Воспитание в православных общеобразовательных школах современной России: проблема выбора методологических принципов исследования
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-4-9
- Страницы / Pages
- 87-96
Аннотация
Развитие в России в конце ХХ — начале XXI в. православных общеобразовательных школ как части системы религиозного образования делает их новым, актуальным объектом научного исследования. Необходимость восстановления полноты воспитательной функции современных школ, поиск в современных социокультурных условиях эффективных воспитательных средств требуют обращения к истории и теории православного воспитания, накопленному за последние десятилетия опыту воспитания в православных общеобразовательных школах, раскрытия его содержания, характеристики развития соответствующих воспитательных систем. Этим обусловлен выбор как в целом предмета исследования — воспитание в православных общеобразовательных школах, так и темы представленной статьи, ставящей целью обосновать методологические принципы в изучении обозначенного феномена. Проанализирована возможность применения тех или иных известных в современной педагогической науке методологических принципов к выбранному предмету исследования. В результате обоснован перечень методологических принципов изучения воспитания в православных общеобразовательных школах: принципы объективности, сущностного анализа, генетический, единства исторического и логического, системности, сочетания сущего и должного, деятельностный. Поскольку исследование темы воспитания в современных православных общеобразовательных школах еще не закончено, ряд принципов охарактеризован как ориентиры для дальнейшего исследования, для части из них показано применение в получении предварительных результатов исследования.
Abstract
The development of Orthodox comprehensive education schools in Russia at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries, as part of the religious education system, makes them a new and relevant subject for scientific research. The necessity of restoring the full educational function of modern schools and the search for effective educational means in contemporary socio-cultural conditions require a reference to the history and theory of Orthodox education. The accumulated experience in Orthodox general education schools over the past decades needs to be explored, revealing its content and characteristics of the corresponding educational systems. This justifies the choice of the subject of the study — education in Orthodox comprehensive education schools—as well as the theme of the article, which aims to substantiate the methodological principles in researching the mentioned phenomenon. The possibility of applying various methodological principles known in modern pedagogical science to the chosen research subject is analyzed. As a result, a list of methodological principles for studying education in Orthodox comprehensive education schools is justified, including the principles of objectivity, essential analysis, genetic analysis, unity of historical and logical approaches, systematicity, combining the existing with the required, and activity-oriented principles. Since the research on the topic of education in modern Orthodox comprehensive education schools is not yet complete, some principles are characterized as guidelines for further study, and for some, the application in obtaining preliminary research results is indicated.
Список литературы
1. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2016.
2. Белозерцев Е. П., Заридзе Г. В., Некрасова Н. И. Историософия как методологическая неизбежность изучения и понимания отечественного образования // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 30—34.
3. Близнецова Ю. С. Христианско-антропологическая идея воспитания в современных исследованиях // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. 2021. № 2 (55). С. 167—176.
4. Воинова А. А., Метлик И. В. Исследование ценностных ориентаций детей разных возрастных групп в образовательных организациях // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 17—31.
5. Дивногорцева С. Ю. Православная педагогика и проблемы религиозного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 11—19.
6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2005.
7. Кочкина Д. Д. Развитие приходского попечения о детях в первой четверти XXI века // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2020. № 4 (18). С. 28—35.
8. Крат А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 52—64.
9. Метлик И. В. Проблемное поле развитие преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2022. № 65. С. 63—77.
10. Мумрикова Л. И. Духовно-просветительский центр в современном православном образовательном пространстве России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 18—31.
11. Налетова Н. Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Смоленск, 2014.
12. Постернак А. В. Православная школа мегаполиса в зеркале различных адресных групп // Этнодиалоги. Науч.-инф. альманах. 2019. № 1 (57). С. 57—68.
13. Симушкина Н. Ю. Воспитание в частных школах Великобритании и США в конце XX — начале XXI века : дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2016.
14. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35—38.
15. Становская Т. А. Педагогическое наследие законоучителей Российской школы конца XIX — начала ХХ века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 93—106.