Субъективная модальность художественного текста: онтологический статус в авторской концепции мира
- Страницы / Pages
- 5-14
Аннотация
Художественный текст расценивается современной лингвистикой как динамическая коммуникативная единица, в связи с чем возникает необходимость рассмотрения ее конституентов. Субъективная модальность является коммуникативно-семантической категорией художественного текста, благодаря которой становится возможным всестороннее предс тавление отношения автора к сообщаемому. В статье обосновывается онтологический статус субъективной модальности художественного текста как компонента авторской концепции мира. Материалом исследования послужили художественный очерк М. Ю. Лермонтова «Кавказец», жанр которого демонстрирует сложный синтез различных зон реализации субъективной модальности. Авторская концепция, воплощаемая с помощью различных средств субъективной модальности, обусловлена системой ценностей писателя, его духовным опытом и эстетической когницией. Анализ языкового материала позволил определить, что субъективная модальность может быть реализована как синтез трех уровней — образа автора, рассказчика и героя, что позволяет обосновать в художественном тексте авторскую концепцию мира.
Abstract
A literary text is considered by modern linguistics as a dynamic communicative unit, in connection with which it becomes necessary to study its constituents. Subjective modality appears in a literary text as a communicative-semantic category that allows one to comprehensively represent the author’s attitude to the communicated instance. The purpose of the article stays with the need to substantiate the ontological status of the subjective modality of a literary text as a component of the author’s concept of the world. The material for the study is the literary text of the essay “Caucasian” by M.Yu. Lermontov as a genre that demonstrates a complex synthesis of various zones of implementation of subjective modality. The author’s concept, embodied with the help of various means of subjective modality, is determined by the writer’s system of values, his spiritual experience, and his aesthetic cognition. The analysis of the linguistic material made it possible to determine that the subjective modality can be realized as a synthesis of three levels — the image of the author, narrator and hero, which makes it possible to substantiate the author’s concept of the world in a literary text.
Список литературы
1. Андреева И. В. Функции квалификаторов субъективно-модальных значений в тексте романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (65), ч. 2. C. 46—48.
2. Бабенко Л. Г. Оценочный фактор в формировании модального пространства текста // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. / под ред. С. С. Ваулиной, В. И. Грешных. Калининград, 2009. С. 133—142.
3. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста : теория и практика. Екатеринбург, 2000.
4. Базалина Е. Н. Художественный текст и модальность // Научная мысль Кавказа. 2000. № 7. С. 75—76.
5. Большой энциклопедический словарь. URL: https://www.vedu.ru/bigen cdic/ (дата обращения: 30.07.2020).
6. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
7. Ваулина С. С. Модальность как коммуникативная категория: некоторые дискуссионные аспекты исследования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 8: Филологические науки. С. 7—12.
8. Ваулина С. С., Девина О. В. Авторская модальность как текстообразующая категория (к постановке проблемы) // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 8: Сер. Гуманитарные науки. С. 13—21.
9. Замятина Е. С. Семантика вводных слов субъективной оценки меры и степени // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 4. C. 164—167.
10. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 2009.
11. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.
12. Кривенко Г. А. Модальность художественного текста как проявление авторского «я» // Вестник Павлодарского государственного университета. Сер. Филологическая. 2011. № 2. С. 47—53.
13. Кузнецова А. В. Лирический универсум М. Ю. Лермонтова: семантика и поэтика : монография. Ростов н/Д, 2003.
14. Лермонтов М. Ю. Кавказец // RoyalLib.com : [электрон. библиотека]. URL: https://royallib.com/book/lermontov_mihail/kavkazets.html (дата обращения: 30.07.2020).
15. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью: Референциальные аспекты семантики местоимений. М., 2008.
16. Постовалова М. В. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1999. С. 8—70.
17. Романова Н. Л. Ролевые воплощения «я» в аспекте двуперспективного эгоцентрического повествования // Studia Linguistica 12: Перспективные направления современной лингвистики. СПб., 2003. С. 296—304.
18. Солганик Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие. 14-е изд. М., 2018.
19. Чумакова Т. В. Способы выражения эмоциональной семантики в синтаксисе романа «Евгений Онегин» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-1 (48). C 192—196.
20. Якимец Н. В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М. А. Булгакова) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 1999.
21. Culpepe J., Gillings M. Pragmatics: Data trend // Journal of Pragmatics. 2019. Vol. 145. P. 4—14. doi: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.01.004.
22. Norrick N. R. Narrative illocutionary acts direct and indirect // Journal of Pragmatics. 2015. Vol. 86. P. 94—99. doi: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2015.05.008.
23. Wood T. Abstraction and adherence in discourse processes // Journal of Pragmatics. 2009. Vol. 41, iss. 3. P. 484—496. doi: https://doi.org/10.1016/j.prag ma.2008.05.015.