Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №4

Субъективная модальность художественного текста: он­тологический статус в авторской концепции мира

Аннотация

Художественный текст расценивается современной­ лингвисти­кой как динамическая коммуникативная единица, в связи с чем возника­ет необходимость рассмотрения ее конституентов. Субъективная мо­дальность является коммуникативно-семантической категорией худо­жественного текста, благодаря которой становится возможным все­стороннее предс  тавление отношения автора к сообщаемому. В статье обосновывается онтологический статус субъективной модальности ху­дожественного текста как компонента авторской концепции мира. Материалом исследования послужили художественный очерк М. Ю. Лер­монтова «Кавказец», жанр которого демонстрирует сложный синтез различных зон реализации субъективной модальности. Автор­ская кон­цепция, воплощаемая с помощью различных средств субъективной мо­даль­ности, обусловлена системой ценностей писателя, его ду­ховным опытом и эстетической когницией. Анализ языкового материала позво­лил определить, что субъективная модальность может быть реа­лизована как синтез трех уровней — образа автора, рассказчи­ка и ге­роя, что позволяет обосновать в художественном тексте ав­тор­скую кон­цепцию мира.

Abstract

A literary text is considered by modern linguistics as a dynamic commu­nicative unit, in connection with which it becomes necessary to study its con­stituents. Subjective modality appears in a literary text as a communicative-semantic category that allows one to comprehensively represent the author’s attitude to the communicated instance. The purpose of the article stays with the need to substantiate the ontological status of the subjective modality of a literary text as a component of the author’s concept of the world. The material for the study is the literary text of the essay “Caucasian” by M.Yu. Lermon­tov as a genre that demonstrates a complex synthesis of various zones of im­plementation of subjective modality. The author’s concept, embodied with the help of various means of subjective modality, is determined by the writer’s system of values, his spiritual experience, and his aesthetic cognition. The analysis of the linguistic material made it possible to determine that the sub­jective modality can be realized as a synthesis of three levels — the image of the author, narrator and hero, which makes it possible to substantiate the au­thor’s concept of the world in a literary text.

Скачать статью

Субъективная модальность как способ выражения автор­ских интенций в первой печатной российской газете «Ведомости» вре­мени Петра Великого

Аннотация

Рассматриваются публикации газеты «Ведомости» 1709 и 1719 гг. На данном материале анализируются формы авторского присут­ствия в газетном тексте. Демонстрируется существенная роль уровня субъ­ективно-модальных значений, надстраиваемого над фундаментом объ­ективной модальности, в выражении отношения автора публикации к сообщаемому. Выявляются акцентируемые авторами субъективно-модальные смыслы и средства их выражения (среди которых модально-оценочная лексика, специфические вводные и вставные конструкции, частицы). Иллюстрируется и квалифицируется модальный синкре­тизм газетного текста.

Abstract

The article examines the potential of the subjective modality as a tool to implement the author’s intentions in the texts of the first Russian printed newspaper «The Vedomosti». The article reveals a significant role of the subjective-modal meanings built over the objective modality through a number of expressive tools (modality units, parenthetical words and structures, particles). The author illustrates and qualifies the modal syncretism of the newspaper text.

Скачать статью

Региональные деловые письма середины XVIII века в аспекте жанровой параметризации

Аннотация

Статья посвящена проблеме квалифицирования документов раз­ных жанров, которая возникает в процессе создания лингвистических корпусов малодоступных исторических актовых источников, храня­щихся в региональных архивах. Материалом для работы избран фонд Михайловского станичного атамана Государственного архива Волго­градской области (фонд 332, опись 1). С целью описания жан­ровых пара­метров документа для его автоматического распознавания произведена параметризация деловых писем, датированных 1753 г. Установлено, что в системе делопроизводства, существовавшей в кан­целяриях Вой­ска Донского, деловые письма представляют собой распо­рядительные документы, обеспечивающие ведение следствия. Выявлены речевые сред­ства выражения параметров жанра, сопряженных с комму­никативной ситуацией и формуляром документа: название, адресант, адресат, функция, структура, характер передаваемой информации, простран­ственно-временная локализация документа. Утверждается, что дело­вые письма являются отдельным видом документа, однотип­ность их структуры и незначительная вариативность в реализации жан­ровых параметров позволяют автоматиче­ски определять жанр при отсут­ствии самоназвания документа.

Abstract

The relevance of the study is determined by the need to create linguistic corpora of historical sources — the acts and other documents of limited acces­sibility, which are kept in regional archives. The material for the work was the Mikhailovsky village ataman fund of the State Archive of the Volgograd Re­gion (SAVR, fund 332, inventory 1, files 1—158, 1734—1837). In order to deter­mine the speech markers of the document genre for its automatic recogni­tion in the corpus, the business letters of the mid-18th century were para­metrized. The study has confirmed that the Don Troops office documents con­tained in­formation on investigative matters. The speech markers are deter­mined by the communicative situation and the document form. They include a sender’s name, addressee, function, structure, the type of transmitted infor­mation, spa­tio-temporal localization of the document. Business letters are claimed to be a particular document type. The uniformity of their structure and insignificant variability in genre parameters realization enable automatic genre identifica­tion even if the document title is missing.

Скачать статью

Функции соматизмов в поэзии Б. Пастернака

Аннотация

Активно использование соматизмов в поэзии Б. Пастернака связа­но с особенностями мировосприятия поэта. Проведенный квантита­тивный анализ показывает, что в лирике поэта присутствует более 100 соматизмов. Из них наиболее активно используются названия, свя­занные со зрительным восприятием (глаза, очи, зрачок и др.), второй по значимости является рука и ее составляющие (рука, плечи, ладони, локти и др.), что определяется отображением любовного контакта. Отмечается, что человек часто представлен у Пастернака метоними­чески, через перечисление названий отдельных органов, представляющих и замещающих его целиком. Параллельно происходит персонификация всех сущностей мира путем присвоения им частей человеческого тела, которые выступают как олицетворяющие детали. Нередко соматизмы представлены в составе фразеологизмов, как трансформированных, так и нетрансформированных, но в обоих случаях порождается новый об­разный смысл, часто не заложенный в идиоматику.

Abstract

The article analyzes the somatic vocabulary in the poetry of B. Pasternak. It is concluded that the poet actively uses the words of this semantic class that is associated with some peculiarities of his world perception. The quantitative analysis of somatic elements shows that more than 100 somatisms are used in the poet's lyrics. Of these, the words associated with visual perception (eyes, pupil, etc.) are most actively used, the second most important unit is the hand and its components (arm, shoulders, palms, elbows, etc.) which is determined by the representation of love contact. It is noted that a person is often repre­sented metonymically in Pasternak’s poetry through the enumeration of indi­vidual organs that represent and replace him entirely. Simultaneously, all the entities of the world are personified by assigning them parts of the human body which act as personifying details. Often somatisms are presented as part of phraseological units, both transformed and not, but in both cases a new fig­urative meaning is generated, often not embedded in these idioms.

Скачать статью

Языковые средства создания образа жен­щины-мусульманки в спортивном интернет-дискурсе

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена недостаточно высоким уровнем знакомства российского этносоциума с мусульманской культу­рой и ее особенностями, которые находят освещение в средствах массо­вой информации. В связи с многомерностью образа мусульманской женщины в статье рассматривается один из аспектов ее коммуника­тивно-дискурсивной реализации, а именно лексические средства, ис­пользуемые авторами для создания образа мусульманки-спортсменки. Фактический материал взят из российских интернет-источников, по­священных мусульманской проблематике. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в текстах спортивной тематики в каче­стве ключевой для создания образа мусульманской женщины использу­ется лексическая единица «хиджаб». В анализируемых материалах лек­сема «хиджаб» подвергается ресемиотизации, характер которой зави­сит от ролевой идентификации участников наррации. Для нарратора, транслирующего ценности западного общества, хиджаб в спортивном дискурсе является линговкультурным маркером эмансипации и преодо­ления гендерной асимметрии. Для мусульманских спортсменок хиджаб становится средством демонстрации своей культурной идентичности и свидетельством приверженности собственным этническим и религи­озным традициям.

Abstract

The relevance of the conducted research is determined by insufficient lev­el of knowledge of the Muslim culture and its features, typical for modern Russian society. Due to the multidimensional nature of a Muslim woman im­age, the article considers one of the aspects of its discursive representation, which is the lexical means used by the authors to portray a Muslim woman athlete. The research material comes from Russian Internet sources devoted to Muslim issues. The results of the research indicate that the word hijab is used as a key element for creating the image of a Muslim woman in sports texts. In the analyzed materials, the hijab is subjected to resemiotization, which nature depends on the role identification of the participants in the narrative. For a narrator who promotes the values of Western society, the hijab in sports dis­course is a lingo-cultural marker of emancipation and overcoming gender asymmetry. For Muslim women athletes, the hijab becomes a means of demonstrating their cultural identity and a way to prove the value of their own ethnic and religious traditions.

Скачать статью