Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Художественный образ языка в поэзии Пауля Целана

Страницы / Pages
73-82

Аннотация

Представлено когнитивно-дискурсивное исследование способов со­здания образа языка в художественном тексте, включающее в себя се­мантический, концептуальный и интерпретационный анализ. Особое внимание уделяется как лингвистическим факторам, повлиявшим на создание метаязыковых высказываний, в частности словообразователь­ному потенциалу немецкого языка (неологизации), так и экстралингви­стическому контексту, знание которого позволяет интерпретировать значения лексических единиц как когнитивных явлений. Описаны ос­новные техники концептуализации, а именно номинация, предикация (выделение основных дефиниционных признаков концепта, актуализи­рованных в высказывании) и образно-дескриптивные отображения (он­тологические когнитивные метафоры). Как показало исследование, комплексное применение вышеназванных инструментов обогащает ин­терпретационное поле существующего концепта и может служить ба­зой для возникновения нового. Теоретические положения проиллюстри­рованы примерами из немецких текстов П. Целана, многие из которых не были ранее переведены на русский язык. Сделан вывод о том, что в авторском художественном образе языка превалируют прямая номина­ция, основанная на метафорическом отображении и языковой игре, не­определенная и субъективная предикация, а также интертекстуальные символические репрезентации.

Список литературы

1. Антология концептов : в 2 т. / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Волгоград, 2005. Т. 1.

2. Белявская Е. Г. Компонентный анализ vs концептуальный анализ // Вест­ник Московского государственного лингвистического университета. 2008. № 554. С. 140—146.

3. Бразговская Е. Е. Референция и отображение: (от философии языка к фи­лософии текста) : монография. Пермь, 2006.

4. Бразговская Е. Е. Язык как персонаж: художественная философия языка Чеслава Милоша // Филолог : [интернет-журнал]. 2009. Вып. 8. URL: http:// philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_8_10 (дата обращения: 17.11.2020).

5. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существова­ния. М., 1996.

6. Кубрякова Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова ПА­МЯТЬ // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 85—91.

7. Нестеров А. В. Мосты Пауля Целана // Омилия: междунар. лит. клуб : [сайт]. URL: https://omiliya.org/article/mosty-paulya-tselana-anton-nesterov.html (дата обращения: 17.11.2020).

8. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат // Язык и национальное сознание: вопросы теории и методологии : монография. Воронеж, 2002. С. 6—25.

9. Седакова О. А. О слове. Звук и смысл // Ольга Седакова : [персональный сайт]. URL: http://www.olgasedakova.com/Poetica/1081/search (дата обраще­ния: 17.11.2020).

10. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2004.

11. Bojanic P. Paul Celan. On the Impossibility of Testimony: «Ort Meiner Eigenen Herkunft» // Philosophy and Society. 2018. Vol. 29, № 4. P. 471—646.

12. Achenbach B. Prosa zu Paul Celans Lichtenberg-Gedicht // Lichtenberg-Jahrbuch. 2007. S. 170—176. URL: https://tuprints.ulb.tu-darmstadt.de/3230/13/Sammel mappe13.pdf (дата обращения: 17.11.2020).

13. Celan P. Atemwende. Berlin, 1967.

14. Celan P. Breathturn. Los Angeles, 1995.

15. Celan P., Wiedemann B. Die Gedichte: kommentierte Gesamtausgabe in einem Band. Berlin, 2003.

16. Celan P. Lichtzwang. Berlin, 1970.

17. Celan P. Gesammelte Werke : in 5 Bdn. Berlin, 1983. Bd. 1.

18. Celan P. Und mit dem Buch aus Tarussa // Lyric-Line : [сайт]. URL: https://www.lyrikline.org/de/gedichte/und-mit-dem-buch-aus-tarussa-163 (дата обращения: 17.11.2020).

19. Gunther М. Interpretation: Sprachgitter // Zivilschein. URL: https://zivil schein.wordpress.com/2014/09/15/interpretation-sprachgitter (дата обращения: 17.11.2020).

20. Kantas B. The Illusion of Immediacy. Medial Aspects of Paul Celan’s Poetry. URL: http://real.mtak.hu/30660/(дата обращения: 17.11.2020).

21. Lakoff G. The contemporary Theory of Metaphor / Metaphor and Thought. 2nd ed. Cambridge, 1993.

22. Perloff M. «Sound Scraps, Vision Scraps»: Paul Celan’s Poetic Practice // Reading for Form / eds. S. J. Wolfson, M. Brown. Seattle, 2006. P. 177—202.

23. Widgen W. Enigmatic meaning construction in Paul Celan’s poetry and some evolutionary and cognitive outlooks. URL: http://www.fb10.unibremen.de/home pages/wildgen/pdf/EnigmaticmeaningconstructioninPaulCelanspoetry.pdf (дата обращения: 17.11.2020).