Языковые средства создания образа женщины-мусульманки в спортивном интернет-дискурсе
- Страницы / Pages
- 45-55
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена недостаточно высоким уровнем знакомства российского этносоциума с мусульманской культурой и ее особенностями, которые находят освещение в средствах массовой информации. В связи с многомерностью образа мусульманской женщины в статье рассматривается один из аспектов ее коммуникативно-дискурсивной реализации, а именно лексические средства, используемые авторами для создания образа мусульманки-спортсменки. Фактический материал взят из российских интернет-источников, посвященных мусульманской проблематике. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в текстах спортивной тематики в качестве ключевой для создания образа мусульманской женщины используется лексическая единица «хиджаб». В анализируемых материалах лексема «хиджаб» подвергается ресемиотизации, характер которой зависит от ролевой идентификации участников наррации. Для нарратора, транслирующего ценности западного общества, хиджаб в спортивном дискурсе является линговкультурным маркером эмансипации и преодоления гендерной асимметрии. Для мусульманских спортсменок хиджаб становится средством демонстрации своей культурной идентичности и свидетельством приверженности собственным этническим и религиозным традициям.
Abstract
The relevance of the conducted research is determined by insufficient level of knowledge of the Muslim culture and its features, typical for modern Russian society. Due to the multidimensional nature of a Muslim woman image, the article considers one of the aspects of its discursive representation, which is the lexical means used by the authors to portray a Muslim woman athlete. The research material comes from Russian Internet sources devoted to Muslim issues. The results of the research indicate that the word hijab is used as a key element for creating the image of a Muslim woman in sports texts. In the analyzed materials, the hijab is subjected to resemiotization, which nature depends on the role identification of the participants in the narrative. For a narrator who promotes the values of Western society, the hijab in sports discourse is a lingo-cultural marker of emancipation and overcoming gender asymmetry. For Muslim women athletes, the hijab becomes a means of demonstrating their cultural identity and a way to prove the value of their own ethnic and religious traditions.
Список литературы
1. Иноземцева Е. Н. К вопросу о правах женщин в исламе // Власть. 2009. № 12. С. 98—100.
2. Федорова Ю. Е. «Женский вопрос» в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе // Философская мысль. 2015. № 10. С. 102—128.
3. Вента Р. Эволюция образа мусульманки в исследованиях XX—XXI вв. // Женщина в российском обществе. 2012. № 1. С. 81—88.
4. Вагабов М. В. Ислам и женщина. М., 1968.
5. Кобозева И. М. Немец, англичанин, француз и русский: выявление стереотипов национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. № 3. С. 102—117.
6. Крысин Л. П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург, 2003. С. 450—455.
7. Березович Е. Л. Язык и традиционная культура. М., 2007.
8. Бекирова Л. С., Ильченко И. А. Женщина в исламе: история и современность // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер.: Философия. Культурология. Социология. 2013. № 4. Т. 26 (65). С. 97—103.
9. Кушев В. В. Хиджаб // Ислам : энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прохоров. М., 1991. С. 278.
10. Богданова О. Ю. Заголовок как элемент текста // Вестник Костромского государственного университета. 2007. № 1. С. 116—119.
11. Хиджаб занял почетное место на Берлинском марафоне // IslamNews: информ. агентство России : [сайт]. URL: https://islamnews.ru/news-hidzhab-zanjal-pochetnoe-mesto-na-berlinskom-marafone (дата обращения: 30.11. 2019).
12. Спортсменка в хиджабе вошла в список 100 влиятельных людей Time // Ансар: информационно-аналитический канал : [сайт]. URL: http://www.ansar. ru/sobcor/sportsmenka-v-hidzhabe-voshla-v-spisok-100-vliyatelnyh-lyudej-time (дата обращения: 11.02.2020).
13. Судьи дисквалифицировали спортсменку в хиджабе // Мусульманка: женский журнал : [сайт]. URL: http://musulmanka.su/index.php/dosug/ sport/item/sudidiskvalifitsirovali-sportsmenku-v-khidzhabe.html?category_id=77 (дата обращения: 11.02.2020).
14. Спортивные ассоциации меняют правила // Исламосфера: культура как образ жизни : [сайт]. URL: http://islamosfera.ru/sportivnye-associacii-menyayut-pravila-razreshaya-sportsmenkam-nosit-xidzhab/ (дата обращения: 12.02.2020).
15. Они ломают стереотипы // Sputnik Таджикистан : [сайт]. URL: https://tj.sputniknews.ru/sport/20200201/1030632633/samye-yarkie-sportsmenki- khidzhab.html (дата обращения: 15.02.2020).
16. Распространение мира через баскетбол // Мусульманка: женский журнал : [сайт]. URL: http://www.musulmanka.su/index.php/dosug/sport/item/ rasprostranenie-mira-cherez-basketbol-zhenskaya-basketbolnaya-komanda-studen tok-musulmanok-v-amerike.html?category_id=77 (дата обращения: 20.02.2020).
17. Ярлыкапов А. Стыдные вопросы про хиджаб и паранджу // Медуза : [сайт]. URL: https://meduza.io/feature/2016/09/01/stydnye-voprosy-pro-hidzhab-i- parandzhu (дата обращения: 03.03.2020).
18. Догадина Е. Не хиджабом единым // Wonderzine : [онлайн-издание]. URL: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/236435-islam-and-femi nism (дата обращения: 03.03.2020).
19. Ярошевский А. «Надеюсь посостязаться с Медведевой»: арабская фигуристка о своих кумирах, катании в хиджабе и поддержке властей ОАЭ // RT на русском : [онлайн-издание]. URL: https://russian.rt.com/sport/article/ 617952-zahra-lari-oae-figurnoe-katanie (дата обращение: 20.02.2020).
20. Под покровом. Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2019/09/10/ islamic_fashion/ (дата обращения: 21.02.2020).