Слово.ру: Балтийский акцент

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Визуальный текст средневекового Владимира: к анализу доминантного образа экстерьерной пластики соборов

Visual text of medieval Vladimir: the analysis of the dominant image of cathedral exteriors
DOI
10.5922/2225-5346-2022-4-3
Страницы / Pages
43-58

Аннотация

В статье предпринята попытка определить концептуальные основания анализа влияния художественного оформления храмов средневекового Владимира на формиро­вание городского сакрального пространства. Цель исследования в том, чтобы на при­мере Владимира периода правления Андрея Боголюбского и Всеволода III обосновать градообразующее значение экстерьерных скульптурных программ в качестве такого визуального текста, который кодирует ключевые параметры смысловой организации городской топики. Сформулированы герменевтические пресуппозиции и исходные культурологические условия такого анализа. С опорой на визуальную семиотику Ум­берто Эко показано, что внешняя храмовая декорация Владимира выступает и как эстетический объект, и как семиотическая конструкция. В русле логической семан­тики Готлоба Фреге определены денотативный (содержательный) и коннотативный (смысловой) уровни кодирования и декодирования сакральных визуальных текстов вла­димирских соборов. Классифицированы базовые референции центрального образа экс­терьерной пластики — библейского Давида, а также те нарративы, которые опреде­ляются этими референциями. Через различение текста и подтекста показан меха­низм локализации универсальных религиозных нарративов и тем самым определена роль внешней храмовой декорации в процессе конструирования сакральной городской топики. В итоге обоснована возможность интерпретировать храмовую декорацию средневекового Владимира в качестве визуального текста, который, во-первых, выра­жает подразумеваемые смыслы, связанные с конкретными изображениями через код и контекст, и, во-вторых, транслирует эти смыслы в окружающую среду, формируя культурное пространство города.

Abstract

The article attempts to determine the conceptual foundations for analyzing the influence of the artistic design of the temples of medieval Vladimir on the formation of the urban sacred space. The study aims to use the example of Vladimir during the reign of Andrei Bogolyubsky and Vsevolod III to substantiate the city-forming significance of exterior sculptural programs as a visual text that encodes the key parameters of the semantic organisation of urban environment. Hermeneutic presuppositions and initial cultural conditions for such an analysis are formulated. Based on the visual semiotics of Umberto Eco, it is shown that the external temple decoration of Vladimir acts both as an aesthetic object and as a semiotic construction. In line with the logical semantics of Gottlob Frege, the denotative (meaningful) and connotative (semantic) levels of coding and decoding of sacred visual texts of Vladimir cathedrals are defined. The basic references of the central image of the exterior plastics — the biblical David, as well as those narratives that are determined by these references are classified. The mechanism of localisation of universal religious narratives is shown through the distinction between text and subtext. Thus, the role of external temple decoration in constructing a sacred urban topic is determined. As a result, the possibility of interpreting the temple decoration of medieval Vladimir as a visual text is substantiated, which, firstly, expresses the implied meanings associated with specific images through code and context, and, secondly, translates these meanings into the environment, forming the cultural space of the city.

Список литературы

Аванесов С. С. Визуальная аксиология пост-киевской урбанистической моде­ли // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2022. № 1 (31). С. 24—40.

Аверьянов К. А. К трактовке рельефов Дмитриевского собора во Владимире // Историческое обозрение. 2018. № 19. С. 56—60.

Аверьянова Ю. В. Отражение софийной идеи домостроительства в «Повести об убиении Андрея Боголюбского» // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2002. № 1 (7). С. 90—94.

Вагнер Г. К. Дмитриевский собор. Архитектура и скульптура Дмитриевского собора во Владимире. Л., 1969.

Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в рус­ском искусстве ХIV—ХV веков. М., 1980а.

Вагнер Г. К. Старые русские города. М. ; Лейпциг, 1980б.

Вагнер Г. К. Архитектурная программа Андрея Боголюбского // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 198—201.

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII—ХV веков. Т. 1 : ХII сто­летие. М., 1961.

Воронин Н. Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1967.

Герцен А. И. Venezia la bella // Собр. соч. Т. 11 : Былое и думы. Ч. VI—VIII. М., 1957. С. 468—483.

Гладкая М. С. Рельефная пластика Дмитриевского собора XII века во Влади­мире. Некоторые результаты работы над «Каталогом» // Вестник РГНФ. 1997. № 4. С. 154—161.

Гладкая М. С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире. Опыт ком­плексного исследования. М., 2009.

Данилевский И. Н. Поучение Владимира Мономаха и храмовая резьба Вла­димиро-Суздальской земли // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2008. Т. 5. С. 286—303.

Даркевич В. П. Образ царя Давида во владимиро-суздальской скульптуре // Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. 1964. Вып. 99. С. 46—53.

Долгов В. В. Древнерусский город XI—XIII веков как сакральное простран­ство // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. 1: История. 2005. № 2. С. 17—24.

Заграевский С. В. Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георги­евского собора в Юрьеве-Польском. М., 2008. URL: http://rusarch.ru/zagraevsky 22.htm (дата обращения: 10.03.2022).

Золян С. Т. Юрий Лотман о смысле, тексте, истории. Темы и вариации. М., 2020.

Ищук-Фадеева Н. И. Подтекст // Культурология. 2011. № 1 (56). С. 162—175.

Кириченко Е. И. Храм и город. О содержательно-структурном единстве рус­ского сакрального пространства // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., 2008. С. 285—315.

Лебедев Л., прот. Москва патриаршая. М., 1995.

Лелеков Л. А. Искусство древней Руси в его связях с Востоком // Древнерус­ское искусство. Зарубежные связи. М., 1975. С. 55—80.

Лидов А. М. О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII—XIII вв. // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в. СПб., 1997. С. 172—184.

Лифшиц Л. О программе резного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Поль­ском // Искусствознание. 2019. № 3. С. 80—99.

Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2010.

Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976.

Симян Т. С. От биосферы до ноосферы: теория и практика // Критика и се­миотика. 2019. № 1. С. 173—197.

Симян Т. С. Визуализация христианских ценностей в интерьере и экстерье­ре Ереванского государственного университета (на примере теологического фа­культета) // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 84—99.

Солнцев Н. И. Концепт «Нового Иерусалима» в строительной инициативе Андрея Боголюбского // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Ло­бачевского. 2012а. № 4 (1). С. 275—281.

Солнцев Н. И. Формирование сакральной символики русского средневеково­го города // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012б. № 6 (1). С. 180—187.

Спешилова Е. И. Интерпретация имени Аристотель в аналитической фило­софии // ΣХΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10, вып. 2. С. 483—489.

Степанян А. А., Симян Т. С. Ереван как семиотический текст (опыт рекон­струкции «начала» и «конца» проспекта Маштоца) // Критика и семиотика. 2012. № 16. С. 6—16.

Столетов А. В. Георгиевский собор города Юрьева-Польского XIII века и его реконструкция // Из истории реставрации памятников культуры. М., 1974. С. 111—134.

Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Философия русского религиозного искусства ХVI—ХХ вв. М., 1993. С. 195—219.

Уколова В. И. Город как парадигма средневековой культуры (к проблеме куль­турного пространства урбанизации) // Урбанизация в формировании со­циокультурного пространства. М., 1999. С. 134—147.

Фреге Г. Логика и логическая семантика / пер. с нем. Б. В. Бирюкова. М., 2000.

Эко У. Отсутствующая структура / пер. с ит. В. Резник, А. Погоняйло. СПб., 2006.