования

Abstract

Local authorities are the closest level of government to the population, and it is at the municipal level that political and administrative decisions are made which directly affect the interests of every citizen. This underlines the importance of digitalizing the activities of local self-government bodies. The development of internet technologies creates new tools for citizen participation in municipal politics. The distinctive features of digital forms of political participation in the activities of local self-government bodies allow them to be regarded as an independent type of civic political engagement. At the same time, the problems of informational inequality among municipalities and technical limitations in the use of internet technologies remain relevant. Among the digital forms of citizen participation in the work of local self-government bodies, one can identify crowdsourcing platforms for municipal referendums, municipal online elections, services for legislative initiatives and online appeals to municipal authorities, online meetings and citizen gatherings, as well as voting on budget planning projects.

Скачать статью