Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Лента Мёбиуса прагмасемантики смысла: от культуры через субъектность в ничто — и обратно

The Mobius strip of the pragmasemantics of sense: from culture through subjectivity to nothingness and back
DOI
10.5922/2225-5346-2023-4-1
Страницы / Pages
8-30

Аннотация

Автор предпринимает попытку систематически представить смыслообразова­ние с точки зрения прагмасемантического подхода. Его применение открывает воз­можность показать, как взаимодействуют основные факторы смыслообразования — социально-культурные практики и субъектность. Их взаимодействие нелинейно: субъ­ектность является результатом усвоения социально-культурного опыта и сопровож­дающей коммуникации нарративного формата. Самосознание Я — это результат социализации личности в ее рефлексивном самоописании. Тем самым оно образует «странную петлю» (Д. Хофштадтер), в которой внутреннее замыкается на внешнее, социальное — на индивидуальное. Так носитель самосознания обретает горизонт виде­ния мира, уходящий за рамки физического присутствия, а с этим и способность не только к реагированию на ситуативность, но и к потенциированию ситуативности, прокреативного преадаптационного реагирования на свое окружение. Субъектность — пластичная сущность, готовая к наполнению новым содержанием, способная к само­изменению, становлению иным. Главная идентичность самосознающей личности — самодостаточный знак самого себя как «человека без свойств». Человеческое бытие есть нехватка, отсутствие, утрата, стремление к перемене. Оно подобно пустоте, которая не умещается в знаки, блуждающий избыток, соединяющий несоединимое. В этой связи специальное внимание в статье уделено апофатической природе смыслооб­разования. Паузы, интервалы, разрывы, пробелы делают знаки знаками на фоне небы­тия. Субъектность выступает «пользователем пустот» как метаконтекст — ис­точник, средство и результат смыслопорождения. Она сама является пробелом в бы­тии, как незаполненность, готовая к дополнениям и перезагрузкам незавершенность. В этой связи субъектность предстает универсальным интерфейсом с потенциально бесконечными взаимосвязями контекстов. Этот интерфейс реализует взаимодей­ствие между реальным и любым иным возможным миром, позволяя переходить от ситуации физической действительности в воображаемую и наоборот, а то и рас­сматривать их одновременно.

Abstract

The author endeavors to systematically present sense formation through the lens of the pragmasemantic approach. It enables the demonstration of how the primary factors of sense formation, socio-cultural practices and personal agency interact. Their relationship is non-linear: subjectivity results from the assimilation of socio-cultural experiences and the accom­panying narrative communication. Self-consciousness of the Self arises from the socialization of the individual through reflexive self-description. Thus, it engenders a "strange loop" (as described by Hofstadter), in which the inner becomes entwined with the outer, and the social intertwines with the individual. In this way, the possessor of self-consciousness gains a broader worldview extending beyond physical existence. This expanded perspective not only facilitates responses to situationality but also enhances the potential to proactively pre-adapt to one's environment. Selfhood is a flexible entity, receptive to new content, capable of self-modification, and open to change. The primary identity of the self-aware individual is the self-sufficient personality without any specific characteristics. Human existence is marked by absence, lack, loss, and an aspiration for change. It resembles an emptiness that defies classifi­cation, a drifting surplus that connects the unconnected. In this context, the article places particular emphasis on the apophatic nature of sense formation. Pauses, intervals, breaks, and gaps give rise to signs within the backdrop of non-existence. Subjectivity functions as a ‘user of voids’, serving as a metacontext, a source, means, and outcome of sense formation. It exists as a gap within being, an inherent incompleteness ready for completion and replenishment. In this regard, personal agency manifests as a universal interface, potentially facilitating infinite interconnections across contexts. This interface facilitates interactions between the tangible reality we inhabit and any conceivable alternative worlds. It enables transitions from physical reality to the realm of imagination and vice versa, or even simultaneous consideration of both.

Список литературы

Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенно­сти: непредсказуемые маршруты эволюции. М., 2018.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984—1985. М., 1986. С. 80—160.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бродский И. Н. Отрицательные высказывания. Л., 1973.

Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М., 2004.

Золян С. Т. Прагматика как самопорождение субъекта // Вопросы филосо­фии. 2023а. № 7. C. 93—103. doi: 10.21146/0042-8744-2023-7-93-103.

Золян С. Т. Местоимение «я»: механизм само- и ино-описания // Труды Ин­ститута русского языка им. В. В. Виноградова. 2023б. № 2. С. 26—39. doi: 10.31912/pvrli-2023.2.2.

Ильин М. В. Логономические системы: рефлексия, осмысленность и верба­лизация действия // Социальная семиотика: точки роста. СПб., 2020. С. 30—32.

Куренной В. Семантический треугольник Готлоба Фреге. URL: https:// postnauka.ru/wtf/154781 (дата обращения: 01.02.2023).

Латур Б. Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию. М., 2014.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения : в 2 т. М., 2010. Т. 1.

Лосев А. Ф. Философия имени / Самое само : сочинения. М., 1999.

Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб., 2000.

Магун А. В. Искус небытия: Энциклопедия диалектических наук. СПб., 2020. Т. 1 : Отрицательная эстетика.

Между миром и языком: текст и смысл в коммуникативном контексте / под ред. С. Т. Золяна и Г. Л. Тульчинского. Калининград, 2022.

Налимов В. В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1974.

Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 2007.

Невважай И. Д. Смысл знака и смысл значения в эпистемологии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политоло­гия. 2023. № 71. С. 29—38.

Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концепту­альные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М., 2011.

Павлова В. Д., Чупахин Н. П. От философии смысла к философии культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (21). С. 50—55.

Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Тульчинский Г. Л. К проблеме смысла в социальной семиотике: глубокая се­миотика как концептуальное расширение социальной семиотики // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 4. С. 15—26.

Тульчинский Г. Л. Расширение возможностей семиотического анализа: ис­точники и содержание концепции «глубокой семиотики» // Вопросы филосо­фии. 2019а. № 11. C. 115—125.

Тульчинский Г. Л. Тело свободы: ответственность и воплощение смысла. СПб., 2019б.

Тульчинский Г. Л. Апофатика и институционализация: прагмасемантиче­ский анализ // Политическая концептология. 2022а. № 3. С. 29—48.

Тульчинский Г. Л. От Слинина к Кэрроллу и обратно. Апофатика и нонсенс как предпосылки логического анализа // Логико-философские штудии. 2022б. Т. 20, № 2. C. 23—53. doi: 10.52119/LPHS.2022.50.23.004.

Фомин И. В., Ильин М. В. Социальная семиотика: траектории интеграции со­циологического и семиотического знания // Социологический журнал. 2019. Т. 25, № 4. С. 123—141.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2015.

Хенрих Д. Мышление и самобытие. Чтения о субъективности. М., 2018.

Хофштадтер Д. Я — странная петля. М., 2022.

Человек как открытая целостность / отв. ред. Л. П. Киященко, Т. А. Сидоро­ва. Новосибирск, 2022.

Шурипа С. Действие и смысл в искусстве второй половины ХХ века. СПб. ; М., 2021.

Эпштейн М. Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., 2004.

Badiou A. Being and Event. N. Y., 2007.

Damasio A. Self Comes to Mind: Constructing the Conscious Brain. N. Y., 2010.

Frege G. Function und Begriff. Vortrag gehalten in der Sitzung vom 9. Januar 1891 der Jenaischen Gesellschaft für Medicin und Naturwissenschaft. Jena, 1891.

Frege G. Über Begriff und Gegenstand // Vierteljahresschrift für wissen­schaft­liche Philosophie. 1892а. Bd. 16. S. 192—205.

Frege G. Über Sinn und Bedeutung // Zeitschrift für Philosophie und philoso­phi­sche Kritik. 1892б. Bd. 100. S. 25—50.

Frege G. Der Gedanke: Eine logische Untersuchung // Beiträge zur Philosophie des Deutschen Idealismus. Erfurt, 1918—1919. Bd. 1. S. 58—77.

Galloway A. R., Thacker E., Wark M. Excommunication. Three inquiries in media and mediation. Chicago, 2014.

Magun A. Negative Revolution. Modern Political Subject and Its Fate after the Cold War. L. ; N. Y., 2013.

Zolyan S. On pragma-semantics of expressives. Between words and actions // Stu­dies at the Grammar-Discourse Interface / ed. by A. Haselow, S. Hancil. Amster­dam, 2021. P. 245—271.