Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Проблема межконфессионального взаимодействия старообрядчества и ислама в творчестве А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого

DOI
10.5922/pikbfu-2023-4-6
Страницы / Pages
49-61

Аннотация

Рассматривается вопрос об отражении в творчестве А. С. Пушкина и Л. Н. Тол­стого этнокультурного взаимодействия старообрядцев и мусульман в регионах тра­диционного преобладания исламской культуры в XVIII—XIX вв. Обосновывается вы­вод о том, что оба писателя склонялись к необходимости объединения христианства и ислама на основе общих для этих религий нравственных установок. Подчеркивается преемственность художественной традиции XIX в. и выявляются сходные тенденции восприятия конфессиональной проблематики, присущие как заре развития русской классической литературы, так и рубежу XIX—XX столетий. Наряду с этим выясня­ются принципиальные расхождения во взглядах двух писателей. В частности, А. С. Пушкин отдавал ведущую роль в межрелигиозной интеграции официальному православию, усматривая в староверии сугубо деструктивные черты. Л. Н. Толстой же находил старообрядчество лучшим образчиком веротерпимости (несмотря на присущие его последователям отрицательные черты), способным к продуктивному и продолжительному межконфессиональному сотрудничеству.

Abstract

The issue of reflecting the ethno-cultural interaction between the Old Believers and Mus­lims in regions with a traditional prevalence of Islamic culture in the 18th—19th centuries is considered in the works of A. S. Pushkin and L. N. Tolstoy. The conclusion is substantiated that both writers leaned towards the necessity of uniting Christianity and Islam based on common moral principles inherent in these religions. The continuity of the artistic tradition of the 19th century is emphasized, and similar trends in the perception of confessional issues are identified, characteristic of both the early development of Russian classical literature and the turn of the 19th—20th centuries. Along with this, fundamental differences in the views of the two writers are clarified. In particular, A. S. Pushkin assigned a leading role in interreligious integration to official Orthodoxy, seeing in Old Believers purely destructive traits. L. N. Tol­stoy, on the other hand, considered Old Believers as the best example of religious tolerance (des­pite the negative traits inherent in his followers), capable of productive and lasting in­ter­faith collaboration.

Список литературы

1. Агеева Е. А. Старообрядцы в мусульманском окружении: опыт взаимодей­ствия // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, рус­ские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2015. С. 20—26.

2. Алексеев П. В. «Le Coran» Савари как источник «Подражаний Корану» Пушкина // Сибирский филологический журнал. 2013. № 3. С. 36—43.

3. Ахмадова Т. Х., Козуева Х. М. Ислам в творчестве русских поэтов // Реф­лексия. 2019. № 1. С. 51—55.

4. Бекметов Р. Ф. Суфизм в духовной биографии Л. Н. Толстого: татарский контекст // Филология и культура. 2016. № 4 (46). С. 110—115.

5. Бурыкина Л. В. Расширение военно-казачьей колонизации на Кавказской линии в 90-е гг. XVIII — 60-е гг. XIX в. // Вестник Адыгейского государственно­го университета. 2006. № 2. С. 20—24.

6. Бытко С. С. Старообрядцы и старообрядчество в творчестве Л. Н. Толсто­го: к постановке проблемы // Материалы научных сессий 2019 года в Государ­ственном музее Л. Н. Толстого. М., 2020. С. 221—234.

7. Великая Н. Н. Причины нахождения россиян в среде горцев Северо-Восточного Кавказа (первая половина XIX века) // Интернет-журнал «Кавказ­ские истории». URL: https://vk.com/@caucasian_histories-prichiny-nahozhdeniya- rossiyan-v-srede-gorcev-severo-vostoch (дата обращения: 09.12.2021).

8. Великая Н. Н. Старообрядческие священнослужители и монахи на Тереке в дореволюционный период // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Славянск-на-Кубани, 2015. С. 4—8.

9. Генко А. Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля // Записки Института востоковедения АН СССР. Л., 1933. [Вып.] II. С. 21—36.

10. Дадаев Ю. У. Из опыта обеспечения равноправия граждан разных нацио­нальностей и вероисповедания в государстве Шамиля // Вопросы гармониза­ции межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 82—90.

11. Зандер Е. А., Попова И. М. «Подражания Корану» Пушкина. Проблемы ин­терпретации // Концепт. 2014. № 13. URL: https://e-koncept.ru/2014/14670.htm (дата обращения: 11.10.2022).

12. Катков М. Н. Идеология охранительства. М., 2009.

13. Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. СПб., 2000—2017.

14. Овсянников Д. В. «Инородцы» в рядах горцев в период Кавказской войны // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История. 2008. № 3. С. 16—21.

15. Письменная Т. Г. К вопросу о староверах-переселенцах на Кавказе (30—40-е го­ды XIX века) // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 1 (30). С. 69—71.

16. Письменная Т. Г., Рябиков А. Н. Особенности государственной конфессио­нальной политики в отношении казаков-старообрядцев Северного Кавказа в период правления Николая I // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12 (50), ч. 1. С. 150—153.

17. Пригарин А. А. Русско-турецкая война 1806—1812 гг. и судьбы некрасов­цев // Русин. 2012. № 2 (28). С. 5—16.

18. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 10 т. М. ; Л., 1950—1951.

19. Ряжев А. С. Казачья история юга и юго-востока России XVIII— начала XIX в. в контексте этноконфессиональных отношений: историографические заметки // Монголоведение (Монгол судлал). 2019. Вып. 1. С. 5—22.

20. Сень Д. В. Казачьи сообщества Крымского ханства и старообрядчество на Северном Кавказе в конце XVII—XVIII веков // Российская история. 2009. № 6. С. 141—146.

21. Сень Д. В. «На Кубане расколщиком жить хорошо…»: Из истории фор­мирования межрегиональных «социальных сетей» старообрядцев Крымского ханства (середина XVIII в.) // Фелицынские чтения — X. Краснодар, 2008. С. 136—143.

22. Степаненко Н. С. Причины бегства казаков к горцам Северо-Западного Кавказа в 30—60-е гг. XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (74), ч. 2. С. 171—173.

23. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. М. ; Л., 1928—1964.

24. Точиева Х. Ш. О религиозном мировоззрении Л. Н. Толстого // Литера­турное обозрение: история и современность. 2015. № 5. С. 105—110.

25. Трушкова И. Ю. Взаимное восприятие старообрядцев и мусульман в Вят­ском регионе в XX веке в контексте мировых этноконфессиональных процессов // Историко-культурное наследие славянских народов Камско-Вятского реги­она. 2015. № 1. С. 101—110.

26. Урушев Д. А. Пушкин и старообрядчество // Старообрядчество: история, культура, современность : материалы XIII междунар. науч. конф. М., 2019. С. 255—258.

27. Феноген С. И. Казаки-некрасовцы на Кубани и в низовьях Дуная // Ли­поване. История и культура русских старообрядцев. 2004. № 1. С. 5—10.

28. Хаидов И. М. Терские казаки-перебежчики в стане противников царской армии в 1840—1850-е гг. // Известия Волгоградского государственного педаго­гического университета. 2018. № 5 (128). С. 188—193.

29. Мохаммед Х. М. Коранические мотивы в русской поэзии XIX в. // Новый филологический вестник. 2021. № 1 (56). С. 114—126.