Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Неожиданный некто в нобелевской истории

Страницы / Pages
58-71

Аннотация

Основной интенцией статьи является доказательство того, что уникальная стилистика творческой индивидуальности Петера Хандке отражает его особенное жизнесберегающее НЕКТО, сопротивляющееся в своей Негативной диалектике диктатуре другого губительного НЕКТО, задающей «ложное движение». В примечательной симметрии к постструктуралистским теориям о «тоталитаризме языка» Хандке переживает в своей собственной вербализуемой экзистенции губительную силу НЕКТО этого тоталитаризма, стремясь освободиться от нее в своеобразном поэтологическом сопротивлении диктатуре тех дискурсивных практик западного мира, которые ведут к «смерти субъекта» (Фуко). После опубликования в 1996 г. в «Süddeutsche Zeitung» очерков Хандке о Югославии, в которых он выступил в поддержку сербов, он стал persona non grata не только в Косово и Сараево, но и в среде интеллектуальной элиты Запада. Поэтому присуждение ему Нобелевской премии оказалось для него полной неожиданностью и вызвало яростный протест со стороны ведущих медиагигантов мира. Один из выводов статьи, основанный на герменевтическом исследовании произведений Хандке, отражает убеждение, что уникальность творческой феноменологии Хандке заключается в его попытке вырваться из губящей гравитации языка-киллера НЕКТО в усилии по его деконструкции в поисках исходной праструктуры для обретения того Иного, в котором еще есть К­то-то Другой с его Иным «Я-Языком». Поэтологическая эволюция, или даже революция, Хандке вполне соответствует в своей сути не только постструктуралистским попыткам «спасения языка», например в трансгрессии Фуко, но и библейскому предупреждению о том, что «и смерть и жизнь — во власти языка» (Прит. 18: 21). Инновационный потенциал предлагаемой работы заключен в попытке герменевтического проникновения в феноменологический эйдос Хандке на основе символико-диалектического метода с убеждением, что феномен Хандке есть живая антитеза постструктуралистской теории о «смерти автора» и что бытие все еще «прорывается» в художественный нарратив современной культуры. Актуальность же работы обусловлена не только научно-литературоведческой и лингвокультурологической уникальностью Хандке, но и тем, что его творчество есть живое доказательство связи между познавательным потенциалом искусства и политикой.

Abstract

The main intention of the article is to prove that the unique style of Handke’s creative individuality reflects his special life-saving SOMEONE, who resists in his negative dialectic the dictatorship of another pernicious SOMEONE who sets the false movement. In a remarkable symmetry to post-structuralist theories about the “totalitarianism of language”, Handke experiences in his own verbalized existence the pernicious power of some of this totalitarianism, seeking to free himself from it in a kind of poetic resistance to the dictatorship of those discursive practices of the Western world that lead to the “death of the subject” (Foucault). After Handke’s essays on Yugoslavia had been published in the Sueddeutsche Zeitung in 1996, where he supported the Serbs, he became persona non grata not only in Kosovo and Sarajevo, but also among the intellectual elite of the West. Therefore, the Nobel Prize came as a complete surprise for the author and sparked a furious protest from the world’s leading media giants. One of the conclusions of the article, based on a hermeneutic study of Handke’s works, reflects the author’s conviction that the great uniqueness of Handke’s creative phenomenology lies in his attempt to break out of the destructive gravity of some killer language in an effort to deconstruct it in search of the original proto-structure for the acquisition of the Other, in which there is still Someone Else with his Other “Me-Language”. Handke’s poetic evolution, or even revolution, is in keeping with not only post-structuralist attempts to “save the language”, such as in Foucault’s transgression, but also with the biblical warning that “Life and death are in the power of the tongue” (Proverbs 18: 21). The innovative potential of this work lies in the attempt of hermeneutic penetration into the phenomenological eidos of Handke on the basis of the symbolic and at the same time dialectical method supposing that the Phenomenon of Handke is the living antithesis of the post-structuralist theory of the “death of the author” and that being is still “breaking through” into the narrative of modern culture. The work is relevant due to the scientific, literary and linguistic and cultural uniqueness of Handke, as well as the fact that it is a living proof of the connection between the cognitive potential of art and politics.

Список литературы

1. Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003.

2. Атанесян Г. Петер Хандке — гений или монстр? Нобелевский лауреат и тень Милошевича. URL: https://www.bbc.com/russian/features-50815748 (дата обращения: 11.01.2022).

3. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004.

4. Белобратов А. В. Кафка и мимесис: к проблеме архетекстуальности в романе «Процесс» // Русская германистика: ежегодник Российского союза германистов. Т. 5 : Типология текстов Нового времени. М., 2009. С. 109—120.

5. Бобков И. М. Кристева Юлия // Новейший философский словарь. Постмодернизм. Минск, 2007. С. 245—248.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

7. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

8. Женетт Ж. Фигуры : в 2 т. Т. 2. М., 1998.

9. Затонский Д. Художественный мир Петера Хандке // Хандке П. Повести. М., 1980. С. 5—19.

10. Котелевская В. В. К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р. М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 96—108.

11. Красавченко Т. Н. Объективный коррелят // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996. С. 92—94.

12. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953—1954). М., 1998.

13. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

14. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А. Ф. Бытие — имя — космос. М., 1993. С. 61—612.

15. Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Бытие — имя — космос. М., 1993. С. 613—801.

16. Марданова З. А. «Медлительность» versus «ложное движение»: Творчество Петера Хандке 70-х годов. Владикавказ, 2005.

17. Михайлов А. В. Обратный перевод. М., 2000.

18. Пестерев В. А. Двуприродность романа Петера Хандке «Дон Жуан»: границы «эссеистического» и «поэтического» // Русская германистика: ежегодник Российского союза германистов. Т. 6 : Граница в языке, литературе и науке. М., 2009. С. 187—196.

19. Пронин В. А. Австрийский нобель // Наука и школа. 2021. № 3. С. 44—50.

20. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

21. Рэнсом «Новая критика» // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. М., 1987. С. 177—193.

22. Соколова Е. В. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2019 г. Петер Хандке в зеркале немецкой прессы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2020. № 4. С. 198—208.

23. Соколова Е. В. Осцилляция образа. СМИ и В. Г. Зебальд о писателе П. Хандке // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 3 (43). С. 119— 143.

24. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 314—356.

25. Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // Логос. Вып. 1. М., 1991. С. 37—47.

26. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

27. Хандке П. Некоторые альтернативы в косвенной речи. Стихотворение со скрытой угрозой // Золотое сечение. Австрийская поэзия XIX—XX вв. М., 1988. С. 538—543.

28. Хандке П. Короткое письмо к долгому прощанию // Хандке П. Повести. М., 1980. С. 99—227.

29. Хандке П. Второй меч. М., 2021.

30. Adorno Th. W. Kulturkritik und Gesellschaft // Adorno Th. W. Gesammelte Schriften. Frankfurt ; Darmstadt, 1997. Bd. 10/1 : Kulturkritik und Gesellschaft I. S. 11—30.

31. Handke P. Don Juan. Frankfurt a/M., 2004.

32. Konstantinovic Z. Archetext — Intertext — Kontext: Paradigma einer supranationalen Literaturforschung // Germanistik und Komparatistik : DFG-Symposion 1993. Stuttgart ; Weimar, 1995. S. 556—570.

33. Peter Handke // Kindlers Neues Literatur Lexikon / hrsg. von W. Jens. München, 1998. Bd. 7. S. 247—263.