Филология, педагогика, психология

2014 Выпуск №11

Социальная идентичность в условиях культурного многообразия: поиск или навязывание? (на примере Калининградской области)

Аннотация

На примере Калининградской области обсуждается вопрос о формировании социальной идентичности в современном российском обществе. На основе анализа регионального публичного дискурса, данных со¬циологических исследований и кейс-стади рассматривается процесс продвижения и навязывания модели нормативности и социальной идентичности, маркируемых как характерных для «подавляющего большинства» граждан, «традиционных» для российского общества и морально верных, но противоречащих реальному состоянию общественного сознания многокультурного социума

Скачать статью

Социальное содействие как фактор снижения межэтнических противоречий

Аннотация

Представлены некоторые результаты исследования связи между отношением молодежи к мигрантам и их компетентностью в социальном содействии, а также опыт формирования, компетенции в социальном содействии как фактор, снижающий интенсивность межэтнических противоречий. Доказано, что становление компетенции в социальном содействии наиболее результативно происходит в процессе самой социально значимой деятельности (поведения), при условии ее результативности.

Скачать статью

Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия

Аннотация

Приводится теоретическое обоснование проблемы межкультурной сенситивности, анализируются отечественные и зарубежные подходы к исследованию феномена. Представлены результаты эмпирического исследования межкультурной сенситивности студентов, имеющих разный опыт межличностных отношений с представителями различных культур, этносов.
Установлено, что более высокие показатели межкультурной сенситивности свойственны студентам, имеющим опыт межкультурного взаимодействия более 10 лет. При этом существуют различия в соотношении компонентов межкультурной сенситивности в группах с разным опытом межкультурного взаимодействия.

Скачать статью

Формирование поликультурной образовательной среды в начальной школе: опыт и перспективы

Аннотация

Рассматривается проблема поликультурного воспитания в начальной школе. Обосновывается идея о том, что поликультурное воспитание начинается с национальных традиций семьи. Выделяются и описываются основные цели, средства и формы поликультурного образования в начальной школе. Обобщается практический опыт учителей МАОУ НОШ № 53 г. Калининграда по поликультурному образованию. Излагаются взгляды на роль поликультурного воспитания в развитии личности младшего школьника и формировании его гражданской позиции.

Скачать статью