Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Потенциал образовательного процесса университетского колледжа в формировании культуры безопасности жизнедеятельности

DOI
10.5922/pikbfu-2024-2-11
Страницы / Pages
126-138

Аннотация

Представлены результаты исследований потенциала образовательного процесса в Университетском колледже БФУ им. И. Канта. Проанализированы понятия «потенциал», «социум» и «потенциал образовательного процесса», разработана модель образовательного потенциала и проанализированы требования Федерального государственного стандарта в области формирования у обучающихся по техническим специальностям общих и профессиональных компетенций в рамках изучения дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Раскрыты и проанализированы формы проведения учебных и внеучебных мероприятий, определены главные ориентиры в структуре образовательного потенциала и выделены три его компонента: организационный, содержательный и методический.

Abstract

This article presents research findings on the potential of the educational process at a University college. It analyses the concepts of ‘potential’, ‘society’, and ‘potential of the educational process’. A model of educational potential is proposed and the requirements of the federal state standard for general and professional competencies within the disciplines Fundamentals of Life Safety and Life Safety in students of technology is examined. The study uncovers and examines forms of educational and extracurricular activities, delineates the principles behind the structure of educational potential and identifies three components of this potential: organisational, substantive and methodological.

Список литературы

1. Божинская Т. Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании : автореф. дис. … канд. филос. наук. Краснодар, 2010.

2. Большая советская энциклопедия : в 30 т. 3-е изд. М., 1970. Т. 20.

3. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. ; СПб., 1993.

4. Гафнер В. В. Культура безопасности: Аналитический обзор диссертационных исследований. Екатеринбург, 2013.

5. Горина Л. Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма : дис. … д-ра пед. наук. Тольятти, 2002.

6. Каган М. С. Философия культуры : учеб. пособие для вузов. М., 2023.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. ; Ростов н/Д, 2005.

8. Косынкина С. Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006.

9. Кривова М. А., Сорокина Л. В. Обучение дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в профессиональном образовании // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов : сб. тр. 6-го междунар. экологического конгресса (8-й междунар. науч.-техн. конф.). Т. 3. Самара ; Тольятти, 2017. С. 76—80.

10. Леонов В. В., Шабанова М. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в системе основного общего образования (5—7 классы) // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2023. № 1. С. 110—120.

11. Масленникова В. Ш. Педагогика безопасности как теория обеспечения безопасности личности в образовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 48—52.

12. Митрахович В. А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 16—20.

13. Михайлов А. А. Методическая система подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности») в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2019.

14. Набиев В. Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе // Крымский научный вестник. 2015. № 5-2 (5). С. 3—17.

15. Назарова Н. П. Становление культуры безопасности жизнедеятельности у бакалавров направления «техносферная безопасность» // Профессиональные коммуникации в научной среде — фактор обеспечения качества исследований : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Альметьевск, 2017. С. 42—46.

16. Никитин М. В. Развитие профессионального потенциала мастеров производственного обучения в условиях крупного колледжа — образовательного комплекса: выводы и рекомендации // Среднее профессиональное образование. 2022. № 1 (317). С. 6—13.

17. Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах : приказ министра обороны Российской Федерации и министра образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. № 96/134. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=154050 (дата обращения: 12.11.2023).

18. Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность : приказ министра образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. № 276. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=383379 (дата обращения: 12.11.2023).

19. Полупан К. Л. Особенности и этапы проектирования образовательных программ в вузе (практический аспект) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 11. С. 49—59.

20. Романова М. А. Потенциал как научное понятие // Инновации в образовании. 2011. № 2. С. 113—125.

21. Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей : приказ министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.01.2022 г. № 36. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=414162 (дата обращения: 14.12.2023).

22. Сорокина Л. В. Формирование компетенции в области безопасности жизнедеятельности у студентов средних специальных учебных заведений // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 4. С. 184—190.

23. Социальная педагогика: курс лекций : учеб. пособие для студ. вузов / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова [и др.]. М., 2000.

24. Торохтий В. С. Педагогический потенциал социума как средство социализации личности // Наука и общество в условиях глобализации. 2015. № 1 (2). С. 37—44.

25. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413). URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx (дата обращения: 25.10.2023).

26. Хаджалова Х. М. Теоретико-методические подходы к оценке категорий «образовательный потенциал» и «интеллектуальный потенциал» // Индустриальная экономика. 2022. Т. 6, № 3. С. 517—522. doi: 10.47576/2712-7559_2022_3_6_517.