Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

К проблеме трансформации жанрового ре­пертуара российского арт-медиадискурса

Страницы / Pages
31-42

Аннотация

Рассматривается трансформация современного российского арт-медиадискурса, проявляющаяся в изменении жанрово-речевой презента­ции такой институциональной характеристики, как оценочность. По­казано, что современный арт-медиадискурс нацелен не столько на трансляцию оценки художественного произведения, сколько на включе­ние адресата в многоэтапный процесс оценивания и навязывание его ре­зультатов. На установочном этапе процесса оценивания художествен­ного произведения в медиапространстве массовая аудитория знакомит­ся с произведением, формируется базовая оценка, выделяются ориги­нальные характеристики. На втором этапе осуществляется контек­стуальная актуализация с помощью дополнительных инфоповодов, поз­воляющих расширить первичное оценочное суждение авторитетными мнениями, внести необходимые оттенки, коннотации. На третьем этапе сформированный оценочный стереотип используется для созда­ния новых оценочных суждений относительно других произведений ис­кусства. Каждому этапу соответствует определенный репертуар рече­вых жанров. На материале литературно-критических публикаций, представленных в специализированных и общественно-политических интернет-СМИ, печатных периодических изданиях, вышедших в теле- и радиоэфире, были выявлены и определены основные жанровые модели, функционирующие в современной арт-журналистике. Установлено, что традиционный репертуар жанровых моделей сегодня расширяется за счет использования жанровой системы пиар-коммуникации, их ком­позиционно-речевая форма трансформируется — стереотипизируется и демократизируется.

Abstract

The article is devoted to the transformation of contemporary Russian art-media discourse, manifested in a change in the genre-speech presentation of such an institutional characteristic as evaluative. Authors believe that the modern art-media discourse is aimed at broadcasting the evaluation of art­works and at including the addressee in the multistage evaluation process and imposing its results. The inception stage of assessment acquaints the audience with the work, forms a basic evaluation, and highlights the original character­istics. Then, contextual updating is carried out additionally expanding the original value judgment by authoritative opinions, to introduce the necessary connotations. At the third stage, the formed value stereotype is used to create new value judgments regarding other artworks. Each stage corresponds to a specific repertoire of speech genres. The main genre models that function in modern art journalism were identified using literary criticism as an example.

Список литературы

1. Анненкова И. В. Современная медиакартина мира: неориторическая мо­дель. (Лингвофилософский аспект) : дис. … д-ра филол. наук. М., 2012.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М., 1986.

3. Гаранина Н. С. Стиль русской театральной критики : учебно-методическое пособие. М., 1970.

4. Арт-журналистика в современном медиапространстве / под ред. Е. С. До­ро­щук. Казань, 2016.

5. Журналистика сферы досуга : учебное пособие / ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012.

6. Кадырова С. В., Немцева Е. А., Тульчинский Г. Л. Self-management в сфере культуры и искусства. СПб., 2013.

7. Медиатекст и культура / ред. Т. П. Карпилович. Минск, 2015.

8. Клушина Н. И. От стиля к дискурсу — новый поворот в лингвистике // Язык, коммуникация и социальная среда. 2011. № 9. С. 26—33.

9. Самсонова А. А. Речевая репрезентация оценивания произведения искус­ства в журналистских текстах : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2018.

10. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуаль­ность, интердискурсивность. М., 2009.

11. Zinsser W. On Writing Well. The Classic Guide to Writing Nonfiction. N. Y., 2016.

12. Александров Н. Книжечки // Эхо Москвы. 28.09.2018. URL: https://echo. msk.ru/programs/books/2286400-echo/ (дата обращения: 17.02.2020).

13. Аристархова Л. Писатель Евгений Водолазкин стал лауреатом Литера­турной премии Александра Солженицына // Телеканал «Россия-Культура». Эфир 18.04.2019. URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/343894/ (дата обращения: 15.02.2020).

14. Басинский П. Тропики ее мечты // Российская газета. 2019. № 22 (7780). С. 12.

15. Бугулова И. Книга Маргариты Симоньян «Черные глаза» бьет рекорды продаж // Российская газета. 2020. № 2 (8056). С. 9.

16. Коробкова Е. Вадим Левенталь: «Наш литературный процесс напоминает прес­ный супчик в городской больничке. Невкусно, пресно, без перца и соли» // Комсомольская правда. 25.02.2019. URL: https://www.kp.ru/daily/26946.5/399 7927/ (дата обращения: 15.02.2020).

17. Котенко В. Хроники жизни // Прочтение. 25.09.2018. URL: https:// prochtenie.org/reviews/29544 (дата обращения: 17.02.2020).

18. Панина В. Водолазкин представил новый роман «Брисбен» // Российская газета. 07.12.2018. URL: https://rg.ru/2018/12/07/vodolazkin-predstavil-novyj- roman-brisben.html (дата обращения: 17.02.2020).

19. Романова Е. Стали известны итоги народного голосования премии «Большая книга» // Санкт-Петербургский дневник. 03.12.2019. URL: https:// spbdnevnik.ru/news/2019-12-03/stali-izvestny-itogi-narodnogo-golosovaniya-pre mii-bolshaya-kniga (дата обращения: 17.02.2020).

20. ТАСС. Водолазкин и Яхина стали финалистами литературной премии «Большая книга». 05.06.2019. URL: https://tass.ru/kultura/6511356 (дата обраще­ния: 15.02.2020).

21. Фочкин О. Чем дальше, тем драматичнее: топ-5 детективов, заслужива­ющих внимания // Вечерняя Москва. 23.01.2020. URL: https://vm.ru/literature/ 776015-chem-dalshe-tem-dramatichnee-top-5-detektivov-zasluzhivayushih-vnimaniya (дата обращения: 17.02.2020).