Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Вопросы языкознания через призму университетских учебников

DOI
10.5922/pikbfu-2024-2-1
Страницы / Pages
5-17

Аннотация

Осуществлен анализ университетских учебников по введению в языкознание. Наиболее часто повторяющиеся темы учебников достаточно полно отражают основную проблематику языкознания, однако многие пособия ограничиваются системно-структурным подходом к языку и игнорируют или дают поверхностно проблемы языкознания, ставшие приоритетными к концу XX — началу XXI в. Самыми распространенными являются следующие темы: сущность языка, языковые уровни, язык как система знаков, происхождение языка, язык и общество, системы письма, языки мира, законы развитие языка. Каждая из этих тем представлена более чем в трети проанализированных учебников. Кроме того, в разных учебниках в той или иной мере рассмотрены темы: прикладные проблемы языкознания, методы языкознания, речь и коммуникация, язык и мышление, история языкознания, языкознание среди других наук, сравнительно-исторический метод. При этом последовательность тем не обосновывается ни в одном учебнике. Почти нигде не даны вопросы и задания на закрепление материала. Включение лингвистических задач в вводный курс языкознания также не нашло отражения в учебниках по этой дисциплине. Подавляющее большинство пособий не подразумевают никакой иной активности студента, кроме чтения материала, его запоминания и воспроизведения на семинаре или экзамене. Эти и другие проблемные места курса «Введение в языкознание» являются следствием того, что его содержание и методы преподавания практически не обсуждаются в научной периодике. Такое обсуждение общих, а не частных вопросов содержания и преподавания курса «Введение в языкознание» насущно для его эффективного преподавания в современных условиях, а также для объединения преподавателей, читающих этот курс, в единое сообщество с общими проблемами и целями.

Abstract

This article analyses university textbooks on introduction to linguistics. The most commonplace textbook topics present a comprehensive overview of the main problems of linguistics. Yet, many confine themselves to a system-structural approach to language, neglecting or superficially addressing linguistic issues that became a priority at the turn of the 21st century. The topics most frequently covered include the essence of language, language levels, language as a system of signs, the origin of language, language and society, writing systems, languages of the world and the laws of language development, each explored in more than a third of the analysed textbooks. In addition, the following topics are occasionally raised: applied problems of linguistics, linguistic methods, speech and communication, language and thinking, history of linguistics, linguistics among other sciences and the comparative historical method. None of the textbooks, however, provide a rationale for introducing the topics in the selected order. Questions and assignments aiding in consolidating the knowledge are an uncommon occurrence, as are linguistic tasks. Most textbooks expect students to merely read, memorise and reformulate the material for seminars or exams without engaging in other activities. These and other problems of the course Introduction to Linguistics stem from a notable lack of discussion of its content and teaching methods in scientific periodicals. Discussing the general, rather than specific, issues related to the content and teaching of the course is essential for teaching it effectively in current conditions. This approach would also help unify educators teaching this course into a cohesive community with shared challenges and goals.

Список литературы

1. Авдеева О. И. Работа над терминологическим материалом в процессе обучения дисциплинам высшей школы (на примере курса «Введение в языкознание») // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. М. : Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 108—115.

2. Базылев В. Н. Общее языкознание : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2007.

3. Баранникова Л. И. Введение в языкознание. Саратов : Изд-во Саратовск. ун-та, 1973.

4. Бельдиян В. М., Хромов С. С. Языкознание : учеб.-практ. пособие. М. : Изд-во центр ЕАОИ, 2010.

5. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М. : Просвещение, 1979.

6. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избр. тр. по общему языкознанию : в 2 т. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1963. Т. 2.

7. Бондаренко М. А. Введение в языкознание. Курс лекций. Тула : Изд-во Тульск. гос. ун-та, 2007.

8. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка. М. : Языки славянской культуры, 2002.

9. Будагов Р. А. Введение в науку о языке : учеб. пособие. М. : Добросвет-2000, 2003.

10. Булаховский Л. А. Введение в языкознание. Ч. 2. М. : Учпедгиз, 1954.

11. Ваганов А. В. Анализ поэтического текста при изучении фонетики в курсе «Введение в языкознание» // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2012. № 2. С. 8—12.

12. Введение в науку о языке / А. Е. Кибрик, О.В, Федорова, С. Г. Татевосов [и др.] ; под ред. О. В. Федоровой, С. Г. Татевосова. М. : Буки Веди, 2019.

13. Вендина Т. И. Введение в языкознание : учеб. пособие для педагогических вузов. М. : Высш. шк., 2002.

14. Ганеев Б. Т. Язык : учеб. пособие по языкознанию. Уфа : Изд-во Баш. гос. пед. ун-та, 2014.

15. Гепнер Ю. Р. О преподавании курса «Введение в языкознание» // Вопросы языкознания. 1953. № 1. С. 94—99.

16. Гируцкий А. А. Введение в языкознание : учеб. пособие. 2-е изд., стер. Минск : ТетраСистемс, 2003.

17. Головин Б. Н. Введение в языкознание : учеб. пособие для филол. спец ун-тов и пед. ин-тов. 3-е изд., испр. М. : Высш. шк., 1977.

18. Гречко В. А. Теория языкознания : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2003.

19. Даниленко В. П. Введение в языкознание: курс лекций. М. : Флинта : Наука, 2010.

20. Довгаль А. В. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Введение в языкознание» // Итоги научных исследований ученых МГУ им. А. А. Кулешова : сб. науч. ст. / под ред. Е. К. Сычовой. Могилев : Изд-во МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. С. 62—63.

21. Заскока С. А. Введение в языкознание : конспект лекций. М. : Приор-издат, 2009.

22. Зеленецкий А. Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса. М. : Восточная книга, 2009.

23. Иванова Л. П. Курс лекций по общему языкознанию : науч. пособие. Киев : Освита Украины, 2006.

24. Иванова И. Н., Шустрова Л. В. Основы языкознания. М. : ИЦ «Аз», 1995.

25. Касевич В. Б. Введение в языкознание : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : ИЦ «Академия», 2011.

26. Кодухов В. И. Общее языкознание : учебник для студентов филол. специальностей ун-тов и пед ин-тов. М. : Высш. шк., 1974.

27. Крылова М. Н. Введение в языкознание для бакалавров : учеб. пособие. Саратов : Вузовское образование, 2014.

28. Кузьмин Ф. Ф. К итогам обсуждения курса «Введение в языкознание» // Вопросы языкознания. 1954. № 1. С. 97—109.

29. Куликова И. С., Салмина Д. В. Введение в языкознание : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2013.

30. Маслов Ю. С. Введение в языкознание : учебник для филол. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высш. шк., 1987.

31. Немченко В. Н. Введение в языкознание : учебник для вузов. М. : Дрофа, 2008.

32. Реформатский А. А. Курс «Введение в языкознание» на филологических факультетах университетов и на литературных факультетах педагогических институтов // Вопросы языкознания. 1952. № 4. С. 59—69.

33. Реформатский А. А. Введение в языковедение / под ред. В. А. Виноградова. М. : Аспект Пресс, 2000.

34. Рождественский Ю. В. Лекции по общему языкознанию : учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. М. : Высш. шк., 1990.

35. Слюсарева Н. А., Шендельс Е. И. К обсуждению курса «Введение в языкознание» // Вопросы языкознания. 1953. № 1. С. 100—103.

36. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания : учеб. пособие для студ. филол. спец. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 1975.

37. Стёпин В. С. Философия и методология науки. М. : Академ. проект ; Альма Матер, 2015.

38. Супрун А. Е. Лекции по языкознанию. Минск : Изд-во БГУ, 1971.

39. Суханова И. Ю. Анализ вузовской программы по языкознанию (на примере раздела «Фонетика») // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. № 6-2. С. 62—69.

40. Теплова И. И. Образовательное значение курса «Введение в языкознание» для студентов, занимающихся по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4-2. С. 749—751.

41. Трушкова Ю. В. Особенности постановки учебных заданий по курсу «Введение в языкознание» // Вестник МГПУ. Сер. Филология. Теория языка. Языковое образование. 2008. № 1. С. 79—87.

42. Фигуровский И. А. Введение в общее языкознание : курс лекций. М. : Просвещение, 1969.

43. Хромов С. С., Жданова Е. В. Общее языкознание: лекции. М. : ИЦ ЕАОИ, 2011.

44. Широков О. С. Языковедение: введение в науку о языках / под ред. А. А. Волкова. М. : Добросвет, 2003.

45. Чикобава А. С. Введение в языкознание. Ч. 1. М. : Учпедгиз, 1953.

46. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику : учеб. пособие для студ. филол. и лингв. ф-тов высш. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2005.

47. Яковлев А. А. Значения терминов как отражение научной и обыденной картин мира в сознании студента // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 30—40.