Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Воспитание в православных общеобразовательных школах современной России: проблема выбора методологических принципов исследования

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-9
Страницы / Pages
87-96

Аннотация

Развитие в России в конце ХХ — начале XXI в. православных общеобразователь­ных школ как части системы религиозного образования делает их новым, актуальным объектом научного исследования. Необходимость восстановления полноты воспита­тельной функции современных школ, поиск в современных социокультурных условиях эффективных воспитательных средств требуют обращения к истории и теории пра­вославного воспитания, накопленному за последние десятилетия опыту воспита­ния в православных общеобразовательных школах, раскрытия его содержания, харак­теристики развития соответствующих воспитательных систем. Этим обусловлен выбор как в целом предмета исследования — воспитание в православных общеобразо­вательных школах, так и темы представленной статьи, ставящей целью обосновать методологические принципы в изучении обозначенного феномена. Проанализирована возможность применения тех или иных известных в современной педагогической науке методологических принципов к выбранному предмету исследования. В результате обоснован перечень методологических принципов изучения воспитания в православных общеобразовательных школах: принципы объективности, сущностного анализа, гене­тический, единства исторического и логического, системности, сочетания сущего и должного, деятельностный. Поскольку исследование темы воспитания в современных православных общеобразовательных школах еще не закончено, ряд принципов охарак­теризован как ориентиры для дальнейшего исследования, для части из них показано применение в получении предварительных результатов исследования.

Abstract

The development of Orthodox comprehensive education schools in Russia at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries, as part of the religious education system, makes them a new and relevant subject for scientific research. The necessity of restoring the full educational function of modern schools and the search for effective educational means in contemporary socio-cultural conditions require a reference to the history and theory of Orthodox education. The accumulated experience in Orthodox general education schools over the past decades needs to be explored, revealing its content and characteristics of the cor­res­pon­ding educational systems. This justifies the choice of the subject of the study — education in Orthodox comprehensive education schools—as well as the theme of the article, which aims to substantiate the methodological principles in researching the mentioned phenomenon. The pos­sibility of applying various methodological principles known in modern pedagogical science to the chosen research subject is analyzed. As a result, a list of methodological princip­les for studying education in Orthodox comprehensive education schools is justified, inclu­ding the principles of objectivity, essential analysis, genetic analysis, unity of historical and lo­gical approaches, systematicity, combining the existing with the required, and activity-orien­ted principles. Since the research on the topic of education in modern Orthodox com­pre­hensive education schools is not yet complete, some principles are characterized as guidelines for further study, and for some, the application in obtaining preliminary research results is indicated.

Список литературы

1. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в пра­вославной воскресной школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2016.

2. Белозерцев Е. П., Заридзе Г. В., Некрасова Н. И. Историософия как методоло­гическая неизбежность изучения и понимания отечественного образования // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высше­го образования. 2018. № 1. С. 30—34.

3. Близнецова Ю. С. Христианско-антропологическая идея воспитания в со­временных исследованиях // Вестник Тверского государственного университе­та. Сер.: Педагогика. Психология. 2021. № 2 (55). С. 167—176.

4. Воинова А. А., Метлик И. В. Исследование ценностных ориентаций детей раз­ных возрастных групп в образовательных организациях // Вестник Госу­дар­ственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 3. С. 17—31.

5. Дивногорцева С. Ю. Православная педагогика и проблемы религиозного образования // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 11—19.

6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педаго­ги­че­ского исследования. М., 2005.

7. Кочкина Д. Д. Развитие приходского попечения о детях в первой четверти XXI века // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2020. № 4 (18). С. 28—35.

8. Крат А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории Рос­сии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного универси­тета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 52—64.

9. Метлик И. В. Проблемное поле развитие преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию // Вестник Право­славного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2022. № 65. С. 63—77.

10. Мумрикова Л. И. Духовно-просветительский центр в современном право­славном образовательном пространстве России // Вестник Православного Свя­то-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 18—31.

11. Налетова Н. Ю. Генезис православного образования в контексте куль­турно-исторического развития России : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Смо­ленск, 2014.

12. Постернак А. В. Православная школа мегаполиса в зеркале различных адресных групп // Этнодиалоги. Науч.-инф. альманах. 2019. № 1 (57). С. 57—68.

13. Симушкина Н. Ю. Воспитание в частных школах Великобритании и США в конце XX — начале XXI века : дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2016.

14. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании соци­аль­ного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35—38.

15. Становская Т. А. Педагогическое наследие законоучителей Российской школы конца XIX — начала ХХ века // Вестник Православного Свято-Тихо­нов­ского гуманитарного университета. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2017. № 47. С. 93—106.