Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью

Специфические способы истолкования библеизмов рай и ад в составе заглавных единиц афористических определений

Страницы / Pages
32-42

Аннотация

Работа посвящена описанию способов толкования лексем рай и ад в афориз­мах, построенных как определение и по структуре похожих на словарную статью. Установлено, что в указанных дефинициях используются не только основные, тради­ционно выделяемые способы истолкования слов, но и специфические, в частности ас­социативный, антонимически-отличительный, повторительно-отличительный и формально-сигнальный способы. При ассоциативном способе истолкования лексемы рай и ад характеризуются на основе метафорического сближения и метонимиче­ской смежности; при антонимически-отличительном способе лексемы получают толкова­ния одна через другую, с дальнейшим указанием отличительных признаков; повтори­тельно-отличительный способ предполагает образное утверждение, включа­ющее то же самое слово с последующим дополнительным пояснением; при формально-сигнальном способе в афористических дефинициях дается характеристика не библей­ского пространственного объекта, а самих лексем рай и ад в объективной реальности как элементов этой реальности.

Abstract

This paper describes ways to interpret the lexemes paradise and hell in definition-like aphorisms resembling a dictionary entry. These definitions use both traditional universal ways to interprets words and specific ones, in particular, association, antonymy-based dis­tinction, repetition-based distinction, and formal signalling. When association is invoked, the lexemes paradise and hell are interpreted based on metaphorical convergence and met­onymic adjacency. Antonymy-based distinction means that the two lexemes are defined by each other, with their individual characteristics indicated later. Repetition-based distinc­tion relies on a figurative statement that repeatedly uses the same word followed by an ex­planation. Formal signalling defines the lexemes ‘paradise’ and ‘hell’ as elements of objec­tive reality rather than as biblical spatial objects.

Список литературы

1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Лексическая семантика. Синонимиче­ские средства языка : в 2 т. Т. 1. М., 1995.

2. Арбатский Д. И. Толкования значений слов. Семантические определения. Ижевск, 1977.

3. Арбатский Д. И. Основные способы толкования значений слов // Русский язык в школе. 1970. № 3. С. 26—31.

4. Артамонова Т. Г. Образы ада и рая в философских произведениях Марка Твена // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, № 6. С. 75—79.

5. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

6. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д, 2010.

7. Гершанова А. Ф. Фрактальная природа лингвокультурных концептов «рай» и «ад» // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в со­временном мире. 2017. № 3—4. С. 80—87.

8. Дубичинский В. В. Лексикография русского языка. М., 2008.

9. Иванов Е. Е. Лингвистика афоризма. Могилев, 2016. URL: http://libr.msu. by/bitstream/123456789/363/1/99m.pdf (дата обращения: 27.10.2019).

10. Канакина Г. И. Афористика М. Ю. Лермонтова: тематическое разнообра­зие и языковые особенности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 38—40.

11. Карташова Е. П. Афористика новаторской прозы В. В. Розанова // Вест­ник Марийского государственного университета. 2016. № 3 (23). С. 85—88.

12. Королькова А. В. Русская афористика в контексте фразеологии : дис. ... д-ра филол. наук. Смоленск, 2005.

13. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 2010.

14. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1984.

15. Мильков В. В. Древнерусские представления об ином мире // Россия XXI. 2015. № 5. С. 64—91.

16. Мощанская О. Л. Оппозиция «рай» — «ад» в художественном восприятии англосаксов и древних русичей // Религиоведение. 2013. № 2. С. 170—177.

17. Паринова А. С. Мифологема ада и рая в современной литературе // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Жур­налистика. 2018. № 2. С. 39—43.

18. Паринова А. С. Мотивный комплекс рая в русской литературе под влия­нием поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай» // Ученые записки Новгород­ского государственного университета. 2019. № 2 (20). С. 13.

19. Путилина Л. В., Ахвледиани О. Г. Концепты «ад» и «рай» в русском и ан­глийском интернет-анекдоте // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 3 (24). С. 13—16.

20. Рейн Е. Рай и ад в мировой поэзии // Вопросы литературы. 2001. № 3. С. 304—312.

21. Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989.

22. Сычева Е. Н. «Человеческая» афористика в поэтической онтологии Ф. И. Тютчева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 3. С. 119—124.

23. Твердохлеб О. Г. Полиптотон, образованный именами существительными, в афоризмах и парадоксальных определениях // Вестник славянских культур. Т. 41, № 3. С. 150—156.

24. Уфимцева A. A. Лексическое значение: Принцип семиологического опи­сания лексики. М., 1986.

25. Федоренко Н. Т., Сокольская Л. И. Афористика. М., 1990.

26. Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Андреева [и др.]. М., 2004.