Филология, педагогика, психология

2010 Выпуск №08

Авторская модальность как текстообразующая категория (к постановке проблемы)

Аннотация

Рассматривается дискуссионный вопрос об авторской модальности как одной из ключевых категорий текста; выражается позиция относительно структурно-функциональной соотнесенности авторской модальности, субъективной модальности и аксиологической модальности; определяется характер межкатегориальных отношений авторской модальности.

Скачать статью

Модальная организация научного текста: маркеры диалогичности в русских орфографических трактатах XVI века

Аннотация

На материале русских орфографических трактатов XVI века оценивается специфика модальной организации текстов, знаменующих начальную стадию формирования научного стиля русского языка; аргументируется интерпретация маркеров диалогичности как репрезентантов коммуникативно-прагматической модальности.

Скачать статью

Субъективная модальность газетного текста XVIII века

Аннотация

На материале газет «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости» анализируются модальные средства, выражающие отношение авторов печатных текстов к содержанию сообщений, устанавливается состав модальных экспликаторов, план выражения и план содержания изучаемого модального фрагмента. В соответствии с особенностями первых газет периода формирования отечественной периодики квалифицируется «модальный фон» публикаций.

Скачать статью

Функционирование ядерных экспликаторов модального значения необходимости в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» и в его польском переводе

Аннотация

На материале романа Л. Н. Толстого «Воскресение» и его польского перевода рассматриваются ядерные экспликаторы одного из микрополей ситуативной модальности — микрополя необходимости; устанавливается функционально-семантическая иерархия соответствующих модальных модификаторов; выявляются общие, типологические черты и внутриязыковые особенности в характере функционирования рассматриваемых модальных средств.

Скачать статью

Особенности функционирования высказываний с модальным значением возможности в текстах телевизионной рекламы

Аннотация

Исследуется специфика высказываний с модальным значением возможности, формирующей область ситуативной модальности, в текстах телевизионной рекламы; предпринимается попытка классифицировать речевые ситуации с точки зрения носителя признака возможности; рассматриваются особенности функционирования семантических вариантов глагола мочь.

Скачать статью