Самопринятие и социальная поддержка младших школьников с разным уровнем стресса
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2024-2-9
- Страницы / Pages
- 97-109
Аннотация
Выдвинуты предположения, что при высоком уровне актуального стресса у младших школьников снижается уровень самопринятия и что при повышенном уровне актуального стресса происходит снижение удовлетворенности эмоциональной и инструментальной поддержкой. Респондентами выступили учащиеся 3—4-х классов общеобразовательной школы Московской области (N = 131) в возрасте 8—12 лет. В качестве методического материала были использованы Цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда, позволивший проанализировать ранги предпочитаемых цветов, ассоциируемых с понятием «я сам» и категориями «самопринятие», «самоотвержение», «положительная оценка», «негативная оценка»; Опросник социальной поддержки F-SOZU-22 в адаптации А. Б. Холмогоровой и Г. А. Петровой для определения удовлетворенности и типов социальной поддержки; методика ШВС-Д для измерения уровня актуального стресса у детей. Исследование показало, что потребность младших школьников в инструментальной поддержке возрастает в зависимости от усиления стрессового воздействия. Эмоциональная поддержка и социальная интеграция в условиях стрессовой ситуации зачастую оказываются малоэффективными, что может быть связано как с недостаточностью оказываемой поддержки со стороны близких и друзей, так и с тем, что дети, переживая интенсивный стресс, сужают круг контактов, ограничивая тем самым поддержку со стороны других людей.
Abstract
This study posits a correlation in younger school children between high levels of current stress and reduced self-acceptance, as well as between an increase in current stress and decreased satisfaction with emotional and instrumental support. The respondents were 131 pupils aged 8 to 12 years from years 3 and 4 of a school in the Moscow region. Methodologically, the study relied on the Bazhin-Etkinds colour relationship test, which helped analyse the ranks of preferred colours associated with the concept of ‘self’ and the categories of ‘self-acceptance’, ‘self-rejection’, ‘positive evaluation’, and ‘negative evaluation’. It also employed the F-SozU K-22 questionnaire in the version proposed by Kholmogorova and Petrova to determine satisfaction and types of social support. The Perceived Stress Scale — Children (PSS-C) was used to measure current stress in children. The study showed that the need for instrumental support among younger school children increases with the intensification of stress. Emotional support and social integration in stressful situations often prove ineffective, which can be attributed to insufficient support from family and friends and the fact that children experiencing intense stress narrow their circle of contacts, thereby limiting support from others.
Список литературы
1. Ахметшина И. А., Двараковская Т. В., Лосева А. А. Особенности коммуникативной компетентности подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 35—39.
2. Байрамян Р. В. Самоотношение как предиктор совладающего поведения в младшем школьном возрасте // Ананьевские чтения — 2021 : материалы междунар. науч. конф. СПб., 2021. С. 646—647.
3. Горохова А. А., Сомова Н. Л., Киричик Е. С. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, № 2. С. 128—139. doi: https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-128-139.
4. Донскова Е. С. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4, № 1. С. 41—52. doi: https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-41-52.
5. Ермолаева Е. О., Тютюнникова Н. В. Динамика становления самоотношения в онтогенезе // Развитие человека в современном мире. 2021. № 4. С. 7—20.
6. Киселев Н. С., Слотина Т. В. Детско-родительские взаимоотношения и компоненты социальной уверенности детей младшего школьного возраста // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 2. С. 80—89. doi: https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2020-2-2-80-89.
7. Кропачева М. Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2010.
8. Крюкова Т. Н., Арипова А. О. Роль характеристик социальной сети личности в оценке эмоциональной поддержки при стрессе // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 2. С. 160— 165. doi: https://www.doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-2-160-166.
9. Саидова Л. М. Особенности самооценки в младшем школьном возрасте // Periodica. Journal of Modern Philosophy, Social Sciences and Humanities. 2022. Vol. 5. Р. 123—126.
10. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М., 2018.
11. Чупракова Н. Н. Тревожность у детей и подростков: пути решения проблемы // Science of Europe. 2020. № 60. С. 51—55. doi: https://www.doi.org/10.24412/3162-2364-2020-60-4-51-55.
12. Wittrup A. R., Hurd N. M. The role of trajectories of stress and social support in underrepresented students’ educational outcomes // Applied Developmental Science. 2021. Vol. 26 (1), iss. 3. P. 1—28. doi: https://doi.org/10.1080/10888691.2021.1906677.
13. Cohen S., Wills T. A. Stress, social support, and the buffering hypothesis // Psychological Bulletin. 1985. Vol. 98. P. 310—357.
14. Wang C., Lin Sh., Ma Y., Wang Y. The mediating effect of social support on the relationship between perceived stress and quality of life among shidu parents in China // Health and Quality of Life Outcomes. 2021. Vol. 19 (1). Art. № 104. doi: https://doi.org/10.1186/s12955-021-01726-8.
15. Dworkin E. R., Ojalehto H., Bedard-Gilligan M. A. et al. Social support predicts reductions in PTSD symptoms when substances are not used to cope: A longitudinal study of sexual assault survivors // Journal of Affective Disorders. 2018. Vol. 229. P. 135—140. doi: https://doi.org/10.1016/j.jad.2017.12.042.
16. Kwag K. H., Martin P., Russell D. The Impact of Perceived Stress, Social Support, and Home-Based Physical Activity on Mental Health among Older Adults // The International Journal of Aging and Human Development. 2011. Vol. 72, iss. 2. P. 137— 154. doi: https://doi.org/10.2190/AG.72.2.c.
17. Fernández M. P., Coballes S., San Pedro B. et al. Adaptation of the Multidimensional Body Self Relations Questionnaire for Young People Between 9 and 16 Years old // Psicothema. 2022. Vol. 34 (3). P. 479—487. doi: https://doi.org/10.7334/psicothema2022.19.
18. Helsen M., Vollebergh W., Meeus W. Social Support from Parents and Friends and Emotional Problems in Adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2000. Vol. 29. P. 319—335.
19. Dodson T. S., Beck J. G. Posttraumatic stress disorder symptoms and attitudes about social support: Does shame matter? // Journal of Anxiety Disorders. 2017. Vol. 47. P. 106—113. doi: https://doi.org/10.1016/j.janxdis.2017.01.005.
20. Wang Y., Chung M. Ch., Wang N. et al. Social support and posttraumatic stress disorder: A meta-analysis of longitudinal studies // Clinical Psychology Review. 2021. Vol. 85. P. 101998. doi: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2021.101998.