Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Субъективная модальность художественного текста: он­тологический статус в авторской концепции мира

Страницы / Pages
5-14

Аннотация

Художественный текст расценивается современной­ лингвисти­кой как динамическая коммуникативная единица, в связи с чем возника­ет необходимость рассмотрения ее конституентов. Субъективная мо­дальность является коммуникативно-семантической категорией худо­жественного текста, благодаря которой становится возможным все­стороннее предс  тавление отношения автора к сообщаемому. В статье обосновывается онтологический статус субъективной модальности ху­дожественного текста как компонента авторской концепции мира. Материалом исследования послужили художественный очерк М. Ю. Лер­монтова «Кавказец», жанр которого демонстрирует сложный синтез различных зон реализации субъективной модальности. Автор­ская кон­цепция, воплощаемая с помощью различных средств субъективной мо­даль­ности, обусловлена системой ценностей писателя, его ду­ховным опытом и эстетической когницией. Анализ языкового материала позво­лил определить, что субъективная модальность может быть реа­лизована как синтез трех уровней — образа автора, рассказчи­ка и ге­роя, что позволяет обосновать в художественном тексте ав­тор­скую кон­цепцию мира.

Abstract

A literary text is considered by modern linguistics as a dynamic commu­nicative unit, in connection with which it becomes necessary to study its con­stituents. Subjective modality appears in a literary text as a communicative-semantic category that allows one to comprehensively represent the author’s attitude to the communicated instance. The purpose of the article stays with the need to substantiate the ontological status of the subjective modality of a literary text as a component of the author’s concept of the world. The material for the study is the literary text of the essay “Caucasian” by M.Yu. Lermon­tov as a genre that demonstrates a complex synthesis of various zones of im­plementation of subjective modality. The author’s concept, embodied with the help of various means of subjective modality, is determined by the writer’s system of values, his spiritual experience, and his aesthetic cognition. The analysis of the linguistic material made it possible to determine that the sub­jective modality can be realized as a synthesis of three levels — the image of the author, narrator and hero, which makes it possible to substantiate the au­thor’s concept of the world in a literary text.

Список литературы

1. Андреева И. В. Функции квалификаторов субъективно-модальных значе­ний в тексте романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова // Филологические науки. Вопросы теории  и практики. 2016. № 11 (65), ч. 2. C. 46—48.

2. Бабенко Л. Г. Оценочный фактор в формировании модального простран­ства текста // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. / под ред. С. С. Ваулиной, В. И. Грешных. Кали­нинград, 2009. С. 133—142.

3. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художе­ственного текста : теория и практика. Екатеринбург, 2000.

4. Базалина Е. Н. Художественный текст и модальность // Научная мысль Кавказа. 2000. № 7. С. 75—76.

5. Большой энциклопедический словарь. URL: https://www.vedu.ru/bigen cdic/ (дата обращения: 30.07.2020).

6. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003. 

7. Ваулина С. С. Модальность как коммуникативная категория: не­которые дискуссионные аспекты исследования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 8: Филологические науки. С. 7—12.

8. Ваулина С. С., Девина О. В. Авторская модальность как текстообра­зующая категория (к постановке проблемы) // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 8: Сер. Гуманитарные науки. С. 13—21.

9. Замятина Е. С. Семантика вводных слов субъективной оценки меры и сте­пени // Филологические науки. Вопросы теории  и практи­ки. 2019. Т. 12, вып. 4. C. 164—167.

10. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 2009.

11. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление.  Л., 1972.

12. Кривенко Г. А. Модальность художественного текста как прояв­ление ав­торского «я» // Вестник Павлодарского государственного университета. Сер. Фи­лологическая. 2011. № 2. С. 47—53.

13. Кузнецова А. В. Лирический универсум М. Ю. Лермонтова: се­мантика и поэтика : монография. Ростов н/Д, 2003.

14. Лермонтов М. Ю. Кавказец // RoyalLib.com : [электрон. биб­лиотека]. URL: https://royallib.com/book/lermontov_mihail/kavkazets.html (дата обраще­ния: 30.07.2020).

15. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действитель­ностью: Референциальные аспекты семантики местоимений. М., 2008.

16. Постовалова М. В. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1999. С. 8—70.

17. Романова Н. Л. Ролевые воплощения «я» в аспекте двуперспек­тивного эгоцентрического повествования // Studia Linguistica 12: Пер­спективные направления современной лингвистики. СПб., 2003. С. 296—304.

18. Солганик Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие. 14-е изд. М., 2018.

19. Чумакова Т. В. Способы выражения эмоциональной семантики  в синтак­сисе романа «Евгений Онегин» // Филологические науки. Во­просы теории и практики. 2015. № 6-1 (48). C 192—196.

20. Якимец Н. В. Категория авторской модальности в функциональ­ном ас­пекте (на материале «Театрального романа» М. А. Булгакова) : ав­тореф.  дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 1999.

21. Culpepe J., Gillings M. Pragmatics: Data trend // Journal of Pragmat­ics. 2019. Vol. 145. P. 4—14. doi: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2019.01.004.

22. Norrick N. R. Narrative illocutionary acts direct and indirect // Jour­nal of Pragmatics. 2015. Vol. 86. P. 94—99. doi: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2015.05.008.  

23. Wood T. Abstraction and adherence in discourse processes // Jour­nal of Pragmatics. 2009. Vol. 41, iss. 3. P. 484—496. doi: https://doi.org/10.1016/j.prag ma.2008.05.015.