Слово.ру: Балтийский акцент

2024 Том 15 №2

Назад к списку Скачать статью Download the article

Технологическая метафора и коммуникативные модели в новейшей русскоязычной поэзии

Technological Metaphor and Communicative Models in Contemporary Russian Poetry
DOI
10.5922/2225-5346-2024-2-10
Страницы / Pages
160-179

Аннотация

Изучено функционирование технологической метафоры и коммуникативных мо­делей в поэтическом дискурсе. Новейшая русскоязычная поэзия исследована в ее отно­шении к цифровым технологиям в контексте междискурсивного взаимодействия. Проанализирована взаимосвязь технологической метафоры и коммуникативных моде­лей в современных поэтических текстах в рамках когнитивно-дискурсивного и медиа­когнитивного подходов. Технологическая метафора трактуется как то, что импли­цитно присуще и самим техническим объектам, и поэтическим текстам. Реализация технологической метафоры рассмотрена на двух уровнях — лексико-семантическом и когнитивно-коммуникативном. В статье предложен подход к изучению технологиче­ской метафоры в трех аспектах: исследование технического объекта как содержащего собственный метафорический субстрат, тематизация технического объекта в поэ­тическом тексте и стратегии метафоризации, а также имплицитное функциониро­вание технологической метафоры на уровне целого текста, влияющее на его коммуни­кативную структуру. В качестве ключевых параметров новых коммуникативных моделей в поэтическом дискурсе выделяются трансформация прототипического про­странства поэтического текста, изменение принципов поэтического фреймирования, семантическая и синтаксическая компрессия, множественная интеграция менталь­ных пространств, референциальная неопределенность, функционирование компью­терных терминов-метафор в поэтическом дискурсе и их вторичная метафоризация / деметафоризация. Активное междискурсивное взаимодействие поэзии и технологий приводит к возникновению коммуникативной эстетики, ключевым параметром ко­торой становится формирование гибридных когнитивно-коммуникативных зон в поэтическом дискурсе.

Abstract

The article investigates the functioning of technological metaphor and communication models in poetic discourse. The aim of the study is to explore contemporary Russian poetry in its relation to digital technologies, employing cognitive-discursive and media-cognitive ap­proaches. Technological metaphor is an implicit property inherent in both technical objects and poetic texts, which manifests itself on two levels: lexical-semantic and cognitive-communicative. The article proposes an approach to the study of technological metaphor in three aspects: the examination of a technical object as containing its own metaphorical sub­strate, the thematization of a technical object in a poetic text and metaphorization strategies, and the implicit functioning of a technological metaphor at the level of the whole text, which affects the communication structure of poetic discourse. The key parameters of the new com­munication models in poetic discourse include the transformation of the prototypical space of the poetic text, changes in the principles of poetic framing, semantic and syntactic compres­sion, multiple integration of mental spaces, referential uncertainty, the functioning of com­puter terms as metaphors in poetic discourse, and their secondary metaphorization/deme­ta­pho­rization. The active interaction of poetry and technology leads to the creation of communi­cation aesthetics, with a key parameter being the formation of hybrid cognitive-communi­ca­tive zones in poetic discourse.

Список литературы

Азарова Н. М. Язык философии и язык поэзии — движение навстречу (грамматика, лексика, текст). М., 2010.

Байтов Н. Стихотворения 2003 года. URL: http://levin.rinet.ru/FRIENDS/ BYTOV/stihi31.html (дата обращения: 08.07.2023).

Белоглазова Е. В. Полидискурсивность в контексте идей о дискурсивной ге­терогенности // Актуальные проблемы современной лингвистики : сб. науч. ст. СПб., 2010. Вып. 2. С. 105—111.

Бусарева С. Поиск новых средств знаковости в цифровую эпоху // Новое литературное обозрение. 2021. № 1 (167). С. 235—243.

Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 6. С. 5—90.

Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.

Дарин А. Персеверация // TextOnly. 2015. № 1 (43). URL: http://textonly.ru/ votum/?issue=43&article=38878 (дата обращения: 08.07.2023).

Демьянков В. З. Социокультурная когнитивная инженерия // Когнитивные исследования языка. 2018а. Вып. 35. С. 13—21.

Демьянков В. З. Трансфер идей герменевтики в когнитивную лингвистику // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018б. № 4. С. 5—14.

Захаркив Е. В. Современная поэзия в эпоху цифровых технологий: новая функция прагматических маркеров // Новое литературное обозрение. 2021. № 1 (167). С. 211—221.

Зубова Л. В. Д. А. Пригов: инсталляция словесных объектов // Неканониче­ский классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940—2007) : сб. ст. и матер. М., 2010. С. 540—565.

Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. М., 2014.

Кибрик А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе : дис. … д-ра фи­лол. наук. М., 2003.

Коблов К. прототипы. СПб., 2018.

Кубрякова Е. С. Номинативный аспект речевой деятельности. М., 1986.

Кубрякова Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. М., 2012. С. 113—127.

Кукулин И. В. Машины зашумевшего времени. Как советский монтаж стал ме­тодом неофициальной культуры. М., 2015.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М., 2004.

Ловинк Г. Критическая теория интернета. М., 2019.

Мориц Ю. Поэзия. 2008. URL: http://owl.ru/morits/stih/takim-obrazom-push kin.htm (дата обращения: 08.07.2023).

Мухтаруллина А. Р. Термины-метафоры в компьютерном дискурсе // Вест­ник Башкирского университета. Филология и искусствоведение. 2012. Т. 17, № 3 (I). С. 1628—1631.

Паризи Л. Инструментальный разум, алгоритмический капитализм и неис­числимое // Новое литературное обозрение. 2019. № 4 (158). С. 169—181.

Парщиков А. Нефть. [2003]. URL: http://parshchikov.ru/neft/neft (дата обра­щения: 08.07.2023).

Парщиков А. Возвращение ауры? // Новое литературное обозрение. 2006. № 6 (82). С. 391399. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2006/6/vozvrash henie-aury.html (дата обращения: 08.07.2023).

Парщиков А. Дирижабли. М., 2014.

Ревзина О. Г. Язык и дискурс // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 1999. № 1. С. 25—33.

Ревзина О. Г. Дискурс и дискурсивные формации // Критика и семиотика. 2005. № 8. С. 66—78.

Родионова А. Простые рефлекторы // Транслит. 2019. № 22. С. 84—87.

Родионова А. А. «У нас не автоматическая станция». Фильтры технического воображения в поэзии Г. Сапгира и И. Холина // Новое литературное обозре­ние. 2022. № 4 (176). С. 254—269.

Самостиенко Е. В. Рендеры умозрения: об интроспективных режимах в поэ­зии Алексея Парщикова // Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова : сб. ст. М., 2022. С. 82—89.

Сафонов Н. Пространство, которого нет, когда оно будет // Around Art. 2016. URL: http://aroundart.org/2016/05/13/prostranstvo-kotorogo-net-kogda- ono-budet/ (дата обращения: 08.07.2023).

Симондон Ж. Суть техничности / пер. Д. Скопина // Синий диван. 2013. № 18. C. 93—114.

Соколова О. В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR. М., 2014.

Соколова О. В. Особенности референции в авангардном художественном дискурсе (итальянский, русский и американский авангард) // Образы языка и зигзаги дискурса : сб. науч. ст. к 70-летию В. З. Демьянкова. М., 2018. С. 227—240.

Соколова О. В. От авангарда к неоавангарду: язык, субъективность, культур­ные переносы. М., 2019.

Стиглер Б. Время чтения и новые инструменты памяти // Лаканалия. 2019. № 32. С. 142—166.

Улунов Г. 200 000 стихов о насте // Премия Аркадия Драгомощенко. Сайт пре­мии. 2020. URL: https://atd-premia.ru/2020/09/12/ (дата обращения: 08.07.2023).

Фещенко В. В. Художественная коммуникация: от семиотических моделей к лингвоэстетической теории // Слово.ру: балтийский акцент. 2021. Т. 12, № 1. С. 7—31.

Фещенко В. В. Язык в языке. Художественный дискурс и основания лингвоэс­тетики. М., 2022а.

Фещенко В. В. Continuous reframing: Дж. Лакофф, когнитивная лингвистика и «языковая поэзия» // Критика и семиотика. 2022б. № 2. С. 9—17.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. М., 2020.

Хуэй Ю. Вопрос о технике в Китае. Эссе о космотехнике. М., 2023.

Цве О. Вслед за «Notzeit» Барретта Уоттена: шесть поэтов об опыте изоля­ции // Флаги. 2021. URL: https://flagi.media/piece/203 (дата обращения: 08.07.2023).

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 193—230.

Ямпольский М. Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография, философия). СПб., 2015.

Bruno G. Surfaces matters of aesthetics, materiality, and media. Chicago, 2014.

Chun W. H. K. Control and Freedom. Cambridge, 2006.

Drucker J. Graphesis. Visual Forms of Knowledge Production. Cambridge, 2014.

Farman J. Mobile interface theory: embodied space and locative media. N. Y. ; L., 2012.

Fauconnier G., Turner M. Conceptual blending, form and meaning // Recherches en communication. 2003. Vol. 19. Р. 57—86. doi: 10.14428/rec.v19i19.48413.

Friedberg A. The Virtual Window: From Alberti to Microsoft. Cambridge MA, 2006.

Galloway A. Interface Effect. Cambridge ; Malden, 2012.

Hayles N. K. How we became posthuman: virtual bodies in cybernetics, literature, and informatics. Chicago ; L., 1999.

Nelson T. Complex information processing: a file structure for the complex, the changing and the indeterminate // Association for Computing Machinery: Proceed­ings of the 20th National Conference. Cleveland, 1963. P. 84—100.

Pold S. Button // Software Studies: A Lexicon. Cambridge МА, 2006.

Simondon G. Entretien sur la mechanology // Revue de synthèse. 2009. № 1. P. 103—132.

Stockwell P. Cognitive Poetics: An Introduction. N. Y. ; L., 2002.

Tsur R. Emotions, Emotional Qualities and Poetry // Psychocultural Review. 1978. № 2. P. 165—180.

Verhoeff N. Mobile Screens. The Visual Regime of Navigation. Amsterdam, 2012.