Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Художественное воплощение концепта «Единство в многообразии» в стихотворении П.Б. Шелли «Love’s philosophy»

DOI
10.5922/pikbfu-2023-1-7
Страницы / Pages
71-81

Аннотация

Исследуется лингвокультурная специфика и прагматическая функция концепта «единство в многообразии» в стихотворении П. Б. Шелли «Love’s philosophy». Вербальные репрезентации указанного концепта рассматриваются сквозь призму внутреннего мира лирического героя произведения. Междисциплинарный подход к анализу лексических единиц, используемый в статье, определяет рассмотрение языкового материала в контексте смежных с лингвистикой дисциплин: лингвокультурологии, литературоведения, психолингвистики и философии. Анализ лексического материала стихотворения проведен с привлечением методов сплошной выборки, концептуально-фреймового анализа, семантико-когнитивного анализа, а также описательного контекстуального и интерпретационного методов. На основе изучения вербального содержания фреймовых структур, репрезентирующих концепт «единство в многообразии» в рамках индивидуально-авторской концептосферы П. Б. Шелли, фреймовая структура концепта описывается как представленная фреймами «природа» и «взаимодействие», последний из которых, в свою очередь, репрезентируется субфреймами «наличие взаимодействия» и «отсутствие взаимодействия». Делается вывод об особой смыслообразующей функции рассмотренного концепта, являющегося когнитивной доминантой стихотворения «Love’s philosophy» и корреспондирующего с религиозно-философской идеей поэта о единстве всего живого в его бесконечном многообразии.

Abstract

This research focuses on the linguistic and cultural specifics of the concept «unity in diversity» in P. B. Shelley’s poem “Love’s philosophy”. The study reflects the expert linguistic interest to the national cultural and individual author’s specificity in interpreting philosophical concepts in literature, which have a meaning-­forming function within the space-time continuum of literary works. The aim of this research is to study the linguistic and cultural specifics of the concept «unity in diversity», as well as to identify its pragmatic function in the artistic space of P. B. Shelley’s works. The novelty of this research lies in the use of an anthropocentric approach to the study of linguistic material, in which the verbal representations of the concept «unity in diversity» are viewed through the prism of the inner world of the lyrical hero. The interdisciplinary approach to the analysis of lexical units brings together linguistic cultural studies, literary criticism, psycholinguistics and philosophy. The theoretical principles underlying this study are presented in the works of linguists involved in the analysis of concepts (in particular, philosophical and emotional ones) in the linguo-­cultural and anthropocentric paradigms. The analysis relies on the method of continuous sampling, the method of conceptual frame analysis, the method of semantic-­cognitive analysis, the descriptive method, as well as the contextual and interpretive methods. Having studied the verbal content of frame structures representing the concept of «unity in diversity» within the framework of the individual author’s concept sphere, the author made a conclusion about the special semantic function of the analyzed concept , which represents the cognitive dominant of the poem «Love’s philosophy».

Список литературы

1. Акетина О. С. Концептуальный анализ художественного текста и художественный концепт // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 2. С. 13—18.

2. Бохонко В. С. Отражение языковой картины мира в поэтическом дискурсе (на материале русской интимной лирики поэтов XIX века) : автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011.

3. Выстропова О. C. Базисные индивидуально-авторские концепты в поэзии Роберта Бёрнса : автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2013.

4. Вычужанина А. Ю. Роль цветообозначений в передаче эмоциональных концептов поэтического когнитивного пространства (на материале произведений С. А. Есенина и Д. Г. Лоуренса) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2009.

5. Диль А. В. Лексико-семантическая и синтаксическая валентность языковых репрезентаций эмоционального мира человека в стихотворении Т. Мура «Then, fare thee well» // Дискурс. 2021. Т. 7, № 6. С. 120—131.

6. Диль А. В. Лингвокультурологический аспект номинации эмоций в стихотворении Дж. Г. Байрона «To a youthful friend» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 585—587.

7. Золотухина Н. Ф. Концепт «единство в многообразии» в современной философской и педагогической мысли // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 3. С. 67—71.

8. Коростова С. В. Эмоциональные ситуации в художественном тексте: способы выражения эмоционально-оценочных смыслов // Вестник ТГУ. 2016. Вып. 3 (7). С. 70—78.

9. Кучер И. Н. Структурно-семантические и когнитивные особенности метафоризации концепта sorrow в поэзии А. Теннисона // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11, ч. 1. С. 118—121.

10. Mельникова Т. И., Рычкова С. А. Особенности стихотворного слога П. Б. Шелли и его перевод на русский язык // Огарёв-online. 2021. № 9 (62). URL: https://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-stixotvornogo-sloga-p-b-shelli-i-ego-perevod-na-russkij-yaz... (дата обращения: 11.11.2022).

11. Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1978.

12. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. 2-е изд., доп. М., 2013.

13. Поэзия английского романтизма XIX в. / на англ. яз. с параллельным рус. текстом / пер. с англ. И. З. Фрадкина. СПб., 2004.

14. Cкляр Е. С. Концептосфера «эмоциональный опыт человека» в поэзии А. А. Фета и Ф. И. Тютчева : автореф. дис. … канд. филол. наук. Курск, 2011. С. 56—66.

15. Тюпа В. И. Коммуникативные параметры урока в школе конвергентной педагогики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 56—66.

16. Философская энциклопедия. URL: https://terme.ru (дата обращения: 07.07.2022).

17. Эмер Ю. А. Фреймовая организация концепта «язык» в частушке // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 327. С. 34—39.

18. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge.org (дата обраще­ния: 27.05.2022).

19. Collins Cobuild English Language Dictionary. 1st ed. L., 1987.

20. Oxford Dictionary of English. 2nd ed. Oxford, 2010.