Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Подготовка учителя к формированию функциональной грамотности в начальной школе: проблема индивидуализации

DOI
10.5922/pikbfu-2024-2-10
Страницы / Pages
110-125

Аннотация

Обновленная редакция Федерального государственного образовательного стандарта вводит в число планируемых результатов начальной школы формирование функциональной грамотности. Достижение данного образовательного результата возможно при условии работы с учеником не только в зоне актуального, но и в зоне ближайшего развития. Подобная работа может быть организована с использованием индивидуализированного взаимодействия учителя с учениками. К соответствующей профессиональной деятельности необходимо подготовить будущего учителя.

Цель исследования — рассмотреть проблему индивидуализации во взаимосвязи необходимости обеспечить индивидуализацию обучения младших школьников в процессе формирования функциональной грамотности и целесообразности организации подготовки будущего педагога к овладению соответствующими профессиональными компетенциями.

Методологическими основаниями исследования стали компетентностный подход, идеи научной школы В. С. Мерлина об интегральной индивидуальности как интра- и метаиндивидуальности и тезисы научной школы О. С. Гребенюка об индивидуальности ученика как цели профессиональной деятельности педагога и о динамическом характере индивидуальности будущего педагога, о необходимости формировать умение делать осмысленный выбор в профессиональной деятельности. В процессе исследования на этапе изучения теоретических источников использованы методы анализа и синтеза, на этапе эмпирического исследования — метод групповой дискуссии.

Исследование позволило аргументировать необходимость проведения целенаправленной работы, в рамках которой студенты педагогического вуза смогут овладеть профессиональными компетенциями, связанными с индивидуализацией в образовательном процессе. Также раскрыты возможности профессионального (демонстрационного) экзамена для оценки уровня сформированности соответствующих компетенций. В этой логике экзамен становится стимулом совершенствования образовательной программы и среды педагогического вуза.

Abstract

The updated federal state educational standard designates the development of functional literacy as one of the intended outcomes for elementary school. Achieving this educational result is possible by engaging with the student in both the current developmental zone and the zone of proximal development. Such work, which requires preparing future teachers for this specific professional activity, can be organised through individualised interaction between the teacher and pupils. This study aims to examine the problem of individualisation in response to the need to individualise primary school pupils’ education while developing functional literacy and to assess the feasibility of preparing future teachers to master relevant professional competencies. Methodologically, the study draws on the competence-based approach, the findings of Volf Merlin and his associates regarding integral individuality as intra- and meta-individuality and the ideas developed under the supervision of Oleg Grebenyuk about individuality as the primary objective of a teacher’s professional role, the evolving nature of a future teacher’s individuality and the importance of cultivating the capacity for making meaningful professional choices. Theoretical sources were explored using methods of analysis and synthesis, while empirical research involved the group discussion method. The study emphasised the importance of focused efforts to cultivate among students of pedagogical universities the professional competencies needed for an individualised educational approach. It also uncovered the potential of a professional examination in evaluating the level of these competencies. In this line of thinking, the examination will serve as a motivation for enhancing the educational curriculum and the environment at a pedagogical university.

Список литературы

1. Абасов З. А. Индивидуализация обучения — путь развития индивидуальности ученика // Народное образование. 2015. № 4 (1447). С. 134—142.

2. Власова И. Н., Худякова М. А. Формирование функциональной грамотности школьников при обучении математике в 4—6 классах // Математика и проблемы образования : материалы 41-го междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Киров, 2022. С. 201—203.

3. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. 2017. № 2. С. 145—160.

4  Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.,1992.

5. Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности в свете современных трендов непрерывного образования // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 4 (30). С. 26—32.

6. Гребенюк Т. Б., Любишина С. А. Педагогика индивидуальности. М., 2014.

7. Гребенюк Т. Б., Рогатюк Г. Ф. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной позиции будущего педагога // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1 (59). С. 65—68.

8. Егоров К. Б. Концептуальные основания независимой оценки квалификации выпускников педагогических направлений подготовки // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 193—202.

9. Захарова В. А., Безукладников К. Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителя английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. № 60. С. 156—175.

10. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Севрюкова А. А., Буров К. С. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 3 (44). C. 5—18.

11. Ковалева Г. С., Краснянская К. А., Пентин А. Ю., Садовщикова О. И. Какие новые результаты получены в рамках международного исследования TIMSS-2019 // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 98—123.

12. Комаров Р. В., Ковалева Т. М. Персонализация образовательного процесса: 3D-пространство интерпретаций // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2021. № 1 (55). С. 8—21.

13. Кузнецова М. И., Сидорова Г. А. Трудности российских младших школьников при выполнении заданий компьютерной версии международного исследования осознанности чтения PIRLS-2021 // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 7—26.

14. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию (“Ядро высшего педагогического образования”) : письмо Министерства просвещения России от 14.12.2021 г. № АЗ-1100/08. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» : приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» : приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125 (ред. от 08.02.2021 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 05.09.2023).

18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» : приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

19. Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» : приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 372. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

20. Примерная основная образовательная программа начального общего образования : одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15 (ред. от 28.10.2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Основания дидактических решений, направленных на формирование функциональной грамотности младших школьников : монография / К. Э. Безукладников, И. Н. Власова, Д. Л. Готлиб [и др.] ; под общ. ред. М. А. Худяковой ; науч. ред. К. Э. Безукладников, В. А. Захарова. Пермь, 2021.

22. Сравнительный анализ подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности младших школьников : монография / К. Э. Безукладников, Д. Л. Готлиб, К. А. Занина [и др.]. Пермь, 2021.

23. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Кузина Д. В., Черкасова Ю. А. Факторы связи профессиональных дефицитов учителей с результатами обучения школьников // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 6. С. 7—30.

24. Худякова М. А., Власова И. Н., Селькина Л. В. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3 (49). С. 141—153.

25. Чабан Т. Ю., Рябинина Л. А., Ковалева Г. С. и др. Как российские 15-летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2, № 5 (79). С. 9—30.

26. Шкерина Л. В., Журавлева Н. А., Кейв М. А. Методика выявления предметных профессиональных дефицитов учителей математики // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 43—54.