Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Процедурные тексты в формировании и оценке функциональной грамотности в начальной школе

Страницы / Pages
116-123

Аннотация

Рассматриваются возможности использования процедурных текстов для формирования и оценки функциональной грамотности младших школьников на материале независимой оценки результатов начального общего образования в рамках проекта «Кластер качества ПГГПУ». Используются метод компаративного анализа российских и зарубежных научных источников, принцип единства исторического и логического. Методологическими основаниями исследования выступают понятия «зона актуального развития», «зона ближайшего развития», «независимая оценка», «деятельностный подход», «метапредметная координация». В результате классифицированы тексты для формирования и оценки функциональной грамотности: пояснительные и процедурные, сплошные и несплошные. Обозначена структура процедурного текста. По итогам независимой оценки функциональной грамотности описаны основные затруднения, возникающие в работе младших школьников с подобными текстами. Отмечена необходимость соответствующей подготовки учителей начальных классов.

Abstract

The article analyses the possibilities of using procedural texts for the formation and assessment of the functional literacy of elementary school students on the basis of an independent assessment of the results of primary education within the framework of the PSHPU Quality Cluster project. This study relies on the method of comparative analysis of Russian and foreign scientific sources, the principle of unity of historical and logical. The methodological foundations of the research are the concepts of “zone of actual development”, “zone of proximal development”, “independent assessment”, “activity approach”, “meta-subject coordination”. Finally, the texts for the development and assessment of functional literacy were classified: explanatory and procedural, continuous and non-continuous, the structure of the procedural text was identified. An independent assessment of functional literacy resulted in the description of the main difficulties that arise when primary school students work with similar texts. The author notes the need for appropriate training of primary school teachers.

Список литературы

1. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13—33.

2. Безукладников К. Э., Готлиб Д. Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 106—117.

3. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Ф., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя. М., 2018.

4. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.

5. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А. и др. Проблемы оценки и формирования функциональной читательской грамотности учеников основной школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 2 (70). С. 155—180.

6. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 66—71.

7. Егоров К. Б., Захарова В. А. Внешняя оценка в управлении образовательной организацией // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 2. С. 94—110.

8. Крузе Б. А., Безукладников К. Э., Вертьянова А. А. Условия развития функциональной грамотности: Пушкин-центр как плацдарм для экспансии русского языка в ближнем и дальнем зарубежье // Язык и культура. 2021. № 53. С. 190—216.

9. Кузнецова М. И. Международное сравнительное исследование PIRLS: возможности использования результатов для совершенствования читательской грамотности российских младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 18—28.

10. Математическая энциклопедия // Академик.ру. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_mathematics (дата обращения: 18.02.2022).

11. Письмо Министерства просвещения России от 14.12.2021 г. № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию (“Ядро высшего педагогического образования”)»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Словарь бизнес-терминов // Академик.ру. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10951 (дата обращения: 18.02.2022).

13. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников : монография / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина [и др.] ; науч. ред. К. Э. Безукладников, В. А. Захарова ; под общ. ред. М. А. Худяковой. Пермь, 2021.

14. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 2007.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

18. Cencelj Z., Kordigel Aberšek M., Aberšek B., Flogie A. Role and meaning of functional science, technological and engineering literacy in problem-based learning // Journal of Baltic Science Education. 2019. Vol. 18, № 1. Р. 132—146.

19. Khudyakova M. A., Vlasova I. N., Selkina L. V. et al. Basics of forming the functional literacy of schoolchildren // Revista Tempos E Espaços Em Educação. 2021. № 14 (33), e16757. doi: https://doi.org/10.20952/revtee.v14i33.16757.

20. O’Donnell A. M., Dansereau D. F., Rocklin Th. et al. Promoting functional literacy through cooperative learning // Journal of Reading Behavior. 1988. Vol. 20. № 4. Р. 339—356.