Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Тема старообрядчества в творчестве Александра Куприна: дискуссионные проблемы и перспективы изучения

Страницы / Pages
61-73

Аннотация

Исследуются истоки старообрядческих образов в творчестве А. И. Куп­рина, а также их влияние на сюжетику его произведений. Вы­двигается гипо­теза о значительном влиянии Л. Н. Толстого и А. П. Че­хова на формирование автор­ского представления о старолюбцах. Обос­но­вывается тезис о решающем зна­чении укоренившихся в народе сте­рео­типов для восприятия Куприным рус­ских староверцев. Особенно под­черкивается неразрывность представлений автора о расколе с та­кими значитель­ными факторами общественной жиз­ни России начала XX в., как пред­принимательство и революция.

Abstract

This article clarifies the significance of the phenomenon of Old Belief in the artistic heritage of A. Kuprin. The sources of Old Believer images in the writer's work, as well as their influence on the plot of his works, are investigated. A hypothesis is put forward about the significant influence of L. Tolstoy and A. Chekhov on the formation of the author's idea of old-timers. The thesis of the crucial importance of stereotypes ingrained in the people for the perception of Russian Old Believers by Kuprin is substantiated. Particularly emphasized is the inextricability of the author’s ideas about a “split” with such significant factors in the social life of Russia at the beginning of the 20th century. like entrepreneurship and revolution.

Список литературы

1. Афанасьев В. Н. Куприн. Критико-биографический очерк. М., 1960. URL: http://gramma.ru/BIB/?id=3.8 (дата обращения: 20.04.2020).
2. Бытко С. С. Владельческие записи старообрядческих сборников как ис­точник мировоззрения староверов конца XIX в. // Религия в ис­тории народов России и Центральной Азии : матер. II Междуна­р. науч. конф. Барнаул, 2014. С. 219—223.
3. Бытко С. С. Новые сведения о восприятии старообрядцев в рос­сийской литературе (по сочинениям классиков второй половины XIX в.) // Тюменский исторический сборник. Тюмень, 2015. Вып. 17. С. 325—336.
4. Бытко С. С. Новые сведения о восприятии старообрядцев творче­ской об­щественностью во второй половине XIX в. // Никоновские чте­ния : сб. ст. по матер. Междунар. культурологического форума : в 2 т. Чебоксары, 2016. Т. 1. С. 42—49.
5. Галкина Е. В. Политико-религиозные и экономические причины пересе­ления пуритан в Северную Америку // Общество: политика, экономика, пра­во. 2016. № 7. С. 15—19.
6. Гладышева С. Н. Октябрьская революция 1917 года в публицистике А. И. Куприна периода эмиграции // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : матер. Всерос. науч.-практ. конф. с меж­дунар. участием. Ека­теринбург, 2017. С. 167—169.
7. Гладышева С. Н. Особенности публицистики А. И. Куприна хель­синского периода эмиграции (1919—1920) // Вестник Воронежского гос. ун-та. Сер.: Фи­лология. Журналистика. 2014. № 4. С. 93—97.
8. Доклад митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима об от­мене клятв на старые обряды // Документы поместного собора Русской право­славной церкви 1971 года. URL: http://www.edinoverie.com/img/18E.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
9. Дутчак Е. Е. Конфессионально-экономическая природа старооб­ряд­чес­кой «пустыни» // Былые годы. Российский исторический жур­нал. 2014. № 1 (31). С. 38—42.
10. Кулешова Е. А. Религиозно-нравственный аспект в изображении купца сибирскими писателями конца XVIII — начала XX в. // Вестник Томского госу­дарственного университета. Культурология и искусство­ведение. 2013. № 4 (12). С. 193—201.
11. Куприн А. И. Полн. собр. соч. : в 10 т. М., 2006—2007.
12. Милёхина Т. А. Образ предпринимателя в русской словесности // Вест­ник Оренбургского гос. ун-та. 2005. № 11. С. 108—114.
13. Михеева А. А. Богослужебное пение в системе самоидентифика­ции ста­рообрядцев // Вестник Екатеринбургской духовной семина­рии. 2019. № 4 (28). С. 312—323.
14. Научная библиотека Томского государственного университета. В-27066. История об отцах и страдальцах соловецких. [Б. м., конец XIX в.].
15. Ореханов Ю. Л. Восприятие конфликта между Русской православ­ной церковью и Л. Н. Толстым современниками писателя в России // Вестник Вят­ского гос. ун-та. 2011. № 2 (1). С. 30—38.
16. Отчет священника о своей деятельности в раскольническом при­ходе // Тобольские епархиальные ведомости. 1887. № 7—8. С. 149—156.
17. Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: обще­российский контекст и региональная специфика. Екатеринбург, 2016.
18. Пругавин А. С. Запросы и проявления умственной жизни в раско­ле // Русская мысль. 1884. Кн. 1. С. 161—198.
19. Родина В. В. Образ торгово-промышленного сословия в русской литера­туре // Известия Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та. 2016. № 6. С 105—115.
20. Современное состояние раскола в Тобольской епархии // Тоболь­ские епархиальные ведомости. 1883. 23—24. С. 481—499.
21. Сузрюкова Е. Л. Анафема в рассказах А. И. Куприна и В. А. Ни­кифорова-Волгина «Торжество православия» // Культура и текст. 2017. № 4 (31). С. 166—176.
22. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. М., 1928—1958.
23. Трофимова Т. Б. Достоевский в публицистике А. И. Куприна в 1919—1920-х гг. // Достоевский: материалы и исследования. СПб., 2010. Т. 19. С. 346—351.
24. Урушев Д. А. Староверы на Парнасе // Русский мир. 2015. [№ 3]. Март. С. 58—61.