Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №4

Проблема межконфессионального взаимодействия старообрядчества и ислама в творчестве А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого

Аннотация

Рассматривается вопрос об отражении в творчестве А. С. Пушкина и Л. Н. Тол­стого этнокультурного взаимодействия старообрядцев и мусульман в регионах тра­диционного преобладания исламской культуры в XVIII—XIX вв. Обосновывается вы­вод о том, что оба писателя склонялись к необходимости объединения христианства и ислама на основе общих для этих религий нравственных установок. Подчеркивается преемственность художественной традиции XIX в. и выявляются сходные тенденции восприятия конфессиональной проблематики, присущие как заре развития русской классической литературы, так и рубежу XIX—XX столетий. Наряду с этим выясня­ются принципиальные расхождения во взглядах двух писателей. В частности, А. С. Пушкин отдавал ведущую роль в межрелигиозной интеграции официальному православию, усматривая в староверии сугубо деструктивные черты. Л. Н. Толстой же находил старообрядчество лучшим образчиком веротерпимости (несмотря на присущие его последователям отрицательные черты), способным к продуктивному и продолжительному межконфессиональному сотрудничеству.

Abstract

The issue of reflecting the ethno-cultural interaction between the Old Believers and Mus­lims in regions with a traditional prevalence of Islamic culture in the 18th—19th centuries is considered in the works of A. S. Pushkin and L. N. Tolstoy. The conclusion is substantiated that both writers leaned towards the necessity of uniting Christianity and Islam based on common moral principles inherent in these religions. The continuity of the artistic tradition of the 19th century is emphasized, and similar trends in the perception of confessional issues are identified, characteristic of both the early development of Russian classical literature and the turn of the 19th—20th centuries. Along with this, fundamental differences in the views of the two writers are clarified. In particular, A. S. Pushkin assigned a leading role in interreligious integration to official Orthodoxy, seeing in Old Believers purely destructive traits. L. N. Tol­stoy, on the other hand, considered Old Believers as the best example of religious tolerance (des­pite the negative traits inherent in his followers), capable of productive and lasting in­ter­faith collaboration.

Скачать статью