Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки

2024 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Правовая природа маркетплейсов

DOI
10.5922/sikbfu-2024-1-1
Страницы / Pages
5-21

Аннотация

Развитие информационных технологий и цифровой экономики обусловливает необходимость выработки подхода к правовому осмыслению такого явления, как маркетплейсы. Представлен обзор позиций отечественного и зарубежных законодателей относительно понимания маркетплейса. Показано, что законодатели в основе своей руководствуются сходной логикой правового регулирования и рассматривают маркетплейс как субъект правоотношений, определяя его через ряд характеризующих признаков. Отдельные законодатели принимают во внимание общую аморфность определения маркетплейса, учитывая наличие таких сходных явлений, как интернет-магазины и агрегаторы информации, и устанавливают дополнительные критерии для признания той или иной онлайн-платформы в качестве маркетплейса. Проанализирована правоприменительная практика Российской Федерации и зарубежных государств, показывающая наличие пробелов в законодательстве, чем обусловлены, в частности, сложности при определении гражданско-правовой ответственности маркетплейсов. Обобщение полученных результатов позволило выявить ряд характеризующих особенностей маркетплейса, отличающих его от иных сходных явлений. Также представлен подход к маркетплейсам как системе правоотношений, что даст возможность регулировать частноправовые отношения между сторонами внутри этой системы точечно, на основе специальных норм. Необходимость такого подхода обусловлена тем, что, как показывает анализ правоприменительной практики, общие нормы договорного права не в состоянии урегулировать правоотношения должным образом, поскольку не учитывают роль ключевой стороны — маркетплейса.

Abstract

The advancement of information technology and the digital economy pose a challenge that calls for developing specific legal approaches to comprehend phenomena such as marketplaces. This article reviews the stances adopted by Russian and international legislators regarding the understanding of marketplaces. It is shown that legislators apply a similar legal regulation logic and consider marketplaces as subjects in a legal relationship, defining them based on a set of distinctive traits. Some lawmakers take account of the general ambiguity in defining marketplaces given the existence of similar phenomena, such as online stores and information aggregators, and, consequently, establish additional criteria for recognising a specific online platform as a marketplace. This paper examines enforcement practices in the Russian Federation and other countries, uncovering legislative gaps, particularly concerning the complexities of marketplace civil liability. By consolidating research findings, a distinct set of features is formulated to differentiate marketplaces from similar phenomena like online stores and information aggregators. Furthermore, an approach is proposed, suggesting the consideration of marketplaces as a system of legal relationships. By using specific norms, this approach facilitates targeted regulation of private legal relationships between parties within this system. This necessity arises from the analysis of enforcement practices, as general norms of contract law are inadequate for properly regulating such relationships since these norms fail to consider the role of the key party, namely the marketplace.

Список литературы

1. Online sales continue to grow among EU enterprises // Products Eurostat News. 2021. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-eurostat-news/-/ddn-20211228-1 (дата обращения: 28.12.2022).

2. И­нтернет-торговля в России 2021. Маркетинговое исследование команды «DataInsight». URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/eCommerce_2021_2.pdf (дата обращения: 28.12.2022).

3. О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 2 марта 2016 г. № 45-ФЗ // Российская газета. 2016. № 47.

4. Комитет министров — государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию : рекомендация Комитета министров Совета Европы № R(81)7. URL: https://docs.cntd.ru/document/901945345?section=text (дата об­ращения: 01.01.2023).

5. Odintsov S. V., Koncheva V. A., Trubina M. V. Tokens: Actual Problems of Determining the Legal Status and Classification // Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow, Krasnoyarsk, 5—7 декабря 2019 г. Krasnoyarsk, 2020. P. 1152—1158. doi: 10.1007/978-3-030-47945-9_125.

6. Синюков В. Н. Цифровое право и проблемы этапной трансформации российской правовой системы // Lex Russica. 2019. № 9 (154). С. 9—18. doi: 10.17803/1729-5920.2019.154.9.009-018.

7. Kawa A., Wałęsiak M. Marketplace as a key actor in e-commerce value networks // Logforum. 2019. Vol. 15, № 4. P. 521—529. http://doi.org/10.17270/J.LOG.2019.351.

8. Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013. М. : Стандартинформ, 2014.

9. Gauri D., Jindal R., Ratchford B. et al. Evolution of retail formats: past, present, and furute // Journal of retailing. 2021. Vol. 97, № 1. P. 42—61. https://doi.org/10.1016/j.jretai.2020.11.002.

10. Правила пользования торговой площадкой «Wildberries». URL: https://www.wildberries.ru/services/pravila-polzovaniya-torgovoy-ploshchadkoy (дата обращения: 13.01.2022).

11. Digital Millennium Copyright Act. 1998. URL: https://www.congress.gov/bill/105th-congress/house-bill/2281 (дата обращения: 31.05.2022).

12. Inwood Laboratories Inc. v. Ives Laboratories Inc. 1982. URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/456/844/# (дата обращения: 31.05.2022).

13. Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 8 ноября 2021 г. № 8Г-22660/2021. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 сентября 2021 г. № 33-35225/2021. URL: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/224224c0-063b-11ec-bef3-fd4d6000c829 (дата обращения: 13.01.2022).

15. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 и признании утратившими силу отдельных положений акта Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29 июля 2022 г. № 1351 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208020004 (дата обращения: 14.01.2023).

16. Langfan F. Liability for an online marketplace provider’s trademark infringement — practice and latest development of Chinese law // The International Review of Intellectual Property and Competition Law. 2013. Vol. 44, № 5. P. 569—584. https://doi.org/10.1007/s40319-013-0062-1

17. Бодиловский А. В. Гражданско-правовое регулирование отношений, вытекающих из договоров, заключенных дистанционно : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2021.

18. О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» : федер. закон от 29 июля 2018 г. № 250-ФЗ // Российская газета. 2018. № 166.

19. Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. М., 2011.

20. Лицензионное соглашение «ЦИАН». URL: https://www.cian.ru/legal-documents/licenzionnoe_soglashenie_0/ (дата обращения: 15.01.2022).

21. Оферта о заключении услуг «Авито». URL: https://www.avito.ru/legal/rules/services-agreement/ (дата обращения: 15.01.2022).

22. Маркетплейсы: Роскачество защищает права потребителей // АНО «Российская система качества» : [офиц. сайт]. URL: https://rskrf.ru/consumer_rights/reviews/marketpleysy-roskachestvo-zashchishchaet-prava-potrebiteley (дата обращения: 15.01.2023).

23. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации» : проект Федерального закона. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=79428 (дата обращения: 15.01.2023).

24.  О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» рынков) : законопроект № 160280-8. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/160280-8 (дата обращения: 15.01.2023).

25. Одинцов С. В. Китайская модель регламентации цифровой трансформации // Современное право. 2022. № 9. С. 123—133. doi: 10.25799/NI.2022.62.49.020.

26. Concerning measures for a high common level of security of network and information systems across the Union : Directive 2016/1148 of the European parliament of the council of 6 July 2016. URL: http://data.europa.eu/eli/dir/2016/1148/oj (дата обращения: 16.01.2023).

27. On alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) № 2006/2004 and Directive 2009/22/EC : Directive 2013/11/EU of the european parliament and of the council of 21 May 2013. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2013/11/oj (дата обращения: 16.01.2023).

28. On promoting fairness and transparency for business users of online intermediation services : Regulation (EU) 2019/1150 of the European parliament and the council of 20 June 2019. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2019/1150 (дата обращения: 16.01.2023).

29. Concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market and amending Council Directive 84/450/EEC, Directives 97/7/EC, 98/27/EC and 2002/65/EC of the European Parliament and of the Council and Regulation (EC) № 2006/2004 of the European Parliament and of the Council : Directive 2005/29/EC of the European parliament and of the Council of 11 May 2005. URL: http://data.europa.eu/eli/dir/2005/29/oj (дата обращения: 16.01.2023).

30. Concerning unfair business-to-consumer commercial practices in the internal market : Guidance on the interpretation and application of Directive 2005/29/EC of the European Parliament and of the Council. URL: https://eur-lex.europa.eu/le­gal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52021XC1229%2805%29&qid=1640961745514 (дата обращения: 16.01.2023).

31. VAT and overseas goods sold to customers in the UK using online marketplaces : Guidance. 2022. URL: https://www.gov.uk/guidance/vat-and-overseas-goods-sold-to-customers-in-the-uk-using-online-marketpl... (дата обращения: 18.01.2023).

32. The Network and Information Systems Regulations 2018 : UK Statutory Instruments. URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2018/506 (дата обращения: 09.05.2023).

33. European Union (Withdrawal) Act 2018 // UK Public General Acts. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2018/16/contents (дата обращения: 09.05.2023).

34. Scarcella L. E-commerce and effective VAT/GST enforcement: Can online platforms play a valuable role? // Computer Law & Security Review. 2020. Vol. 36. P. 1—14. https://doi.org/10.1016/j.clsr.2019.105371.

35. Беликова К. М. Исследование влияния созданных в условиях сетевой экономики цифровых платформ (маркетплейсов) на потребительские рынки и положения конкурентного права // Юридические исследования. 2021. № 6. doi: 10.25136/2409-7136.2021.6.35784.

36. State Farm Fire & Cas. Co. v. Amazon.com Servs., Inc. № 008550/2019. 8 Dec. 2020. Supreme Court of the State of New York // New York State Law Reporting Bureau. URL: https://www.nycourts.gov/REPORTER/3dseries/2020/2020_20326.htm (дата обращения: 09.05.2023).