Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья вторая

Страницы / Pages
71-80

Аннотация

Сопоставительное рассмотрение двух авторских версий сюжета об Орфее и Эвридике — рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975) и «Хипхоперы: Орфей & Эвридика» (2018) — показывает, как в произве­дениях современной массовой культуры происходит реактуализация и деконструкция античного мифологического претекста, который ста­новится основой для эстетической легитимации рок- и рэп-текстов и включения их в «большой» культурный контекст. Исследуются формы репрезентации двойственной семантики Орфея как архетипического образа поэта и музыканта, мотивные комплексы соблазнения / совраще­ния и продажи души. Устанавливается, что миф, воспринимаемый как единый источник смыслов и сюжетов, дает музыкально-поэтической культуре ХХ и начала ХХI в. возможность эксплуатировать глубинные уровни мифологической метасистемы и на их основании выстраивать новые культурные мифологии, преломляя традиционные модели мифо­мышления сквозь призму актуальных социокультурных контекстов.

Abstract

A comparison of two original versions of the legend of Orpheus and Eu­rydice, the rock opera Orpheus and Eurydice (1975) and A Hip-Hopera: Orpheus & Eurydice (2018), shows how contemporary mass culture revives and deconstructs the ancient mythological pre-text, which lays a foundation for aesthetic legitimation of rock and hip-hop lyrics and their inclusion in a greater cultural context. The study explores the forms of representation of Or­pheus’s dual semantics as the archetypical poet and musician as well as of the general motifs of temptation/seduction and selling one’s soul. It is established that, perceived as a single source of meanings and plots, the myth encourages the musical and poetical culture of the 20th/early 21st centuries to exploit deep­er levels of the mythological metasystem and to build new cultural mytholo­gies. Contemporary artists transform the traditional models of mythical think­ing, having placed them into current sociocultural contexts.

Список литературы

1. Бабенко Н. Г. Причины и следствия семантической девальвации слов пафос и пафосный в современной русской речи // Слово.ру: балтийский акцент. 2014. № 1. С. 7—15.
2. Димитрин Ю. Орфей и Эвридика: либретто рок-оперы в двух частях. СПб., 1975—1999. URL: http://www.ceo.spb.ru/libretto/reality/musicl/orpheus_ euridice.shtml (дата обращения: 05.02.2020).
3. Лотман Ю. М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи : в 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 345—355.
4. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура // Лотман Ю. М. Избр. статьи : в 3 т. Таллинн, 1991. Т. 1. С. 58—75.
5. Мифы народов мира : энциклопедия. М., 2008.
6. Цвигун Т. В., Черняков А. Н. Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья первая // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2019. № 4. С. 72—92.
7. Эпштейн М. Н. Поэзия и сверхпоэзия: О многообразии творческих миров. СПб., 2016.
8. Noize MC. Хипхопера «Орфей и Эвридика» (тексты песен). URL: https://vk.com/@noizemcne2da-noize-mc-hiphopera-orfei-i-evridika-2018 (дата обра­щения: 05.02.2020).
9. Kirsch A. How Ya Like Me Now // Poetry. February, 2011. URL: https:// www.poetryfoundation.org/poetrymagazine/articles/69644/how-ya-like-me-now (дата обращения: 05.02.2020).
10. Mattix M. Is Rap Poetry? // The American Conservative. July 1, 2014. URL: https://www.theamericanconservative.com/prufrock/is-rap-poetry/ (дата обра­щения: 05.02.2020).